Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Семёнова А.В. и Емельяновой О.И.
при секретаре Кузьминых Е.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 18 февраля 2016 года административное дело по апелляционной жалобе Администрации Кольчугинского района Владимирской области на решение Кольчугинского городского суда Владимирской области от 2 ноября 2015 года, которым постановлено:
Исковое заявление Становова О.С. удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации Кольчугинского района Владимирской области от 27 мая 2015 N493 и решение жилищной комиссии администрации Кольчугинского района Владимирской области от 22.05.2015 N5 об отказе в принятии Становова О.С. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения на основании пункта 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ, по категории - выехавшие из зоны отселения Чернобыльской АЭС.
Обязать администрацию Кольчугинского района Владимирской области рассмотреть вопрос о принятии Становова О.С. на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по категории - выехавшие из зоны отселения Чернобыльской АЭС в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Об исполнении данного решения администрация Кольчугинского района Владимирской области должна сообщить в Кольчугинский городской суд и Становову О.С. в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Семёнова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Становов О.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления администрации Кольчугинского района Владимирской области от 27 мая 2015 N493 и утвержденного им решения жилищной комиссии администрации Кольчугинского района Владимирской области от 22.05.2015 N5 об отказе в принятии Становова О.С. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения на основании пункта 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ, по категории - выехавшие из зоны отселения Чернобыльской АЭС.
В обоснование требований указано, что как лицо, выехавшее из зоны отселения Чернобыльской АЭС, Становов О.С. 20.05.2015 года обратился в администрацию Кольчугинского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Постановлением администрации Кольчугинского района Владимирской области от 27 мая 2015г. N493 утверждено решение жилищной комиссии администрации Кольчугинского района Владимирской области от 22.05.2015 N5 об отказе в принятии Становова О.С. на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на основании пункта 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ, поскольку не истек 5-летний срок со дня ухудшения жилищных условий, предусмотренный ст.53 ЖК РФ.
Административный истец просит признать указанные акты незаконными, поскольку действий по намеренному ухудшению жилищных условий с намерением состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, он не совершал. Поставленная ему в вину продажа жилой комнаты в г. **** имела место в связи со сменой места работы и переездом в другой город, а также невозможностью выплачивать кредит, взятый на приобретение комнаты. Кроме того изменения в закон, позволяющие ему претендовать на обеспечение жильем как лица, выехавшего из зоны отселения Чернобыльской АЭС, внесены после продажи им жилого помещения.
В судебном заседании Становов О.С. требования поддержал, просил их удовлетворить. Суду пояснил, что после продажи комнаты и перевода на работу из г. **** в г. **** он зарегистрировался в доме родителей в д. ****, откуда ему пришлось выписаться из-за проблем с судебными приставами. В приобретенной его матерью однокомнатной квартире в г. **** он проживать не может, поскольку его мать, как инвалид ****, пользуется льготами по оплате коммунальных платежей, которых она лишится, если он зарегистрируется в указанной квартире. В настоящее время он по договору найма проживает и зарегистрирован в квартире своего знакомого, которому родственником не доводится.
Представитель административного ответчика администрации Кольчугинского района Паньковская М.М. требования не признала. Суду пояснила, что отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения имел место на законном основании, поскольку Становов О.С. совершил отчуждение жилого помещения, с момента которого не прошло 5 лет. На основании договора купли-продажи от 12.10.2011г. ему принадлежала комната площадью **** кв.м. в г. ****, которую он продал 28.12.2012г. После этого он зарегистрировался в жилом помещении площадью **** кв.м. в ****, принадлежащем его матери С. 07.02.2014г. он снят с регистрационного учета и зарегистрирован в квартире О. - бывшего мужа его сестры. Также С. является собственником квартиры в ****, в которой зарегистрирована одна, где Становов О.С. также мог зарегистрироваться и был бы обеспечен жилой площадью. Однако он умышленно зарегистрировался в квартире О.
Также полагала, что продажа комнаты не связана с невозможностью погашать кредит, поскольку квартира приобретена в 2011году за **** рублей, из которых **** рублей заемные средства, а **** собственные средства. Продана комната в 2012 году за **** рублей.
