Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
и судей Огудиной Л.В., Семенова А.В.
при секретаре Пурышевой С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 9 февраля 2016 года административное дело по апелляционной жалобе Трактировой Л.П. на решение Селивановского районного суда Владимирской области от 11 ноября 2015 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Трактировой Л. П. к администрации муниципального образования городское поселение пос. Красная Горбатка Селивановского района Владимирской области, и.о. главы муниципального образования городское поселение пос. Красная Горбатка Селивановского района о признании незаконным решения жилищной комиссии об отказе в восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении с **** и возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в жилом помещении с ****, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Трактирова Л.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования городское поселение (далее - администрация МО ГП) пос. Красная Горбатка Селивановского района и И.о. главы муниципального образования Сафонову М.А., предъявив указанные выше требования.
В обоснование иска указала, что с **** состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы на ****, с данного учета не снята, что следует из решений завода и главы поселка Красная Горбатка от **** и **** о предоставлении ей из государственного жилищного фонда квартиры на трех членов семьи без снятия с очереди. До настоящего времени её жилищные условия не изменились. Также она принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МО ГП пос. Красная Горбатка в апреле 2013 года, однако **** жилищной комиссией и администрацией городского поселения ей отказано в восстановлении на данном учете по месту жительства с даты постановки на учет по месту работы, то есть с ****. Ссылаясь на положения ст. 49 ЖК РФ, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от **** N 189-ФЗ, ст. 1 ЖК РСФСР и Конституции РФ, полагала данное решение незаконным, нарушающим её право на жилище исходя из даты первичной постановки на учет.
В судебном заседании административный истец Трактирова Л.П. и её представитель Подгорнов Н.В. поддержали изложенные в заявлении доводы. Дополнительно указали, что поскольку административный истец не снята с учета нуждающихся в жилом помещении, отказ в восстановлении её на учете в администрации городского поселения с даты постановки на учет по месту работы является незаконным и нарушает её право на жилище.
Административный ответчик - и.о. главы администрации МО ГП пос. Красная Горбатка Сафонов М.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв с просьбой о принятии решения на усмотрение суда, в котором указал, что администрация МО ГП пос. Красная Горбатка, как орган местного самоуправления, начала осуществлять свою деятельность с 2006 года, и была уполномочена на постановку граждан на учет нуждающихся в жилом помещении. На момент реорганизации и признания ОАО " ****" банкротом списки на получение жилья граждан, работающих на данном предприятии, им не передавались. При принятии оспариваемого Трактировой Л.П. решения от ****, жилищная комиссия приняла во внимание, что указанное Общество являлось коммерческой организацией и список нуждающихся в получении жилья в администрацию никогда не передавался.
Представитель администрации МО ГП пос. Красная Горбатка -Сафонова М.М. ссылалась в судебном заседании на аналогичные доводы, пояснив, что завод имел свой жилищный фонд, созданная на предприятии очередь нуждающихся в жилье для принятия на учет по месту жительства в орган местного самоуправления не передавалась.
Заинтересованные лица Силанова Ю.В. и Силанов А.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение.
Трактировой Л.П. подана апелляционная жалоба, в которой она просит отменить решение суда как незаконное, в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, нарушением или неправильным применением норм материального и процессуального права. Ссылаясь на ст.ст. 1, 5, ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, ст. 56 ЖК РФ и альтернативный учет нуждающихся до 01.03.2005, указывает, что судом не установлено оснований, подтверждающих утрату её права стоять на очереди нуждающихся в жилье, которое сохраняется до момента предоставления жилого помещения. Полагает, что МО ГП пос. Красная Горбатка должно было принять от муниципального образования Селивановский район вместе с муниципальным жилищным фондом и списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не только по месту жительства в поселке, но и по месту работы. Также предоставление жилых помещений до 2005 года производилось из государственного жилищного фонда, находившегося в ведении местных Советов народных депутатов.
Апелляционное рассмотрение проведено в отсутствие неявившихся административных ответчиков и заинтересованных лиц - Силановой Ю.В., Силанова А.А., извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, неявка которых не препятствует рассмотрению дела.
Заслушав объяснения Трактировой Л.П., поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений административного ответчика, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены судебного решения с учетом следующего.
Статья 30 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005, на момент возникновения правоотношений, предусматривала, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
В силу ст. 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании заявлений граждан производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, действующего с 01.03.2005, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
На основании п. 11 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Владимирской области, утвержденных решением Владимирского облисполкома и президиума облсовпрофа от 30.12.1988 N 665/25, признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий и включались в списки учета граждане, постоянно проживающие в данном населенном пункте, имеющие обеспеченность жилой площадью не более 6,0 кв.м на одного человека, а также независимо от размера занимаемой площади по иным, названным в данном пункте основаниям, в том числе - при
проживании на условиях поднайма в частных жилых помещениях.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о принятии на учет, предусмотрен п. 9 данных Правил и п. 12 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335, действующих до 01.03.2005.
