Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.
с участием прокурора Николаевой Н.А.
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 ноября 2015 года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах Х*** Д*** В***, к Министерству здравоохранения Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить р*** Х*** Д*** В***, *** года рождения, лекарственным препаратом *** в соответствии с рекомендованной дозой в количестве 640 мг за период с 01.05.2015 по 30.11.2015, в количестве 600 мг ежемесячно, начиная с 01.12.2015.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя ГУЗ "Детская городская клиническая больница города Ульяновска" Айнутдинова Р.Р., заключение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетней Х*** Д.В., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении р*** лекарственными средствами.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Х*** Д.В. имеет заболевание "***", является р***.
Согласно выписки из истории болезни Х*** Д.В., выданной ГБОУ ВПО П*** ***2014, по жизненным показаниям девочке рекомендован курс биологической терапии препаратом ***), из расчета 8-10 мг/кг (560 мг) на введение внутривенно по схеме 1 раз в 4 недели, длительность терапии не менее 2-х лет. Данный препарат отмене и замене согласно рекомендациям медицинских специалистов не подлежит, а прекращение успешно начатой терапии может привести к развитию ситуаций, угрожающих жизни пациента.
По состоянию на 05.10.2015 Х*** Д.В. не обеспечена лекарственным препаратом ***) в достаточном количестве.
Указанный препарат включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 N 2782-р.
Как показала прокурорская проверка, ГУЗ "Д*** где наблюдается Х*** Д.В., выписывались рецепты на получение ***) от 480 до 560 мг, выдавался лекарственный препарат также не в полном объеме. Так, Х*** Д.В. в мае, июне, сентябре 2015 года в аптеке N *** АО "У*** выдано по 480 мг *** в августе текущего года рецепт не выписывался, лекарственный препарат не выдавался; в июле 2015 года рецепт реализован на 400 мг ***
Указанное выше количество названного лекарственного препарата, предоставленного Х*** Д.В., крайне недостаточно для проведения курса биологической терапии. За период с мая по сентябрь 2015 года Х*** Д.В. предоставлено 1840 мг *** вместо положенных 2800 мг.
Согласно выписке из истории болезни несовершеннолетней Х*** Д.В., выданной ГБОУ ВПО П*** ***.2015, в настоящее время ребенку рекомендован курс биологической терапии препаратом *** из расчета 8-10 мг/кг (600 мг) на введение внутривенно по схеме 1 раз в 4 недели, длительность терапии не менее 2-х лет.
С учетом уточненных исковых требований просил обязать ответчика обеспечить р*** Х*** Д.В., *** года рождения, лекарственным препаратом *** в количестве 560 мг за период с 01.05.2015 по 30.11.2015, в количестве 600 мг ежемесячно, начиная с 01.12.2015.
Рассмотрев данный спор, суд постановилвышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение. При этом указывает, что перечень льготных лекарственных препаратов утверждён распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 N 2782-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи" (приложение N 2). Лекарственный препарат ***) не включен в указанный перечень. Лекарственный препарат ***) предусмотрен перечнем лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен, утверждённым постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2014 N 602-П "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Обеспечение вышеуказанного препарата осуществляется за счет средств областного бюджета, в рамках имеющегося финансирована на текущий год. Полагает, что выписка из истории болезни Х*** Д.В., выданная ГБОУ ВПО П*** от ***.2014, носит рекомендательный характер. Пациенты обеспечиваются лекарственными препаратами в необходимой дозировке по назначению врача. На основании рецептов, выписанных врачом-педиатром участковым ГУЗ "Д*** Х*** В.В., Х*** Д.В. обеспечивалась лекарственным препаратом ***) согласно дозировке, указанной в рецепте.
Кроме того отмечает что обеспечение медицинскими изделиями за прошедший период не предусмотрено, так как пациент не будет вводить препарат в 2-3 раза больше, чем рекомендовано врачом.
По мнению автора жалобы, суду необходимо было допросить лечащего врача Х*** Д.В. - Х*** В.В., которая могла бы дать пояснения о дозировке лекарственного препарата, необходимой пациенту. Считает, суд необоснованно самостоятельно изменил дозировку препарата.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Х*** Д.В., *** года рождения, является р***, имеет заболевания: "***".
Х*** Д.В. наблюдается по месту жительства в ГУЗ "Д***" и регулярно проходит лечение в ГБОУ ВПО П***.
