Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Лепёшина Д.А.,
судей Гришиной Г.Н. и Никулина П.Н.,
при секретаре Пурышевой С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 3 марта 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе **** на решение Собинского городского суда Владимирской области от 21 декабря 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований **** отказать.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения истца Хренова Н.Н., просившего об отмене решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хренов Н.Н. обратился в суд с иском, с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости и обязании назначить указанную пенсию с ****.
В обоснование своих требований указал, что решением УПФ РФ (ГУ) в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области от **** ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пп. 2 п. 1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого стажа в связи с тяжелыми условиями труда. После проверки УПФ РФ (ГУ) по Владимирской области период работы с **** по **** в должности **** зачтен в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пп. 7 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по Списку профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года N 273. Однако продолжительности стажа, составляющего **** лет **** месяц **** дней с учетом периода работы в должности **** с **** по ****, недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ. Истец полагает, что период работы в должности **** следует расценивать как работу в тяжелых условиях труда в лесной отрасли. Утверждает, что с учетом данного периода имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с уменьшения возраста. Просит суд назначить ему досрочную страховую пенсию с даты обращения в УПФ РФ (ГУ) в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области с заявлением о назначении пенсии, т.е. с ****.
В судебном заседании истец Хренов Н.Н. и его представитель адвокат Механикова Л.И. поддержали заявленные требования с учетом уточнений.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области Петрова С.В. уточненные исковые требования не признала, ссылаясь на то, что назначение пенсии по пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 ноября 2013 года N 400-ФЗ невозможно, поскольку суммирование периода работы истца в должности **** с **** по **** ( **** лет **** месяцев **** дней) с периодом работы в должности **** с **** по **** ( **** месяц **** дней), предусмотренное п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, не дает необходимых 12 лет 6 месяцев специального стажа. При этом указала, что назначение пенсии с уменьшением возраста по пп. 7 п.1 ст. 30 указанного закона не предусмотрено. Просила Хренову Н.Н. в иске отказать.
Суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Хренов Н.Н. ставит вопрос об отмене решения, считая его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика УПФ РФ (государственного учреждения) в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области не явился, о явке извещался по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представил, просьб об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражении на нее, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
При рассмотрении спора суд правильно определили истолковал подлежащие применению нормы материального права, установилимеющие значение для дела обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным по делу доказательствам, при этом не допустил нарушений процессуального права и постановилобоснованное решение.
Разрешая спор по существу и отказывая Хренову Н.Н. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у истца специального стажа с тяжелыми условиями труда, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости с уменьшением возраста по пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, а также об отсутствии у истца специального стажа на лесозаготовках, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости по пп. 7 п. 1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ с уменьшением возраста.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на требованиях норм материального права, обоснованно примененных судом, а также подтверждены материалами дела.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 30 указанного закона страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, и мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ N 516 от 11 июля 2002 года и утвержденными им Правилами исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях", предусмотрено суммирование различных льготных периодов работ. При этом, указано, что к работе по подпункту 2 ст. 27 ФЗ (работе с тяжелыми условиями труда) можно произвести суммирование периодов работ по пп. 7 ст. 27 (работе на лесозаготовках и лесосплаве), однако только при досрочном назначении пенсии в соответствии с абзацем первым подпункта 2 п. 1 ст. 27 ФЗ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 3), который предусматривает стаж 12 лет 6 месяцев.
В соответствии с вышеуказанными Правилами к периодам работы по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ суммируются периоды работ, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 27 указанного Федерального закона, однако только в целях назначения пенсии по абзацу 1 подпункта 2 пункта 1 статьи 27, требующему наличие специального стажа в 12 лет и 6 месяцев, а не по абзацу второму указанной нормы, предоставляющему право на назначение пенсии с уменьшением возраста.
Суд первой инстанции руководствовался следующими списками: Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г., применяемых при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда; Списком профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "ж" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 273 "Об утверждении Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда", применяемого при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования.
Списком N 2 от 1956 года в разделе ХХII "Лесозаготовки" подразделе "Заготовка и сплав леса" предусмотрены "обрубщики сучьев" и "трактористы на трелевке и вывозке леса".
В Списке N 2 от 1991 года, применяемого для учета периодов выполнения соответствующих работ с 1 января 1992 года, раздел "Лесозаготовки" отсутствует.
Суммирование льготных периодов работы может иметь правовое значение только в том случае, если в результате суммирования периодов работы по Списку N 2 от 1956 года и периодов работы в качестве рабочих и мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, получится специальный стаж продолжительностью не менее 12 лет 6 месяцев. В этом случае возникает условие, при котором можно реализовать право на досрочную пенсию по достижении возраста 55 лет (для мужчин), как указано в абзаце первом пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ.
Таким образом, если в результате суммирования работ специальный стаж составляет менее 12 лет 06 месяцев, то правило об уменьшении возраста пропорционально продолжительности специального стажа не применяется в силу прямого указании п. 3 Постановления Правительства РФ N 516.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии Хренов Н.Н. достиг возраста **** лет, его стаж работы с тяжелыми условиями труда, составляет **** года **** месяца **** дней.
Также, из материалов дела следует, что Хренов Н.Н. работал в должности **** с **** по ****, с **** переведен ****, где проработал до **** (л.д. 6-15).
Суд первой инстанции, установив, что действующим после 1 января 1992 года законодательством выполняемая истцом работа не относится к работе с тяжелыми условиями труда, по состоянию на 1 января 1992 года у истца стаж работы с тяжелыми условиями труда составил **** года **** месяца **** дней (с **** по ****), что менее половины стажа работы в тяжелых условиях труда ( **** лет **** месяцев), пришел к верному выводу о том, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пп. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с уменьшением возраста Хренов Н.Н. не имеет.
При суммировании вышеуказанного периода работы с тяжелыми условиями труда и периода работы, непосредственно связанного с лесозаготовкой, с **** по **** специальный стаж Хренова Н.Н. составит **** лет **** месяц **** дней, то есть менее требуемого стажа для назначения досрочной пенсии по старости по пп. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
На основании изложенного, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что на момент обращения истца в УПФ РФ (ГУ) в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области ( ****) специальный стаж работы Хренова Н.Н. на лесозаготовках составил **** лет **** месяц **** дней (с **** по ****), что менее требуемого в **** лет **** месяцев.
Назначение пенсии с понижением возраста по пп. 7 п. 1 ст. 30 Федеральным законом "О страховых пенсиях" не предусмотрено.
Судом установлено, что Хренов Н.Н. не приобрел права на досрочную страховую пенсию по старости, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 30 и пп. 7 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем, суд обоснованно отказал Хренову Н.Н. в ее назначении.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности выводов суда, изложенных в решении, фактически выражают несогласие с выводами суда и постановленным решением, при этом выводов суда не опровергают и не содержат предусмотренных статьей 330 ГПК РФ правовых оснований для отмены решения.
При указанных обстоятельствах, обжалуемое решение суда основано на анализе пенсионного законодательства, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Собинского городского суда Владимирской области от 21 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хренова Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Лепёшин Д.А.
Судьи Гришина Г.Н.
Никулин П.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.