Представитель заинтересованного лица Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором полагал решение органа местного самоуправления законным, поскольку Становов О.С. намеренно ухудшил жилищные условия, продав комнату в г. ****.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Кольчугинского района просит решение отменить, как незаконное. Полагает, что выводы суда об отсутствии умышленного ухудшения жилищных условий административным истцом не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей административного ответчика администрации Кольчугинского района и заинтересованного лица Департамента архитектуры и строительства администрации Владимирской области, извещенных надлежащим образом и представивших заявления о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства, которые в силу ст.306 КАС РФ вправе истребовать по собственной инициативе.
Основания для отмены, изменения решения суда первой инстанции предусмотрены ст. 310 КАС РФ.
Таких оснований судебная коллегия не усматривает.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилхарактер спорных правоотношений, установилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, при этом правильно истолковал и применил нормы материального и процессуального права. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит.
В соответствии с п.7 ст.17 Закона РФ от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Материалами дела подтверждается, что Становов О.С. **** г.р. является гражданином, выехавшим из зоны отселения ****, подвергшегося радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, где проживал с 01.06.1988 по 25.06.1989г., в связи с чем имеет право на указанную меру социальной поддержки.
На момент обращения с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения административный истец не являлся нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения.
Проживает по договору найма и зарегистрирован в жилом помещении, принадлежащем лицу, которое не является ему родственником.
Суд первой инстанции дал надлежащую оценку обстоятельствам изменения жилищных условий административного истца. В материалы дела представлены данные, что административный истец проходит службу в органах Федеральной службы исполнения наказания и приказом **** откомандирован для дальнейшего прохождения службы в распоряжение ****, где проходит службу с 01.11.2012г. Жилая комната по адресу **** была приобретена Станововым О.С. 12.10.2011г. в период его работы в ****. Продана комната 28.12.2012 года, то есть после смены места работы.
Как пояснил суду апелляционной инстанции административный истец, в **** он был зарегистрирован, но фактически не проживал в связи со значительной удаленностью от места работы. При этом по месту регистрации приходили извещения от судебных приставов, которые он, в силу указанных выше причин, не мог своевременно получать и исполнять. Это приводило к появлению сведений о нем, как о должнике на информационном ресурсе службы судебных приставов, что в связи с характером его работы негативно воспринималось его руководством.
Таким образом, снятие Становова О.С. с регистрации по месту жительства в **** также носило вынужденный характер.
В материалы дела представлены сведения о доходах Становова О.С. за 2011г., и шесть месяцев 2012 года, сведения о наличии алиментных обязательств и график платежей по кредитному договору. Указанные доказательства свидетельствуют, что на погашение кредита шла значительная часть его доходов, остававшихся после уплаты налога на доходы физических лиц и алиментов.
Также обоснованно суд указал, что право для постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по указанному основанию возникло у Становова О.С. в связи с принятием Федерального закона от 21.12.2013 N373-ФЗ "О внесении изменения в статью 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Данный закон вступил в силу с 03.01.2014г., то есть более чем через год после продажи административным истцом комнаты.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что продажа Станововым О.С. комнаты не была осуществлена с намерением приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Обоснованно суд отклонил и довод административного ответчика, что Становов О.С. умышленно не зарегистрировался в квартире, принадлежащей его матери по адресу ****, поскольку право на вселение в указанное жилое помещение и регистрацию в нем по месту жительства от воли Становова О.С. не зависит.
Поскольку единственным основанием для отказа в постановке Становова О.С. на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения было совершение им указанных действий, суд, с учетом изложенных выше обстоятельств, обоснованно признал такой отказ незаконным и возложил обязанность повторно рассмотреть заявление Становова О.С.
Руководствуясь ст.ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кольчугинского городского суда Владимирской области от 2 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кольчугинского района - без удовлетворения.
Председательствующий: Р.Е. Судакова
Судьи: А.В. Семёнов
О.И. Емельянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.