Пунктом 19 Примерных правил была предусмотрена ежегодная, в период с 1 января по 1 апреля, перерегистрация граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. Такая перерегистрация предусмотрена и действующим Законом Владимирской области от 06.05.2005 N 49-ОЗ (п. 21).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, **** был создан Красногорбатский поселковый Совет народных депутатов трудящихся, который **** переименован в Красногорбатский поселковый Совет народных депутатов; с **** полномочия исполнительного комитета данного Совета народных депутатов возложены на администрацию Красногорбатского поселкового Совета народных депутатов, которая с **** переименована в администрацию поселка Красная Горбатка. **** муниципальное образование поселок Красная Горбатка ликвидировано.
В настоящее время исполнительно-распорядительным органом МО городское поселение пос. Красная Горбатка является администрация, высшим должностным лицом - глава МО ГП пос.Красная Горбатка. Уставом муниципального образования к вопросам местного значения городского поселения отнесено обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.
На основании заявления Трактировой Л.П. от **** решением жилищной комиссии администрации МО ГП пос. Красная Горбатка от ****, последняя составом семьи 4 человека (она, её дочь Силанова Ю.В., зять Силанов А.А., внучка В.), признанные малоимущими, на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ принята на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. Данный протокол утвержден постановлением главы МО ГП пос. Красная Горбатка от **** ****.
В связи с заявлениями Трактировой Л.П. от **** и **** на имя и.о. главы администрации МО ГП пос. Красная Горбатка Сафонова М.А. о восстановлении её на учете в качестве нуждающихся с **** (даты её постановки на учет по месту работы), решением жилищной комиссии от **** (протокол ****), утвержденным постановлением и.о. главы МО ГП пос. Красная Горбатка от **** ****, ей отказано в удовлетворении заявления в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
По делу установлено, что **** в 1993 году был преобразован в АООТ " ****", с **** - в ОАО " ****", одним из основных видов деятельности которого являлось осуществление капитального строительства жилья. Решением Арбитражного суда Владимирской области от **** данное юридическое лицо признано несостоятельным (банкротом).Как следует из протокола **** совместного заседания профкома и администрации **** от ****, **** Трактирова Л.П. поставлена в очередь на получение жилья.
На основании совместного заседания профкома и администрации ОАО " ****" от **** (протокол ****) Трактировой Л.П. на состав семьи 3 человека предоставлена 2-х комнатная квартира ****, без снятия с очереди.
Главой поселка Красная Горбатка **** издано постановление **** о распределении Трактировой Л.П. указанной выше квартиры общей площадью **** кв.м (жилой - **** кв.м) на семью из 3-х человек.
На тот момент в состав семьи Трактировой Л.П. входили супруг Т., брак с которым расторгнут **** на основании решения Селивановского районного суда от ****, и дочь - Трактирова (после заключения брака **** Силанова) Ю.В.
В соответствии с решением Селивановского районного Совета народных депутатов от **** **** деревянные жилые дома в пос. Красная Горбатка, в том числе по **** - NN **** переданы из ОАО " ****" в муниципальную собственность МО Селивановский район.
Решением Селивановского районного Совета народных депутатов от **** **** объекты жилого фонда, в том числе жилой дом ****, переданы в муниципальную собственность муниципального образования ГП пос. Красная Горбатка и приняты последним решением Совета народных депутатов МО ГП пос. Красная Горбатка от **** ****.
Между ООО " ****", действующим от имени собственника жилого помещения и наймодателя - администрации МО ГП пос. Красная Горбатка, и Трактировой Л.П. **** заключен договор социального найма **** на указанную выше квартиру ****.
В настоящее время по указанному адресу зарегистрированы по месту жительства и проживают: Трактирова Л.П. - ****, её дочь - Силанова (Трактирова) Ю.В. - с ****, зять Силанов А.А. - с ****, несовершеннолетняя внучка В. - с ****.
Одновременно установлено, что бывший супруг административного истца - Т. в предоставленном жилом помещении по месту жительства не регистрировался и не проживает. В период с **** по **** он был зарегистрирован в пос.Красная Горбатка, ****, в период с **** по настоящее время - ****.
Разрешая заявленные требования, суд, установив указанные выше обстоятельства и проанализировав приведенные в решении нормы материального права, сделал выводы о том, что ОАО " ****" имел свой жилищный фонд и осуществлял жилищное строительство; списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, принятых на учет по месту работы в указанном Обществе, в администрацию муниципального образования не передавались; решения о формировании по городскому поселению пос. Красная Горбатка единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом граждан, вставших на учет по месту жительства и учитывавшихся по месту работы, в администрации поселения не принимались; до апреля 2013 года Трактирова Л.П. в администрацию городского поселения за постановкой на учет для предоставления жилого помещения не обращалась.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, исходя из того, что в связи с уменьшением состава семьи Трактировой Л.П. с трех до двух человек (она и дочь), приходящаяся на них жилая площадь была более 6 кв.м, пришел к выводу о том, что с момента получения жилого помещения у неё отпали основания для нахождения в очереди на улучшение жилищных условий ввиду обеспеченности жилой площадью в пределах нормы.
