СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 10 марта 2016 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 декабря 2015 года, которым
признано за СамохваловымС.В., "Дата обезличена" года рождения, право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера с даты первоначальной постановки на учет 27.04.1997.
Восстановлен Самохвалов С.В. в списках граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" с датой постановки на учет 27.04.1997.
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Самохвалов С.В. обратился в суд с иском к администрации МО ГО "Воркута" о признании за ним права на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера с даты первоначальной постановки на учет 27.04.1997, обязании восстановить его в списках граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством с даты постановки на учет 27.04.1997.
Определением суда от 02.12.2015 привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований Самохвалова Н.И., Самохвалов М.С., Миза В.И.
Администрация МО ГО "Воркута", Министерство архитектуры и строительства Республики Коми в представленных отзывах просили в иске отказать, поскольку предоставление недостоверных сведений Самохваловым С.В. привело к тому, что администрацией МО ГО "Воркута" он был признан участником подпрограммы. Не предоставление Самохваловым С.В. сведений о наличии в собственности жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера привело к тому, что нарушались требования Федеральных законов и Положения.
Истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании участия не принимал. В иске просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик администрация МО ГО "Воркута", третье лицо Министерство архитектуры и строительства Республики Коми, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовали, просили рассмотреть дело в отсутствии их представителей.
Третьи лица Миза Е.Д., Самохвалова Н.И., Самохвалов М.С., Миза В.И., извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании участия не принимали.
Суд постановилуказанное выше решение.
Выражая несогласие с решением суда, Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми обратилось в суд с апелляционной жалобой, указывая на нарушение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Самохвалов С.В. состоял в общереспубликанском списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в климатически благоприятных регионах Российской Федерации, с датой подачи заявления от 27.04.1997 в категории "пенсионеры", составом семьи 3 человека, включая супругу Самохвалову Т.И., сына Самохвалова М.С., тещу Миза Е.Д.
23 января 2008 года Самохвалов С.В. обратился в администрацию МО ГО "Воркута" с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством", с составом семьи 3 человека, включая супругу Самохвалову Н.И., ... р., сына Самохвалова М.С., ... р. по категории "пенсионеры".
В заявлениях от 23.01.2008, 20.01.2009, 21.04.2010, 29.03.2011 Самохвалов С.В. просил выделить ГЖС на состав семьи 3 человека. В заявлении от 27.01.2015 истец указал состав семьи 4 человека.
Кроме того, судом установлено, что с 21.07.1997 М.В.И. также состояла в списках на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами Крайнего Севера.
19 декабря 2006 М.В.И. обратилась в администрацию МО ГО "Воркута" с заявлением о включении её в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" с составом семьи 2 человека, включая М.Е.Д. (мать).
Решением заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" (протокол "Номер обезличен" от 17.05.2010), утвержденным Постановлением главы МО ГО "Воркута" "Номер обезличен" от 17.05.2010 очередь М.В.И. на основании её заявления от 12.05.2010 переведена на мать М.Е.Д., т.к. она является пенсионером согласно даты постановки от 23.10.1995.
12.05.2010 М.Е.Д. обратилась в администрацию МО ГО "Воркута" с заявлением о включении её в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории ФИО2, установленных федеральным законодательством" с составом семьи 2 человека: она, дочь М.В.И., ... р.
В заявлении от 12.05.2010 о выделении ГЖС М.Е.Д. указала состав семьи 2 человека. В заявлении от 03.02.2015 состав семьи 4 человека.
Из поквартирной карточки по адресу "Адрес обезличен" по состоянию на 30.01.2015 следует, что по данному адресу зарегистрированы собственники по ? доли Самохвалова Н.И., с 21.05.1991 сын Самохвалов М.С. по 11.06.2002 (Ульяновск), вновь с 09.08.2002; муж Самохвалов С.В. с 21.05.1991; мать М.Е.Д. с 26.12.2014 по настоящее время.
До этого М.Е.Д. имела регистрацию по адресу "Адрес обезличен"А, ка.51.
Согласно протоколу "Номер обезличен" заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" от 28.09.2015, утвержденному Постановлением администрации МО ГО "Воркута" "Номер обезличен" от 12.10.2015 Самохвалов С.В. снят с учета граждан имеющих право на получение социальных выплат с датой постановки на учет 04.01.1993 в соответствии с п.21 "в" Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 N879 (выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений).
Этим же решением истец исключен из состава семьи М.Е.Д., имеющей право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты.
Основанием для снятия с учета явилось наличие в собственности истца (1/5 доли в праве) в период с 21.04.2015 по настоящее время, жилого помещения, расположенного по адресу: "Адрес обезличен".
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходя из установленных обстоятельств и положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу о незаконности действий ответчика и восстановил истицу в очереди на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ с датой подачи заявления 04.01.1993.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на правильном применении действующего законодательства к установленным обстоятельствам дела.
В соответствии со ст.1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с подп. "в" п.21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 выявление в документах, представленных гражданином, претендующим на получение вышеуказанной социальной выплаты, не соответствующих действительности сведений является основанием для снятия гражданина с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно подп."д", "и" п.21 Положения определено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам); изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Судом установлено, что Самохвалов С.В. с 21.04.2015 является собственником 1/5 доли жилого дома по адресу "Адрес обезличен", общей площадью 57,9 кв.м, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 18.04.2015, что подтверждается выписками из ЕГРП от 27.08.2015 "Номер обезличен" и от 12.09.2015 "Номер обезличен". Причитающаяся на него 1/5 доля составляет 11,58 кв.м. общей площади.
Из материалов дела следует, что учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях сельского поселения Кривополянского Чаплыгинского муниципального района Липецкой области на дату приобретения жилого помещения составляла 15 кв.м.
Установив, что наличие жилого помещения за пределами г.Воркуты не повлекло прекращение нуждаемости истца и членов его семьи в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи в указанном жилом помещении составляет менее учетной нормы, оснований для снятия с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения за пределами Республики Коми не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий, судом не установлена нуждаемость истца по состоянию на дату постановки на учет, подлежат отклонению, поскольку основанием истца для снятия с чета являлось приобретение жилого помещения в 2015 года. При этом постановки истца в 1997 году на учет ответчиками не оспорена.
Выводы суда, изложенные в решении, не противоречат материалам дела, основаны на правильно примененных нормах материального права, подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, оцененными судом в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ.
Нарушений норм гражданского процессуального закона, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
основанием для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми - без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.