Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Завьялова Д.А.
при секретаре Гаришине А.В.,
с участием административного истца Кокоринова Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кокоринова Д.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Кокоринов Д.В. обратился во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением, уточнённым в ходе рассмотрения дела, об установлении кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости в размере **** рублей, по состоянию на 1 января 2012 года.
В обоснование ссылался на то, что кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года, утвержденная постановлением администрации Кольчугинского района Владимирской области N1099 от 9 ноября 2012 года, составляет ****, что не соответствует его рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке рыночной стоимости оценщика индивидуального предпринимателя Е. **** от ****, в размере **** рублей по состоянию на 1 января 2012 года.
По мнению Кокоринова Д.В., более высокая кадастровая стоимость земельного участка по сравнению с его рыночной стоимостью ведёт к неправомерному увеличению арендной платы и нарушает права заявителя, как арендатора этого земельного участка, плательщика арендной платы.
После проведения по делу судебной экспертизы, по заключению которой рыночная стоимость названного земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года определена в размере **** рублей, административный истец, согласившись с указанным заключением, уточнил заявленные требования, просил установить кадастровую стоимость названного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере **** рублей по состоянию на 1 января 2012 года.
В судебном заседании Кокоринов Д.В. поддержал заявленные требования с учётом уточнений по изложенным в них основаниям.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации" в лице филиала по Владимирской области (далее - ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Владимирской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление Росреестра по Владимирской области), администрация Кольчугинского района Владимирской области, администрация города Кольчугино Владимирской области, явка которых не признана судом обязательной, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, не представили, за исключением администрации Кольчугинского района Владимирской области, каких-либо отзывов, возражений относительно уточненных требований, а также правильности заключения экспертов ООО " **** **** от ****, его формы и содержания, размера определенной ими рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ****.
В направленном в суд письменном ходатайстве администрация Кольчугинского района Владимирской области просила установить кадастровую стоимость вышеназванного земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года в размере его рыночной стоимости **** рублей, то есть в соответствии с заключением проведенной по делу экспертами ООО **** судебной экспертизы.
В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, поэтому суд с учётом мнения участвующего в судебном заседании административного истца определилрассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся представителей вышеперечисленных лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения Кокоринова Д.В., исследовав и оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кокоринов Д.В. является арендатором находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 50 м. по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: **** относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, имевшего до **** разрешенное использование - для организации стоянки большегрузного транспорта (л.д.8-11,14-16,154,159).
На момент обращения Кокоринова Д.В. с настоящим административным исковым заявлением во Владимирский областной суд 16 октября 2015 года кадастровая стоимость названного земельного участка была установлена постановлением главы администрации Кольчугинского района Владимирской области от 9 ноября 2012 года N1099 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Кольчуинского района" в размере **** по состоянию на 1 января 2012 года (л.д.13,157,158).
Полагая, что указанная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** не соответствует рыночной стоимости и нарушает его права, как арендатора, уплачивающего арендную плату, исчисляемую исходя из кадастровой стоимости земельного участка, Кокоринов Д.В. обратился 16 октября 2015 года с настоящим административным исковым заявлением, уточнённым в ходе рассмотрения дела, во Владимирский областной суд (л.д.2-4,146-148).
В обоснование своих требований административный истец представил в суд отчет оценщика индивидуального предпринимателя Е. **** от ****, согласно которому рыночная стоимость этого земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года составляет **** рублей (л.д.17-104) и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков "НП "Межрегиональный союз оценщиков" N2002/09-15 от 29 сентября 2015 года (л.д.105-125).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В ходе рассмотрения дела судом была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 1 января 2012 года и проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (л.д.166-168).
Согласно заключению экспертов ООО ****. **** от **** величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 1 января 2012 года составляет **** рублей. Относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности в заключении экспертов указано, что в отчете об оценке выявлены нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в частности нет данных о предлагаемых к продаже объектах, кроме объектов - аналогов, что не позволяет осуществить проверку указанного диапазона стоимости земельного участка, информация об объекте - аналоге N2 не содержит полной информации о дате оценки. Данные обстоятельства не позволяют делать правильные выводы при определении итоговой величины стоимости объекта оценки, принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения, а также не позволяют произвести расчет стоимости. В связи с этим, и в соответствии с вопросом, поставленным в определении Владимирского областного суда от 27 октября 2015 года, экспертами высказано суждение о рыночной стоимости объекта оценки. Рыночная стоимость объекта оценки, определенная оценщиком ИП Е. при подготовке отчета **** от **** находится в границах интервала стоимости земельного участка, определенного в заключении эксперта. (л.д.179-277).
