Судья Севастопольского городского суда Бабич В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Морской колокол" на постановление Балаклавского районного суда г. Севастополя от 23 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.17 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Балаклавского районного суда г. Севастополя от 23 декабря 2015 года ООО "Морской колокол" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.17 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 000 руб. без конфискации судна и иных орудий совершения административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Севастопольский городской суд, представитель ООО "Морской колокол" - ФИО2 просит постановление судьи Балаклавского районного суда г. Севастополя от 23 декабря 2015 г. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы, ссылаясь на статью 12 Федерального конституционного закона N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения - Севастополя" указал, что в переходный период на момент совершения правонарушения являлось действующим разрешение ТОВ (ООО) "Морской колокол" на специальное использование водных биоресурсов в рыбохозяйственных водных объектах (их частях) от 31 декабря 2013г. N, выданное Восточно-Черноморским бассейновым управлением охраны, использования и возобновления водных биоресурсов и регулирования рыболовства (Восточно-Черноморская рыбоохрана) Государственного агентства рыбного хозяйства Украины. Кроме того, судья районного суда при рассмотрении дела не принял во внимание ответ Росрыболовства, согласно которому в переходный период ООО "Морской колокол" имело право по осуществлению добычи (вылова) водных биоресурсов в соответствии и на условиях, предусмотренных разрешением от 31 декабря 2013г. N.
В судебное заседание представитель ООО "Морской колокол" - ФИО2 не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы дела извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении жалобы ООО "Морской колокол" в отсутствие представителя.
Представители ФГКУ "Служба в г.Балаклаве ПУ ФСБ России по Республике Крым" ФИО3, ФИО4 просили постановление судьи оставить без изменения. Указали, что аналогично с правилами рыболовства законодательство Украины также не предусматривало возможность добычи ставриды разноглубинными тралами. Такой вылов был возможен только в качестве прилова.
Выслушав доводы представителей, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно протоколу по делу об административном правонарушении от 06 ноября 2015г. судно "данные изъяты" собственник судна "данные изъяты" (судовладелец/пользователь ООО "Морской колокол) под руководством капитана ФИО5 с 20 по 24 декабря 2014г. осуществило добычу (вылов) в территориальном море РФ Черного моря 17708 кг. ставриды и 183 кг. барабули с использованием разноглубинного трала, чем были нарушены Правила рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 01.08.2013г. N 293.
Частью 2 ст.8.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море.
Согласно ст.43.1 Федерального закона N166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна. В правилах рыболовства устанавливаются: 1) виды разрешенного рыболовства; 2) нормативы, включая нормы выхода продуктов переработки водных биоресурсов, в том числе икры, а также параметры и сроки разрешенного рыболовства; 3) ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов; 4) требования к сохранению водных биоресурсов. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
Признавая ООО "Морской колокол" виновным в совершении указанного административного правонарушения, судьей районного суда установлен факт добычи (вылова) судном "данные изъяты" в территориальном море РФ Черного моря ставриды и барабули с нарушением указанных Правил рыболовства, в соответствии с п.40.2. - 40.2.7 которых, в редакции на момент совершения правонарушения, добыча ставриды и барабули в Черном море была разрешена с ограничениями по виду орудий лова, в частности добыча разрешалась ставными, закидными, кошельковыми и кольцевыми неводами и конусными сетями.
Между тем судьей не учтено следующее.
В соответствии с п.3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении правонарушения.
В материалах дела отсутствуют доказательства виновности ООО "Морской колокол" в совершении указанного правонарушения, а доводы его жалобы об этом являются обоснованными.
Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию и в составе Российской Федерации образованы новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Согласно ст.6 настоящего Федерального конституционного закона со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Статьей 12 ФКЗ предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Таким образом в переходный период на момент совершения правонарушения являлось действующим разрешение ТОВ (ООО) "Морской колокол" на специальное использование водных биоресурсов в рыбохозяйственных водных объектах (их частях) от 31 декабря 2013г. N, выданное Восточно-Черноморским бассейновым управлением охраны, использования и возобновления водных биоресурсов и регулирования рыболовства (Восточно-Черноморская рыбоохрана) Государственного агентства рыбного хозяйства Украины.
Данным разрешением ТОВ "Морской колокол" с 01 января 2014г. по 31 декабря 2018г. разрешено промышленное рыболовство в Черном море плавсредством "данные изъяты" порт регистрации Севастопольский морской рыбный порт. Разрешенные для использования орудия лова: трал разноглубинный 47/180 яч. 8 мм. -2 шт. Разрешенные для изъятия виды водных биоресурсов и объемы изъятия: в частности ставрида - без лимитирования и квотирования, барабуля - в пределах прогноза допустимого вылова.
Частью 1 ст.11 Федерального закона N166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" предусмотрено, что право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Статьей 34 настоящего Федерального закона предусмотрена выдача в отношении каждого судна, осуществляющего промышленное и иные виды рыболовства, разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Такое разрешение является документом строгой отчетности, имеет учетные серию и номер. Подлинники разрешений и документ, позволяющий достоверно установить внесение изменений в такие разрешения посредством телеграфной, электронной и иной связи в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, должны находиться на каждом судне, а также у лиц, осуществляющих добычу (вылов) таких водных биоресурсов без использования судов. Копии разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов, информацию о внесении изменений в такие разрешения федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства, выдавший такие разрешения, направляет в органы федеральной службы безопасности, предусмотренные Федеральным законом от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (ч.2, 3, 5 ст.34 Федерального закона N166-ФЗ).
