Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Коми в составе
председательствующего Белова Н.Е.,
судей Голикова А.А., Машкиной И.М.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в судебном заседании 08 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Коми на решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 19 ноября 2015 года, которым
в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Коми к БригадировойТ.П. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени отказано.
Заслушав доклад судьи Голикова А.А., объяснение представителя Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Коми Королевой А.Л., судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N 3 по Республике Коми обратилась в суд с иском к Бригадировой Т.П. о взыскании недоимки и пени по земельному налогу в сумме ... руб.
В обоснование иска налоговый орган указал, что ответчик является плательщиком земельного налога. Бригадирова Т.П. имеет задолженность по уплате земельного налога в сумме ... руб. и пени в сумме ... руб. по вышеуказанному налогу за период "Дата обезличена" г.г.
Суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассмотрел административное дело в порядке упрощенного производства и постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Коми ставится вопрос об отмене решения суда и удовлетворении требований.
Бригадирова Т.П. о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещена направлением судебных извещений почтовой корреспонденцией, в судебное заседание не явилась.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 307 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Проверив законность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о взыскании земельного налога в сумме ... руб. и пени в сумме ... руб. за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", суд исходил из того, что административный истец не представил суду доказательств наличия в собственности Бригадировой Т.П. земельного участка в спорный период, в связи с чем не представилось возможным проверить законность оснований Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Коми для начисления налогов и пени в указанных размерах.
С данным выводом суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В материалы дела налоговым органом представлены налоговые уведомления, в которых указан расчет земельного налога, в том числе указан кадастровый номер земельного участка, находящийся в владении налогоплательщика, его место нахождения, налоговая база(кадастровая собственность), доля в праве, налоговая ставка и количество месяцев, за которые произведен расчет.
Представленная в налоговом уведомлении информация позволяет проверить правильность начисления налогов и пени в указанных размерах.
В силу части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Согласно части 1 статьи 63 Кодекса административного судопроизводства РФ в целях правильного разрешения административных дел суд вправе истребовать доказательства по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе. Копии документов, полученных судом, направляются им лицам, участвующим в деле, если у них эти документы отсутствуют.
Из материалов дела следует, что налогоплательщиком Бригадировой Т.П. не заявлялось об отсутствии в ее владении земельного участка.
При этом суд первой инстанции, указав в решении на непредставление налоговым органом доказательств наличия в собственности Бригадировой Т.П. земельного участка, не определилв своем определении о подготовке дела к судебному разбирательству эти обстоятельства как юридически значимые и не возложил на налоговый орган обязанность их доказывания, что лишило право налоговый орган на представление доказательств или заявление ходатайства об истребовании доказательств у органа, в чьей компетенции находится ведение регистрационного учета недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Земельный налог в силу статьи 15 Налогового кодекса РФ является местным налогом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, обязанность по уплате налога является публично-правовой обязанностью.
В соответствии с частью 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Согласно статье 52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом и в этом случае считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленного законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что пени уплачивается единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствие со статьей 11 Налогового кодекса РФ недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Судебной коллегией установлено, что в соответствие с пунктом 3.3 решения Совета МО ГО "Ухта" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" "Об установлении земельного налога" (в ред. от "Дата обезличена") налогоплательщиками - физическими лицами, уплачивающими налог на основании налогового уведомления, налог подлежит уплате 1 ноября, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании свидетельства на право пожизненного наследуемого владения землей от "Дата обезличена" "Номер обезличен" во владении Бригадировой Т.П. находится земельный участок с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: "Адрес обезличен" кадастровой стоимостью ... рублей.
Следовательно, вышеуказанный земельный участок в "Дата обезличена"- "Дата обезличена" годах являлся объектом налогообложения, а ответчик являлся соответственно плательщиком земельного налога.
Сведения о наличии у ответчика на праве пожизненного наследуемого владения земельным участком налоговой инспекцией были получены из органа государственного кадастра недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании Приказа Росреестра N П/302, ФНС РФ N ММВ-7-11/495@ от 12.08.2011.
Из материалов дела следует, что налоговый орган направил ответчику уведомление "Номер обезличен" на уплату земельного налоговый период "Дата обезличена", "Дата обезличена" г.г. в сумме ... рублей, что подтверждается копией налогового уведомления и списка почтовых отправлений. Налоговым уведомлением ответчику предложено уплатить налог в срок до "Дата обезличена".
В связи неуплатой налогового уведомления, налоговым органом в адрес ответчика было направлено требование "Номер обезличен" от "Дата обезличена" об уплате налога, сбора, пени, штрафа, согласно которому за Бригадировой Т.П. числится недоимка по уплате земельного налога в сумме ... руб. и пени ... руб. со сроком уплаты до "Дата обезличена", что подтверждается копией требования и списка полученных требований налогоплательщиками.
В связи с отсутствием оплаты по земельному налогу, налоговый орган направил ответчику уведомление "Номер обезличен" на уплату земельного налога за "Дата обезличена" год в сумме ... руб ... В налоговом уведомлении справочно было отражено о наличии недоимки в сумме ... рублей и задолженности по пени в сумме ... рублей, что подтверждается копией налогового уведомления и списка почтовых отправлений. Налоговым уведомлением ответчику предложено уплатить налог в срок до "Дата обезличена".
В связи с тем, что обязанность по уплате земельного налога в полном объеме налогоплательщиком исполнена не была, налоговый орган направил ответчику требование "Номер обезличен" от "Дата обезличена" об уплате земельного налога за "Дата обезличена" год в сумме ... руб. и пени, начисленные по состоянию на "Дата обезличена" в сумме ... руб.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Статьей 390 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством.
Согласно статье 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В соответствии с пунктом 4 данной статьи налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах.
Пунктом 1 статьи 396 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение, государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 3 статьи 396 НК РФ).
Согласно сведениям, представленным в налоговую инспекцию регистрирующим органом, Бригадирова Т.П. является владельцем земельного участка, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", кадастровая стоимость земельного участка составила ... рублей. Сумма земельного налога составила ... рублей. Поскольку требование об уплате в срок исполнено Бригадировой Т.П. не было, инспекцией начислены пени в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ в размере ... руб.
В соответствии с частью 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу положений части 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.
Поскольку судом первой инстанции допущено нарушение и неправильное применение норм процессуального права, которое привело к принятию неправильного решения, судебная коллегия полагает решение суда отменить с принятием нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований.
Согласно части 3 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов.
В связи с удовлетворением требований с Бригадировой Т.П. подлежит взысканию в бюджет муниципального образования муниципального района "Вуктыл" государственная пошлина в размере ... рублей.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 19 ноября 2015 года отменить.
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Коми к Бригадировой Т.П. о взыскании недоимки и пени по земельному налогу удовлетворить.
Взыскать с Бригадировой Т.П. задолженность по земельному налогу в сумме ... коп. и пени в размере ... коп., всего ... коп.
Взыскать с Бригадировой Татьяны Петровны государственную пошлину в доход бюджета МО МР "Вуктыл" в размере ... руб.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.