Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Лепёшина Д.А.
и судей Сергеевой С.М. и Никулина П.Н.
при секретаре Пурышевой С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 03 марта 2016 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации Петушинского района Владимирской области Кузьминой Н.А., действующей на основании доверенности, на решение Петушинского районного суда Владимирской области от 15 октября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Бутова А.М. удовлетворить.
Признать за Бутовым А.М. право на получение социальных выплат для приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и обязать администрацию муниципального образования "Петушинский район" восстановить Бутова А.М. в Списке граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, - граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с даты подачи заявления.
Заслушав доклад судьи Сергеевой С.М., объяснения представителя администрации Петушинского района Владимирской области Кузьминой Н.А., действующей на основании доверенности, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бутов А.М. обратился в суд с иском к администрации Петушинского района Владимирский области и просил признать за ним право на получение социальных выплат для приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и обязать администрацию муниципального образования "Петушинский район" восстановить его в Списке граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы с даты подачи заявления.
В обоснование иска указал, что ****., приложив необходимые документы, он обратился в администрацию Петушинского района с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством". В заявлении указал, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. N 153 он относится к категории граждан, выезжавших с районов Крайнего Севера и постановлен на учет и признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту жительства в Петушинском районе. Согласно протоколу заседания комиссии по распределению государственных жилищных сертификатов и субсидий на приобретение жилья администрации Петушинского района от ****., его заявление было удовлетворено и он был включен под **** в Список граждан на получение государственных жилищных сертификатов и субсидий. Решением комиссии от ****. он был исключен из состава участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" ввиду отсутствия доказательств обоснованности участия его в указанной подпрограмме, поскольку стаж его работы в районах Крайнего Севера составляет менее 15 лет.
Полагал, что на дату обращения с заявлением ****. он имел право на участие в подпрограмме в связи с соблюдением всех условий, установленных законодательством.
В судебном заседании Бутов А.М. поддержал заявленные требования в полном объеме по изложенным основаниям.
Представитель ответчика- администрации Петушинского района Владимирской области Кузьмина Н.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Указала, что к основанию для отказа в постановке на учет относится несоответствие гражданина требованиям ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002г. N 125 ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Бутов А.М. был первоначально включен в Список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Затем, при проведении проверки представленных Бутовым А.М. сведений и документов было выяснено, что стаж работы Бутова А.М. в районах Крайнего Севера составил ****, то есть менее 15 лет. Кроме того, Бутов А.М. не состоял по месту жительства на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Данные обстоятельства послужили причиной исключения Бутова А.М. из Списка граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов и субсидий на приобретение жилья. Считала, что правовых оснований для получения истцом социальной выплаты в рамках подпрограммы нет.
Третье лицо- Департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, в судебное заседание своего представителя не направил.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Петушинского района Владимирской области Кузьмина Н.А., действуя на основании доверенности, просит отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Бутова А.М. в полном объеме, поскольку судом неверно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права.
В суд апелляционной инстанции Бутов А.М. и представитель Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (телефонограммой и посредством факсимильной связи), не явились. От представителя Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права.
Федеральным законом от 25.10.2002г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее- закон N 125-ФЗ) установлено право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.
Согласно требованиям ст. 1 закона N 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002г. N 879.
Согласно п. 9 указанного Положения для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства документы, в том числе заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в силу п. 12.1 указанного Положения является несоответствие гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"; непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 9.
Судом установлено, что Бутов А.М. начал работать в районах Крайнего Севера ****.
Согласно сведениям отдела адресно-справочной работы УФМС России по Владимирской области Бутов А.М. с ****. зарегистрирован по адресу: ****
****. Бутов А.М. обратился в администрацию Петушинского района Владимирской области с заявлением на включение в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством".
Согласно протоколу заседания комиссии по распределению государственных жилищных сертификатов и субсидий на приобретение жилья администрации **** от 23.07.2012г., его заявление было удовлетворено и он был включен под **** в Список граждан на получение государственных жилищных сертификатов и субсидий.
Решением комиссии от ****. Бутов А.М. был исключен из состава участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" ввиду отсутствия доказательств обоснованности участия его в указанной подпрограмме, поскольку стаж его работы в районах Крайнего Севера составляет менее 15 лет.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Бутов А.М. незаконно исключен из состава участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством", поскольку имеет стаж работы в районах Крайнего Севера более 15 лет.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда.
Суд необоснованно включил в указанный стаж период работы истца с ****. по ****. в ОАО З.", поскольку данный период работы истца подтвержден только справкой данной организации от ****. ****, что противоречит требованиям закона.
Согласно ст. 314 ТК РФ порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Исходя из п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что необходимо различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При этом органом, осуществляющим индивидуальный персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования, согласно ст. 5 Федерального закона от 01.04.1996г. N 27-ФЗ является Пенсионный фонд РФ.
В силу ст. 66 ТК РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В соответствии с положениями ст. 309 ТК РФ документом, подтверждающим период работы у работодателя- физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, является трудовой договор, заключенный в письменной форме.
Таким образом, справка ОАО З." от ****. **** не может являться документом, подтверждающим стаж работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Тем более, что указанная справка подписана заместителем генерального директора ОАО З. К., при этом полномочия указанного лица на выдачу таких справок не подтверждены.
Иных документов, подтверждающих факт работы с ****. по ****. в ОАО З.", истцом не представлено. В трудовой книжке истца запись об указанном периоде работы отсутствует.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что Бутов А.М. не имеет 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и соглашается с позицией ответчика о том, что стаж работы истца в указанных районах менее 15 лет.
По смыслу ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" для приобретения права на получение жилищных субсидий граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, должны иметь общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, либо такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет, но при этом состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Аналогичные условия предоставления социальной выплаты указаны в Постановлении Правительства РФ от 21.03.2006г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Поскольку стаж работы Бутова А.М. составляет менее 15 лет, для возникновения у него права на жилищную субсидию ему необходимо было состоять по месту жительства на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Однако, согласно ответу, полученному из администрации МО "Рабочий поселок Искателей" от ****. ****, Бутов А.М. в очереди на улучшение жилищных условий не состоял.
Таким образом, Бутов А.М. не соответствует требованиям ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", а, значит, не имеет право на получение жилищной субсидии.
Поскольку судом первой инстанции, неверно определены обстоятельства имеющие значение для дела, неверно применены нормы материального права, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое решение об отказе Бутову А.М. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петушинского районного суда Владимирской области от 15 октября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Бутова А.М. к администрации Петушинского района Владимирский области о признании за ним права на получение социальных выплат для приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и обязании администрации муниципального образования "Петушинский район" восстановить его в Списке граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы с даты подачи заявления- оставить без удовлетворения.
Председательствующий Д.А. Лепёшин
Судьи С.М. Сергеева
П.Н. Никулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.