судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Дудкиной Т.Н.,
судей: Андрейченко А.А., Клочко В.П.
при секретаре: Кондратовой Е.В.
при участии:
представителя истца ФИО1,
представителя Департамента труда и социальной защиты
населения города Севастополя ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Государственного казенного учреждения города Севастополя "Центр содействия семейному воспитанию" к Государственной инспекции труда города Севастополя, Департаменту образования города Севастополя, Управлению по делам несовершеннолетних Севастополя о признании предписания об установлении нарушения трудового законодательства незаконным, с апелляционной жалобой Государственной инспекции труда города Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственное казенное учреждение города Севастополя "Центр содействия семейному воспитанию" оспаривает в суде предписание Государственной инспекции труда города Севастополя N от 10 марта 2015 года об устранении нарушения трудового законодательства, просит признать его незаконным и отменить.
Обжалуемое предписание заявитель считает незаконным, поскольку предписание выносится исключительно в отношении работодателя, который своими действиями либо бездействиями нарушил трудовые права своих работников, однако указанные в предписании требования относятся к устранению нарушений в отношении лиц, которые не являются работниками ГКУ г. Севастополя "Центр содействия семейному воспитанию", полномочия работодателя в отношении лиц, указанных в предписании заявителю не передавались, при этом обязанности по расчету объема задолженности по заработной плате возложены на Главное управление образования и науки г.Севастополя, в связи с чем заявитель просит признать незаконным и отменить предписание.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 июня 2015 года заявление Государственного казенного учреждения города Севастополя "Центр содействия семейному воспитанию" к Государственной инспекции труда города Севастополя, Департаменту образования города Севастополя, Управлению по делам несовершеннолетних Севастополя о признании предписания об установлении нарушения трудового законодательства незаконным, - удовлетворено.
Признано незаконным и отменено предписание Государственной инспекции труда г. Севастополя N от 10 марта 2015 года в отношении директора Государственного казенного учреждения г. Севастополя "Центр содействия семейному воспитанию".
На данное решение и.о. начальника Государственной инспекции труда города Севастополя подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового об отказе в иске.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Представитель апеллянта в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители Государственного казенного учреждения города Севастополя "Центр содействия семейному воспитанию" и Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя просили апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что Государственной инспекцией труда города Севастополя 10 марта 2015 года проведена проверка Государственного казенного учреждения города Севастополя "Центр содействия семейному воспитанию" по результатам которой Государственной инспекцией труда вынесено предписание директору Государственного казенного учреждения города Севастополя "Центр содействия семейному воспитанию" N от 10 марта 2015 года об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов содержащих нормы трудового права, а именно:
в соответствии со статьей 10 Федерального Закона Российской Федерации "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" назначать пособия по уходу за ребенком до трех лет не позднее 10 дней со дня поступления обращения;
произвести работника выплату причитающихся сумм при увольнении работников ДДУ N2 в соответствии с ч.1 ст.140 Трудового Кодекса РФ; в соответствии с ч.1 ст. 127 Трудового Кодекса Российской Федерации произвести выплату при увольнении работников ДДУ N2 денежной компенсации за все неиспользованные дни отпуска;
в соответствии с частью 2 статьи 157 произвести гр. ФИО3., ФИО4 оплата за период простоя, возникшего по причинам, не зависящим от работника и работодателя не производилась, а также произвести данную выплату всем работникам ДДУ N2 приказ об увольнении в отношении которых был издан без их заявлений на увольнение, возникшего по причинам, не зависящим от работника и работодателя не производилась;
в соответствии с частью 1 статьи 67.1 Трудового кодекса Российской Федерации оплатить гр. ФИО3 фактически отработанное ей время (выполненную работу);
устранить нарушения законодательства о труде при издании приказа N от 08.12.2014 г. на увольнение в отношении гр. ФИО3., ФИО4 и других работников, которые не писали заявление на увольнение, как изданный в нарушение ст.78 Трудового кодекса Российской Федерации.