Согласно консультативному заключению ГБОУ ВПО П*** от ***.2015, содержащемуся в выписке из истории болезни N*** Х*** Д.В., находившейся в Д***. с ***.2015 по ***.2015, с диагнозом "***", у нее отмечается положительный эффект на фоне терапии препаратом *** в виде купирования активности суставного синдрома, снижения гуморальной активности. Рекомендовано повысить дозу *** до 600мг на введение 1 раз в месяц в связи с повышением массы тела пациентки. 24.09.2015 проведена очередная инфузия препарата *** 600 мг на введение. При выписке по жизненным показаниям рекомендован курс биологической терапии препаратом *** из расчета 8-10мг/кг - 600мг на введение в/в капельно по схеме 1 раз в 4 недели, длительность терапии не менее двух лет. Препарат отмене и замене не подлежит. Прекращение успешно начатой терапии может привести к развитию ситуаций, угрожающих жизни пациента. Повторная госпитализация по каналам ВМП в сентябре 2016 года.
Поскольку указанным препаратом в необходимом объеме Х*** Д.В. не была обеспечена, прокурор обратился в суд в ее интересах с вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований в части возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению лекарственным препаратом "*** в соответствии с рекомендованной дозой в количестве 600 мг ежемесячно с 01.12.2015, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора, не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (статья 41 часть 1).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В силу ст. 37 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи,
Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения, в том числе, лекарственных препаратов.
Назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Согласно п. 9 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды.
В соответствии со ст. 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.
Согласно п. 3 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному наименованию.
На основании вышеуказанных норм действующего законодательства суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований об обеспечении Х*** Д.В. лекарственным препаратом *** поскольку нуждаемость истицы в их постоянном приеме определена лечебным учреждением, в котором истица находилась на стационарном лечении, ГБОУ ВПО П***
Судом первой инстанции установлено, что указанный препарат представлялся Х*** Д.В. в соответствии с выписанными лечащим врачом рецептами в количестве 480 мг за май, июнь, сентябрь 2015 года. В октябре и ноябре 2015 года препарат выписан в количестве 600 мг, фактически получен препарат в количестве 480 мг.
Из пояснений свидетеля Х*** В.В., лечащего врача истицы, следует, что лекарственный препарат *** представлялся Х*** Д.В. в соответствии с рекомендациями, исходя из наличия данного препарата в аптечном учреждении. Таким образом, Х*** Д.В. не была обеспечена указанным лекарственным препаратом в полном объеме.
При таких обстоятельствах, исходя из анализа норм ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 18.05.2015 N 11/205-П, районный суд пришел к верному выводу о том, что препарат *** является жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратом для лечения болезни Х*** Д.В., в связи с чем обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора, заявленные в интересах Х*** Д.В., и возложил на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность по обеспечению лекарственным препаратом "*** в соответствии с рекомендованной дозой в количестве 600 мг ежемесячно, начиная с 01.12.2015.
Доводы апелляционной жалобы о рекомендательном характере выписки из истории болезни Хитровой Д.В., находившейся на лечении в ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации Университетская детская клиническая больница, несостоятельны.
Нуждаемость Х*** Д.В. в биологической терапии препаратом *** в количестве 600 мг на введение в/в капельно по схеме 1 раз в 4 недели, длительностью не менее двух лет установлена врачами-специалистами данного лечебного учреждения при обследовании и лечении истицы с 2009 года, которыми кроме того, расписана схема применения препарата ***), исходя из индивидуальных особенностей пациента.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает неправомерным вывод суда первой инстанции о необходимости обеспечения Х*** Д.В. указанным лекарственным препаратом за период с 01.05.2015 по 30.11.2015 в количестве 640 мг, поскольку в Приказе Минздравсоцразвития РФ N 110 от 12.02.2007 (в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.02.2013 N 94н) "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" не содержится положений, устанавливающих выписку врачом льготных рецептов с целью восполнения недостающего пациенту количества лекарственного препарата в соответствии с рекомендациями.
Учитывая изложенное, решение суда в части обязания ответчика обеспечить ребёнка-инвалида Х*** Д*** В***, *** года рождения, лекарственным препаратом ***) в соответствии с рекомендованной дозой в количестве 640 мг за период с 01.05.2015 по 30.11.2015 подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска в этой части.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 ноября 2015 года в части обязания Министерства здравоохранения Ульяновской области обеспечить ребёнка-инвалида Х*** Д*** В***, *** года рождения, лекарственным препаратом *** в соответствии с рекомендованной дозой в количестве 640 мг за период с 01.05.2015 по 30.11.2015 отменить.
Принять в этой части новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах Х*** Д*** В***, об обязании Министерства здравоохранения Ульяновской области обеспечить р*** Х*** Д*** В*** *** года рождения, лекарственным препаратом *** в соответствии с рекомендованной дозой в количестве 640 мг за период с 01.05.2015 по 30.11.2015 отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.