Отвергая довод Трактировой Л.П. о том, что предоставленная ей квартира имела частичные удобства, суд указал, что это не является основанием для оставления её на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом суд установил, что Трактирова Л.П. не принимала участие в ежегодной перерегистрации нуждающихся в жилье работников, не представляла обновленные документы. Представленную в суд книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ОАО " ****" суд обоснованно не принял во внимание в качестве доказательства, поскольку содержащиеся в ней документы не заверены надлежащим образом, не имеют подписей и печати юридического лица, а также содержат указание на даты их составления - **** годы. В связи с этим судом сделан вывод об отсутствии доказательств того, что Трактирова Л.П. после получения в **** года указанной выше квартиры продолжала состоять на жилищном учете.
Ссылка Трактировой Л.П. на аварийное состояние жилого дома **** обосновано не принята судом в качестве основания для удовлетворения требований, поскольку наличие частичных удобств, отсутствие горячей воды не могут служить основанием для восстановления её в очереди на получение жилой площади, а заключением межведомственной комиссии от **** установлены основания для признания жилого помещения подлежащим капитальному ремонту.
В связи с изложенным, а также, учитывая, что федеральным законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления принимать и учитывать граждан, состоявших на учете по месту работы, в списках нуждающихся в жилье по месту жительства, если эти граждане ранее не обращались в исполнительный орган в установленном порядке с заявлением о постановке их на учет по месту жительства, и органом местного самоуправления в порядке ч. 7 ст. 5 ЖК РФ решений о формировании единого для поселка Красная Горбатка списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом граждан, вставших на учет по месту жительства и учитывавшихся по месту работы, не принималось, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия жилищной комиссии администрации МО ГП пос. Красная Горбатка правомерны, и решение органа местного самоуправления об отказе Трактировой Л.П. в восстановлении на учете с **** не противоречит закону, и не нарушает её прав.
Судебная коллегия не находит оснований не согласится с выводами суда первой инстанции, поскольку судом верно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, правильно применены и истолкованы нормы материального права, не допущено существенного нарушения норм процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия учитывает, что по смыслу приведенных выше положений закона, с учетом ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, носит заявительный характер; до 01.03.2005 такой учет осуществлялся по выбору гражданина: по месту жительства, по месту его работы либо сразу по двум местам, после 01.03.2005 такой учет производится органами местного самоуправления исключительно по месту жительства, и перевод граждан, состоящих в списках очередности по месту работы, в списки очередности по месту жительства действующим законодательством не предусмотрен.
При таких обстоятельствах, а также, поскольку Трактирова Л.П. в 1988 году была принята на жилищный учет только по месту работы, доказательств нахождения её до банкротства предприятия на данном учете не представлено, в перерегистрации граждан, состоящих на учете, она не участвовала, до **** года с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и необходимыми документами по месту жительства она не обращалась и на этот учет до указанного времени не принималась, то оснований для признания незаконным решения органа местного самоуправления от **** об отказе в восстановлении административного истца на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с **** отсутствуют.
Кроме того, доводы о том, что решение о предоставлении Трактировой Л.П. на состав семьи 3 человека (она, супруг, дочь) двухкомнатной квартиры без снятия с очереди подтверждает факт нахождения её на учете нуждающихся по месту работы, несостоятельны. Действительно, с учетом того, что приходящаяся на каждого из трех человек предоставляемая жилая площадь ( **** кв.м : 3 чел.) была менее нормы предоставления (9 кв.м), установленной п. 35 Правил от 30.12.1988 и являющейся в соответствии с п. 48 Правил основанием для снятия с учета, Трактирова Л.П. была оставлена на учете нуждающихся. Однако, исходя из вселившихся в жилое помещение в установленном законом порядке административного истца и её дочери, на каждого до **** года приходилось по **** кв.м жилой площади ( **** кв.м : 2), то есть более нормы предоставления. В связи с чем, после **** года основания для оставления Трактировой Л.П. в очереди на улучшение жилищных условий отсутствовали. Иных оснований нуждаемости судом не установлено, и допустимых доказательств не представлено. Нуждаемость в улучшении жилищных условий возникла у Трактировой Л.П. лишь после увеличения состава её семьи, то есть после **** года.
Ссылка административного истца на ветхость занимаемого жилого помещения была предметом оценки судом первой инстанции, с которой оснований не согласиться у судебной коллегии не имеется. Также, исходя из материалов дела, предоставленное административному истцу в **** году жилое помещение с частичными удобствами было благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта. Допустимых доказательств того, что оно не отвечало установленным санитарным и техническим требованиям, суду не представлено.
Доказательств нарушения прав административного истца оспариваемым решением органа местного самоуправления в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ не представлено.
Доводы жалобы повторяют доводы административного истца и её представителя в суде первой инстанции, были предметом оценки судом и не нашли своего подтверждения, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств по делу и основаны на ошибочном толковании норм права, что не может повлечь отмену законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 308 - 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Селивановского районного суда Владимирской области от 11 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Трактировой Л. П. - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина
А.В. Семенов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.