Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Семенова А.В.
и судей Огудиной Л.В., Емельяновой О.И.,
при секретаре Пурышевой С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 4 февраля 2016 года административное дело по апелляционной жалобе администрации Александровского района Владимирской области на решение Александровского городского суда Владимирской области от 1 октября 2015 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Аристовой Е. Н. удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации Александровского района от **** об исключении семьи заявителя Аристовой Е. Н. из списка семей, участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Возложить на администрацию Александровского района обязанность в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда восстановить Аристову Е. Н. совместно с членами семьи в список молодых семей - участников подпрограммы федеральной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
О принятом администрацией Александровского района решении в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда сообщить Аристовой Е. Н. и в Александровский городской суд.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., судебная коллегия
установила:
Аристова А.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Александровского района, предъявив указанные выше исковые требования.
В обоснование требований указала, что в феврале 2014 года обратилась в администрацию Александровского района с заявлением о включении её с семьей (супруг и двое детей) в список молодых семей по Александровскому району для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы". Решением администрации района она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список участников данной подпрограммы, о чем ей сообщено письмом от ****. Однако письмом от **** ей сообщили об исключении из числа участников данной подпрограммы в связи с превышением её супругом Ю. установленного программой предельного 35-летнего возраста. Полагала данное решение незаконным, поскольку нормами действующих нормативных актов такое основание для исключения из списков отсутствует, решение нарушает её права и права членов семьи на улучшение жилищных условий путем получения выплаты.
В судебном заседании Аристова Е.Н. поддержала требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель администрации Александровского района Горбачева М.А. требования не признала, полагая оспаривамое решение законным. Пояснила, что превышение одним из супругов возраста 35 лет до момента оформления списка претендентов на получение социальной выплаты препятствует их включению в данный список и лишает права участвовать в целевой программе по данной категории. Семья Аристовых была поставлена в список молодых семей в феврале 2014 года, когда бюджет на 2014 год по предоставлению субсидий уже был сформирован, в связи с чем они не могли реализовать свое право. В 2015 году в связи с достижением Ю. возраста 36 лет, они не могут быть участниками подпрограммы.
Судом постановлено указанное выше решение
Администрацией Александровского района подана апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного, в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением и истолкованием норм материального права.
Судебная коллегия, заслушав объяснения представителя административного ответчика Горбачевой М.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу административного истца Аристовой Е.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и письменных возражений, не находит предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда с учетом следующего.
В соответствии с пунктами "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции и дополнительно судом апелляционной инстанции, постановлением администрации Следневского сельского поселения Александровского района Владимирской области от **** **** утвержден протокол жилищной комиссии от **** ****, и заявитель Аристова Е.Н., **** года рождения, в составе семьи (она, супруг Ю., **** года рождения, дочь С., **** года рождения, сын Н., **** года рождения) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ (как молодая семья), дата подачи заявления ****.
Решением Совета народных депутатов Александровского района от **** **** "О принятии к осуществлению части полномочий по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления поселений, расположенных на территории Александровского района" администрация Александровского района приняла к осуществлению с 2014 года от муниципального образования Следневское сельское поселение полномочия по вопросам предоставления молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и являющимися участниками подпрограммы "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Александровского района", социальных выплат за счет средств местного бюджета Следневского сельского поселения.
Постановлением администрации Александровского района от **** **** утверждена муниципальная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Александровского района" на 2014-2020 годы, в которую вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей Александровского района на 2014-2016 годы". Объем финансирования данной программы определен с учетом средств: федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, собственных и заемных средств молодых семей.
В Приложении **** к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей Александровского района на 2014-2016 годы" определен Порядок формирования списков молодых семей - участников подпрограммы, согласно которому рассмотрение заявлений участников и формирование списков участников подпрограммы возложено на администрацию Александровского района.
Аналогичная подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей Владимирской области" утверждена постановлением Губернатора Владимирской области от **** ****.
Постановлением Правительства РФ от **** **** утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы", включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением **** к данной подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Целью указанной подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Согласно п. 6 названных Правил (Приложение ****, в редакции от ****, действующей по ****) участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с пунктами 20, 22-24 данных Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который утверждает данные списки.
Основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является, в том числе, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил (п. 18).
По делу установлено, что **** Аристова Е.Н. обратилась в администрацию Александровского района с заявлением о включении её молодой семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей Александровского района на 2014-2016 годы", приложив необходимые документы.
Уведомлением администрации Александровского района от **** Аристовой Е.Н. сообщено, что на основании Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы" она включена в список молодых семей по Александровскому району для участия в подпрограмме.
В 2014 году право на получение социальной выплаты Аристовой Е.Н. не реализовано.
Аристова Е.Н. составом семьи 4 человека включена в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату, на **** по Следневскому сельскому поселению.
Однако, несмотря на соответствие п. 6 Правил, молодая семья не по её вине не была включена в списки молодых семей - участников подпрограммы,
утвержденные **** исполняющим обязанности Губернатора области.
**** супруг административного истца - Ю. достиг возраста 36 лет.
**** **** администрацией Александровского района в адрес Аристовой Е.Н. направлено уведомление об отказе в признании её молодой семьи участницей указанной подпрограммы, так как возраст её супруга превысил 35 лет.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав примененные нормы материального права, изложенные в судебном решении, указал, что системный анализ действующих правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период её действия предусматривается предоставление социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
При этом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников данной подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
Установив, что на момент обращения в феврале 2014 года и включения в 2014 году в муниципальный список на получение социальной выплаты в 2015 году молодая семья Аристовых отвечала условиям, предъявляемым Правилами к участникам подпрограммы, и, будучи включенной в соответствующий список органом местного самоуправления, не по своей вине не была включена в сводный список, утверждаемый органом исполнительной власти субъекта РФ на получение выплат в 2015 году, и, учитывая, что вопрос о предоставлении семье социальной выплаты не рассматривался, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у администрации Александровского района правовых оснований для исключения Аристовой Е.Н. из списка молодых семей - участников названной выше подпрограммы.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку судом правильно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, верно произведен выбор правовых норм, регулирующих возникшие правоотношения, и эти нормы нашли в решении верное истолкование. Резолютивная часть решения изложена в соответствии с положениями ст. 227 КАС РФ.
Отклоняя доводы жалобы, судебная коллегия учитывает, что действующие Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья и порядок формирования списков молодых семей, утвержденный органом местного самоуправления и органом власти субъекта, не регулируют порядок, условия и возможность исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы. При этом на день утверждения органом исполнительной власти субъекта сводного списка претендентов на получение социальной выплаты в 2015 году семья Аристовых соответствовала условиям п. 6 Правил. Кроме того, государство, включая молодую семью в качестве участника подпрограммы, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по социальной поддержке. Как следует из объяснений представителя административного ответчика, в настоящее время предоставляются выплаты по состоянию на 2011 год. Учитывая изложенное, Аристова Е.Н. с семьей не могла быть лишена права состоять в списке молодых семей - претендентов на получение указанной выплаты, тем более, что при включении в список не решался вопрос о предоставлении социальной выплаты.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, не нарушает прав административного ответчика. Оснований для отмены судебного решения, в том числе по доводам апелляционной жалобы, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 308 - 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Александровского городского суда Владимирской области от 1 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Александровского района Владимирской области - без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Семенов
Судьи: Л.В. Огудина,
О.И. Емельянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.