Срок исполнения предписания установлен до 10 апреля 2015 года.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что Государственное казенное учреждение города Севастополя "Центр содействия семейному воспитанию" трудовые права лиц, указанных в акте проверке и предписании не нарушало, так как данные лица никогда не работали в этом учреждении.
Судебная коллегия не соглашается с таким выводом суда первой инстанции, ввиду следующего.
В соответствии со статьями 353, 354 Трудового кодекса Российской Федерации федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда и ее территориальными органами.
Согласно ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда, наряду с иными перечисленными в законе, реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
В силу ч.3 ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно - правовых форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ч.3 п. 8 статьи 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах, а именно учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.
Согласно ст. 16 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть реорганизована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданский Кодекс Российской Федерации устанавливает, что реорганизация юридического лица происходит путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (ст. 57 ГК РФ).
Присоединением юридического лица считается прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому ранее созданному юридическому лицу.
В соответствии п. 2 ст. 58 Гражданского Кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела, Постановлением Правительства Севастополя от 26.12.2014 г. N 659 создано Государственное казенное учреждение города Севастополя "Центр содействия семейному воспитанию" на базе коммунального воспитательного учреждения "Севастопольский детский дом N 2".
В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 20.02.2015 г. N 102-ПП Коммунальное воспитательное учреждение "Севастопольский детский дом N 2" реорганизовано путём присоединения к вновь созданному Государственному казенному учреждению города Севастополя "Центр содействия семейному воспитанию".
При этом, в соответствии с пунктами 3.1. - 3.2. данного постановления, директору Государственного казенного учреждения города Севастополя "Центр содействия семейному воспитанию" постановлено принять задолженность КМУ "Севастопольский детский дом N 2", а также обеспечить погашение задолженности. Следовательно, выплата задолженности имеющейся у КМУ "Севастопольский детский дом N 2" возложена на ГКУ "Центр содействия семейному воспитанию", независимо от работы в этом учреждении лиц, перед которыми имелась задолженность.
Таким образом, соблюдение трудовых прав работников КМУ "Севастопольский детский дом N 2" в связи с реорганизацией этого учреждения, постановлением Правительства Севастополя от 20.02.2015 г. N 102-ПП возложено на Государственное казенное учреждение города Севастополя "Центр содействия семейному воспитанию".
Проверкой соблюдения законодательства о труде, проведенной ответчиком 10 марта 2015 г., то есть после реорганизации Коммунального воспитательного учреждения "Севастопольский детский дом N 2", был установлен факт не выплаты окончательного расчёта при увольнении, компенсации за дни неиспользованного отпуска, не оплачено время простоя не по вине работника, не оплачено фактически отработанное время за январь 2015 г., некоторые работники уволены по собственному желанию без волеизъявления работников (отсутствуют заявления на увольнение), а поскольку Государственному казенному учреждению города Севастополя "Центр содействия семейному воспитанию" к которому в рамках действующего законодательства перешли права и обязанности присоединенного юридического лица, предписание об устранении выявленных нарушений внесено юридическому лицу - работодателю.
Вывод суда первой инстанции о том, что Государственное казенное учреждение г. Севастополя "Центр содействия семейному воспитанию" является вновь созданным юридическим лицом и не является правопреемником КВУ "Севастопольский детский дом N 2" в отношении уволенных работников, судебная коллегия находит ошибочным ввиду неверного толкования норм материального права.
Обстоятельства, установленные судом первой инстанции касательно разрешения вопроса о компенсационных выплатах работникам ГКУ "Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений города Севастополя" правового значения для данного спора не имеют, поскольку данные обстоятельство свидетельствует о реализации способа защиты прав работников, не опровергая при этом сам факт таких невыплат, о чем и указано в предписании.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение не может считаться законным и обоснованным, поскольку при его принятии судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, ст. 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 17 июня 2015 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.