СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Орловой И.А.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании 18 января 2016 года дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры и строительства Республики Коми
на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 13 октября 2015 года, по которому
признано право Барановского А.Г., "Дата обезличена" года рождения на получение жилищного сертификата на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации с датой постановки на учет "Дата обезличена" по категории "инвалиды".
Министерство архитектуры и строительства Республики Коми обязано выделить Барановскому А.Г. ... государственный жилищный сертификат для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств федерального бюджета с датой постановки на учет "Дата обезличена" по категории "инвалиды".
В удовлетворении исковых требований к администрации МО ГО "Воркута" отказано.
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Барановский А.Г. обратился в суд с иском к администрации МО ГО "Воркута", Министерству архитектуры и строительства Республики Коми о признании права на получение государственного жилищного сертификата с датой постановки на учет "Дата обезличена", обязании выдать государственный жилищный сертификат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с указанной датой постановки на учет. В обоснование своих требований истец ссылался на то, что ... с "Дата обезличена" состоит в очереди на получение жилья за пределами г. Воркуты по категории "инвалиды". Минархстроя РК ему отказано в выдаче сертификата, поскольку на дату постановки на учет у него отсутствовал 15 летний стаж в РКС. С данным отказом он не согласен, поскольку считает, что на дату постановки имел необходимый стаж 10 лет.
Ответчики исковые требования не признали.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Минархстрой РК просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на нарушение норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела в суде апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Барановский А.Г. включен в список очередников на получение жилья за пределами РКС, с датой постановки на учет "Дата обезличена", по категории "инвалиды".
Письмом от "Дата обезличена" "Номер обезличен" Минархстрой РК уведомило администрацию МО ГО "Воркута" и истца об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, поскольку истец на дату постановки на учет не имел стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям не менее 15 лет.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч. 1 ст. 1).
Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий (абзац четвертый пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 года N 1278; абзац третий пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937; часть 2 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1996 года "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году").
Судом установлено, что на момент постановки Барановского А.Г. на учет "Дата обезличена" стаж работы истца в районах Крайнего Севера составлял ... Также истец с "Дата обезличена" является инвалидом ... группы по общему заболеванию, с "Дата обезличена" инвалидом ... группы по общему заболеванию. С "Дата обезличена" ... группа инвалидности установлена бессрочно. В связи с инвалидностью истец прекратил трудовую деятельность "Дата обезличена", период работы с января по день увольнения учтен при определении продолжительности трудового стажа.
Проверяя доводы истца о том, что на день постановки на учет достаточно было 10 летнего стажа работы, суд первой инстанции правомерно признал эти доводы необоснованными.
На дату изменения законодательства 3 августа 1998 года трудовой стаж истца составлял менее 10 лет. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", действовавшим на дату постановки истца на учет, продолжительность трудового стажа работы в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему местностях должна составлять 15 лет.
Выводы суда о том, что для постановки на учет во внимание принимается только период проживания гражданина в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему местностях противоречит требования указанного Федерального закона. Статьей 1 Федерального закона установлено, что общая продолжительность стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных в качестве безработных, в указанных районах и местностях определяется частью второй статьи 6 Федерального закона.
В соответствии со ст. 6 при исчислении общей продолжительности стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных более одного календарного года в качестве безработных, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях стаж работы в этих районах и местностях суммируется соответственно с половиной времени их нахождения на пенсии или проживания в качестве зарегистрированных безработных в этих районах и местностях.
С учетом данных положений закона период после установления у истца инвалидности и назначения пенсии после прекращения трудовой деятельности с "Дата обезличена" по день постановки на учет подлежит учету в половинном размере. С учетом данного обстоятельства на "Дата обезличена" стаж работы истца и период нахождения на пенсии составит ... , что не может быть признано основанием для включения истца в число лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии на дату постановки на учет.
Вместе с тем, поскольку при постановке на учет Барановский А.Г. не был уведомлен о недостаточности стажа, исключение из очереди в настоящее время по истечении более десяти лет не может быть признано обоснованным, поскольку принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере.
В соответствии с требованиями ст.ст. 1 и 5 Федерального Закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" при постановке на учет лиц, имеющих право на получение жилищных субсидий, в том числе инвалидов I и II групп, учитывается время нахождения на пенсии по инвалидности.
С учетом указанных положений закона право истца на получение жилищной субсидии возникает при достижении общей продолжительности трудового стажа и времени проживания 15 лет "Дата обезличена".
Поскольку суд при разрешении спора неверно определилвремя возникновения у истца права на получение жилищной субсидии, судебная коллегия считает, что в этой части решение суда подлежит уточнению.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что решение суда подлежит отмене и истцу должно быть отказано в удовлетворении требований, судебная коллегия не находит обоснованными, учитывая при этом фактические обстоятельства, свидетельствующие о том, что в течение длительного времени органы власти ошибочно признавали право истца на получение жилищной субсидии, что исключало для него необходимость обращения с заявлениям в период возникновения соответствующего права.
Учитывая, что неправомерными действиями ответчика, имевшими место в 2002 году, истец был введен в заблуждение относительно наличия права на получение жилищной субсидии, в результате чего по вине должностных лиц органов местного самоуправления он лишился возможности при достаточности необходимого северного стажа своевременно встать на учет, исключение истца из очереди лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии, по истечении значительного периода времени, не может быть признано законным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 13 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства архитектуры и строительства Республики Коми - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения суда в части даты постановки на учет Барановского А.Г., указав дату постановки "Дата обезличена".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.