Согласно ст.35 Федерального закона N166-ФЗ в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов в зависимости от вида рыболовства должны быть указаны: 1) сведения о лицах, которым предоставлено право на добычу (вылов) водных биоресурсов, судне, которое осуществляет рыболовство, районе добычи (вылова) водных биоресурсов и (или) рыбопромысловом участке; 2) виды водных биоресурсов, разрешенных для добычи (вылова); 3) квоты добычи (вылова) водных биоресурсов (если они установлены); 4) орудия, способы и сроки добычи (вылова) водных биоресурсов; 5) требования к охране окружающей среды; 6) иные регламентирующие добычу (вылов) водных биоресурсов и обеспечивающие сохранение среды их обитания условия.
Статьей ст.36 Федерального закона N166-ФЗ предусмотрено, что оформление, выдача, регистрация разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и внесение изменений в такие разрешения осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Допускается внесение изменений в выданные разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов в случаях изменения или уточнения районов добычи (вылова) водных биоресурсов, квот добычи (вылова) водных биоресурсов, орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов, сроков действия указанных разрешений, изменения сведений о лицах, которым предоставлено право на добычу (вылов) водных биоресурсов, замены капитанов судов, которые осуществляют рыболовство, исправления ошибок в выданных разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов и в иных требующих безотлагательного решения случаях.
Изменения в выданное разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов вносятся органом, выдавшим такое разрешение, непосредственно в подлинник разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов или посредством телеграфной, электронной и иной связи и являются неотъемлемой частью разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Порядок оформления, выдачи, регистрации разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2008 г. N 775 утверждены Правила оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений.
Согласно этим Правилам разрешения действительны в течение календарного года в пределах срока добычи (вылова) водных биологических ресурсов, районов добычи (вылова) и (или) границ рыбопромысловых участков, объемов квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и в отношении тех видов водных биологических ресурсов, орудий и способов добычи (вылова), которые указаны в них (п.16).
Допускается внесение изменений в разрешения в случае изменения или уточнения районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, орудий и способов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, срока действия указанных разрешений, сведений о лицах, которым предоставлено право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в случае замены капитанов судов, которые осуществляют рыболовство, исправления ошибок в выданных разрешениях, а также в иных требующих безотлагательного решения случаях (п.17).
В случае выявления ошибок в разрешении Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) вносит соответствующие изменения в разрешение в срок, не превышающий 3 рабочих дней (п.18).
Таким образом из приведенного нормативного правового регулирования следует, что разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов должно соответствовать правилам рыболовства.
Если в разрешении допущены ошибки, в том числе по отношению к требованиям правил рыболовства, Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) должны внести в него изменения.
В случае изменения правил рыболовства в течение календарного года в период действия разрешения в него допускается внесение изменений.
Соответственно, до внесения указанных изменений, разрешение действует наравне с правилами рыболовства.
Обратный вывод о выполнении в такой ситуации только правил рыболовства противоречил бы обязательности указанного нормативного правового регулирования, необходимости внесения в разрешение каких-либо изменений.
Поскольку, в рассматриваемом случае, действие правил рыболовства было распространено на пользователей, осуществляющих деятельность по добыче водных биоресурсов в г.Севастополе в период действия выданных им разрешений, такие разрешения до конца календарного года также действовали наравне с правилами рыболовства.
При этом, исходя из приведенных выше положений о направлении федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства копии разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов, информации о внесении изменений в такие разрешения в органы федеральной службы безопасности, при осуществлении контроля данными органами разрешения не могут не учитываться.
В настоящем случае протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом пограничного управления ФСБ России по Республике Крым с нарушением указанных полномочий, поскольку в нем не учтены положения разрешения от 31 декабря 2013г. N.
Доводы представителей ФГКУ "Служба в г.Балаклаве ПУ ФСБ России по Республике Крым" о том, что вылов ставриды разноглубинными тралами аналогично с правилами рыболовства не предусматривался законодательством Украины, не может быть принят во внимание, поскольку разрешение от 31 декабря 2013г. N в установленном порядке, в том числе государственными и иными официальными органами Украины до принятия Республики Крым и Севастополя в состав Российской Федерации, незаконным не признавалось и не отменялось.
Кроме того в деле нет сведений, что в указанное разрешение вносились изменения, его действие приостанавливалось или аннулировалось Росрыболовством.
Также нельзя согласиться с доводами, что разрешением от 31 декабря 2013г. N вылов ставриды разноглубинными тралами допускался только в качестве прилова. В разрешении прямо указано, что как прилов разрешен вылов иных видов рыб. Ставрида, как указано выше, названа в разрешении без указания о прилове, то есть, как основной вид добычи.
Из содержания частей 1 и 4 статьи 1.5. КоАП РФ следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При изложенных данных, с учетом приведенных выше положений КоАП РФ, невозможно сделать однозначный вывод о том, что в действиях ООО "Морской колокол" имеется состав вменяемого ему административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу.
Таким образом, постановление судьи Балаклавского районного суда города Севастополя от 23 декабря 2015 года подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Балаклавского районного суда города Севастополя от 23 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.2 ст.8.17 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Морской колокол" - отменить, производство по делу прекратить.
Судья В.В. Бабич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.