Экспертиза проведена сотрудниками общества с ограниченной ответственностью **** У. имеющей соответствующее образование, стаж работы в оценочной деятельности 9 лет, стаж работы судебного эксперта с 2013 года и С. имеющей соответствующее образование, стаж работы в оценочной деятельности с 2014 года, стаж работы судебного эксперта с 2015 года, предупрежденными об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Заключение экспертов **** от **** соответствует требованиям, предъявляемым статьёй 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, Федерального стандарта оценки (ФСО-7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611, Федерального стандарта оценки (ФСО-1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297, Федерального стандарта оценки (ФСО-2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N298, Федерального стандарта оценки (ФСО-3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299, а также действовавшим на период оценки Федерального стандарта оценки (ФСО-1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 256, Федерального стандарта оценки (ФСО-2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N255, Федерального стандарта оценки (ФСО-3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 254, содержит полное описание объекта оценки и произведенного расчета его рыночной стоимости, методов оценки, сведений об источниках цен, подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, в том числе относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также расписки экспертов о том, что они предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Правильность заключения экспертов, отвечающего требованиям статей 49,77,79,82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сторонами в ходе рассмотрения дела под сомнение не ставилась, это заключение оспорено не было, возражений относительно установленной экспертами рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 1 января 2012 года, а также формы и содержания экспертного заключения не поступало, ходатайства о назначении повторной экспертизы не заявлено. Более того, администрация Кольчугинского района Владимирской области согласилась с установлением кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года в размере его рыночной стоимости равной **** рублей, то есть с учетом проведенной по делу судебной экспертизы.
Оценив заключение экспертов в соответствии с правилами статьи 84, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает, что выводы экспертов отвечают принципам обоснованности и однозначности, а представленное заключение является объективным и допустимым доказательством рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ****
На основании заключения экспертов Кокоринов Д.В., согласившись с ним, в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 50 м. по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: **** относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для организации стоянки большегрузного транспорта, по состоянию на 1 января 2012 года, в размере его рыночной стоимости **** рублей (л.д.286).
При таком положении представленный в материалы дела отчет об оценке рыночной стоимости оценщика индивидуального предпринимателя Е. N **** от ****, суд не принимает в качестве достоверного и допустимого доказательства по данному делу в связи с его несоответствием требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. Положительное экспертное заключение о соответствии названного отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков "НП "Межрегиональный союз оценщиков" N2002/09-15 от 29 сентября 2015 года носит фактически нормативно-методический характер и не является подтверждением стоимости объекта оценки, определенной оценщиком индивидуальным предпринимателем Е.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
После обращения Кокоринова Д.В. с настоящим административным заявлением в областной суд в отношении земельного участка с кадастровым номером **** была определена новая кадастровая стоимость, основанием для определения которой являлось проведение кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования названного земельного участка (с установленного - для организации стоянки большегрузного транспорта, на новый - тяжёлая промышленность) (л.д.154,159).
Сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** внесены в государственный кадастр недвижимости 19 октября 2015 года в соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания), утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года N222, предусматривающим, что в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения её результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
В силу пункта 1.6 Методических указаний относительно земельного участка с кадастровым номером **** был оформлен Акт **** определения кадастровой стоимости земельных участков от ****, в соответствии с которым кадастровая стоимость этого земельного участка составляет ****.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой определения новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** является 19 октября 2015 - дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Исходя из положений статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", разъяснений, содержащихся в пунктах 14,15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", для определения арендной платы, исчисляемой из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и до даты внесения сведений о новой кадастровой стоимости, определенной, в том числе в рамках статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В данном случае Кокоринов Д.В. обратился во Владимирский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости названного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, 16 октября 2015 года.
При таком положении суд считает возможным установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 50 м. по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: ****, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для организации стоянки большегрузного транспорта, по состоянию на 1 января 2012 года, в размере его рыночной стоимости **** рублей на период с 1 января 2015 года и до даты определения его новой кадастровой стоимости, то есть до 19 октября 2015 года.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления, а Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 указанного Федерального закона), датой подачи заявления Кокоринова Д.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере его рыночной стоимости следует считать 16 октября 2015 года, то есть дату его обращения с настоящим административным исковым заявлением во Владимирский областной суд.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Кокоринова Д.В. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 50 м. по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: **** относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для организации стоянки большегрузного транспорта, по состоянию на 1 января 2012 года, в размере его рыночной стоимости **** рублей, на период с 1 января 2015 года и до даты определения его новой кадастровой стоимости, то есть до 19 октября 2015 года.
Считать датой подачи заявления Кокоринова Д.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости 16 октября 2015 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Владимирского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья
Владимирского областного суда Д.А.Завьялов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.