Судья Верховного суда Республики Коми Голиков А.А., при секретаре Глобу Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 17 февраля 2016 года в г. Сыктывкаре жалобу ГБУ РК "Центр правового обеспечения" в интересах Дорожного агентства Республики Коми на решение судьи Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 29 декабря 2015 года, которым постановление ... ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району П.., которым Дорожное Агентство Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменено, снижено наказание в виде административного штрафа до ... рублей.
В остальной части постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения,
установил:
постановлением ... ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району П ... от "Дата обезличена" Дорожное Агентство Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ГБУ РК "Центр правового обеспечения" в интересах Дорожного агентства Республики Коми обратилось в Усть-Куломский районный суд Республики Коми с жалобой, в которой просило признать незаконным и отменить указанное постановление.
Судьей принято вышеуказанное решение.
В жалобе, поданной в Верховный суд Республики Коми, ГБУ РК "Центр правового обеспечения" в интересах Дорожного агентства Республики Коми, просит решение судьи Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 29.12.2015 отменить в связи с его незаконностью и необоснованностью.
В судебное заседание Дорожное агентство Республики Коми явку своего представителя не обеспечило, извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела, об отложении рассмотрения дела не просило, доказательств уважительности неявки представителя в судебное заседание не представило.
Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя Дорожного агентства Республики Коми.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Статьей 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Административное правонарушение, предусмотренное статьей 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отнесено к главе 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Объективная сторона правонарушений, предусмотренных в главе 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о безопасности дорожного движения.
Субъектами данного правонарушения являются должностные и юридические лица, осуществляющие ремонт, содержание дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений и обязанные при этом соблюдать требования по обеспечению безопасности дорожного движения, а также лица, обязанные принимать меры по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Судом установлено, что "Дата обезличена" в ... час. ... мин. ... ИДПС ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги о том, что на участке автодороги подъезд к п. ... с км ... до км ... от автодороги ... км ... на протяжении всего участка в нарушение пункта 4.5.1.1 и пункта 4.5.1.3 ГОСТа Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" отсутствуют тротуары, которые устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.
"Дата обезличена" по факту нарушения Дорожным агентством Республики Коми ГОСТа Р 52766-2007 ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району в отношении Дорожного агентства Республики Коми составлен протокол ... об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Из протокола об административном правонарушении следует, что Дорожное агентство Республики Коми, являясь ответственным лицом за содержание улично-дорожных сетей в безопасном для дорожного движения состоянии допустило в Усть-Куломском районе Республики Коми на участке автодороги подъезд к п. ... с км ... до км ... от автодороги ... км ... на протяжении всего участка нарушение пункта 4.5.1.1 и пункта 4.5.1.3 ГОСТа Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования"; отсутствуют тротуары, которые устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты, располагают с обеих сторон дороги, что не отвечает требованиям безопасности дорожного движения и пункту 13 ОП ПДД РФ.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 3 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. К элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе, пешеходные дорожки и тротуары.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающего степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Согласно пунктам 4.5.1.1, 4.5.1.3 Стандарта тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. Тротуары располагают с обеих сторон дороги.
Исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности привлечения Дорожного агентства Республики Коми к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
При этом суд правильно исходил из того, что субъектом вменяемого правонарушения может быть и Дорожное агентство Республики Коми, поскольку на него возложены обязанности по содержанию автомобильных дорог в соответствии с предъявленными требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения.В соответствии с Положением "О Дорожном агентстве Республики Коми", утвержденное постановлением Правительством РК от "Дата обезличена" "Номер обезличен" Дорожное агентство Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по реализации государственной политики в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в Республике Коми, управлению и распоряжению автомобильными дорогами, находящимися в государственной собственности Республики Коми, предоставляющим государственные услуги в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
Основными задачами Агентства, как юридического лица, являются обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, улучшения их технического состояния; создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми; обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
В целях реализации основных задач Агентство осуществляет региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Ком; исполняет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Коми в части средств, предусмотренных на содержание Агентства и государственных учреждений Республики Коми, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Агентство, и на реализацию возложенных на Агентство функций; принимает меры по организации дорожного движения в случаях, предусмотренных законодательством.
Довод жалобы о том, что субъектом правонарушения является ОАО "Коми дорожная компания", которое в соответствии с условиями государственного контракта обязано содержать автомобильные дороги в МО МР "Усть-Куломский", МО МР "Корткеросский" не может быть принят во внимание.
Согласно пунктам 1, 4, 5 Положения о Дорожном агентстве Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от "Дата обезличена" "Номер обезличен", Дорожное агентство Республики Коми является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по управлению дорожным хозяйством Республики Коми, проводящим государственную политику и осуществляющим в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Республики Коми.
Дорожное агентство Республики Коми является юридическим лицом, имеет лицевой счет в органах казначейства и иные счета в банковских учреждениях, финансируется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
Одной из основных задач Дорожного агентства Республики Коми- это обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния (пункт 8 Положения).
В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от "Дата обезличена" "Номер обезличен" "О содержании и ремонте автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми" к полномочиям Дорожного Агентства Республики Коми отнесены вопросы определения и утверждения перечня участков автомобильных дорог и дорожных сооружений, подлежащих ремонту, на соответствующий финансовый год, а также внесение последующих изменений и дополнений в течение текущего финансового года исходя из объема финансирования республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий год, на основе анализа транспортно - эксплуатационного состояния автомобильных дорог, оценки технического состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений.
Во исполнение возложенных на Дорожное агентство Республики Коми полномочий, "Дата обезличена" между Дорожным агентством Республики Коми и ОАО "Коми дорожная компания" заключен государственный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог по содержанию автомобильных дорог в МО МР "Усть-Куломский", МО МР "Корткеросский" в "Дата обезличена" гг., согласно которому заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по содержанию автомобильных дорог в МО МР "Усть-Куломский", МО МР "Коркеросский" в "Дата обезличена" гг., обеспечив безопасное и бесперебойное движение транспортных средств, где спорный участок автодороги подъезд к п. ... с км ... до км ... от автодороги ... км ... входит в указанный перечень автомобильных дорог, является автомобильной дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения и состоит на балансе Дорожного агентства Республики Коми.
Однако именно заказчик по условиям контракта обязан осуществлять контроль над выполненными подрядчиком работами.
При изложенных обстоятельствах Дорожное агентство Республики Коми является субъектом совершенного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что автомобильная дорога подъезд к п. ... с км ... до км ... от автодороги ... км ... с "Дата обезличена" передана в оперативное управление Государственному казенному учреждению РК "Управление автомобильных дорог", не исключает административную ответственность Дорожного агентства Республики Коми.
Как следует из материалов дела, "Дата обезличена" между Дорожным агентством Республики Коми и ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми", ОАО "Коми дорожная компания" заключено соглашение к государственному контракту на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в МО МР "Усть-Куломский", МО МР "Корткеросский" в "Дата обезличена" гг. от "Дата обезличена".
Согласно пункту ... контракта заменена сторона в государственном контракте: Дорожное агентство Республики Коми на ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми". Все права и обязанности заказчика - Дорожного агентства Республики Коми по государственному контракту с "Дата обезличена" переходят к новому заказчику - ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" в том же объеме и на тех же условиях.
Вместе с тем. в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Представителем ГБУ РК "Центр правового обеспечения", действующего в интересах Дорожного агентства Республики Коми сведений о государственной регистрации права оперативного управления указанным участком дороги на момент выявления правонарушения не представлено, оснований для освобождения его от административной ответственности не имеется.
Составление акта приемо-передачи автомобильной дороги не освобождает Дорожное агентство Республики Коми от необходимости осуществления контроля (надзора) за качеством выполненных работ и в целом за сохранностью автомобильных дорог.
Нарушений порядка и сроков привлечения к административной ответственности не установлено. Штраф назначен в пределах санкции статьи 12.34 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать решение судьи как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения судьи и постановления должностного лица не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.9 Кодекса об административных правонарушениях РФ,
решил:
решение судьи Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 29 декабря 2015 года оставить без изменения, жалобу ГБУ РК "Центр правового обеспечения" в интересах Дорожного агентства Республики Коми - без удовлетворения.
Судья- Голиков А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.