судебная коллегия по гражданским делам
Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Юрченко Е. П.
судей Федорова В.А., Глазовой Н. В.
при секретаре Поповой К. А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федорова В. А.
дело по иску прокурора Поворинской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, к КУ ВО "Управление социальной защиты населения Поворинского района" о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите прав инвалидов,
по апелляционной жалобе Департамента социальной защиты Воронежской области
на решение Поворинского районного суда Воронежской области от 08 октября 2015 года
(судья Кирпичева А. С.)
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Поворинской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, обратился в суд с иском к Казенному учреждению Воронежской области "Управление социальной защиты населения Поворинского района" о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите прав инвалидов.
В обоснование требований указал, что в августе 2015 года межрайонной прокуратурой в Казенному учреждению Воронежской области "Управление социальной защиты населения Поворинского района" (далее - КУ ВО "УСЗН Поворинского района") проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в результате которой установлено, что в коридоре учреждения отсутствуют горизонтальные поручни, ковровое покрытие, туалетная комната не оборудована универсальной кабиной размером ширина - 1,65 м., глубина 1,8 м., рядом с унитазом нет пространства для размещения кресла-коляски, отсутствуют крючки для одежды, костылей и других принадлежностей, двусторонняя связь с диспетчером или дежурным, кнопка звонка в дежурную комнату, аварийное освещение.
Нарушением перечисленных норм закона затрагиваются права неопределенного круга как несовершеннолетних, так и иных лиц, являющихся инвалидами, на их беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Решением Поворинского районного суда Воронежской области от 08 октября 2015 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Департаментом социальной защиты Воронежской области ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного,, постановленного с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7, ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181 - ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 9 данного Закона реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В силу ч. 1 ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов в РФ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и со- бак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Пунктами 6 и 8 Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов в РФ введена в действие с 01.01.1999 года, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и ввести в действие до 1 июля 1997 г. региональные целевые программы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры.
Таким образом, основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение с 01.01.1999 года на территории субъектов Российской Федерации реализации государственной программы, направленной на устранение существующих препятствий и барьеров, для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (здравоохранение, культура, транспорт, информация и связь, образование, социальная защита, спорт и физическая культура, жилой фонд).
Частью 2 статьи 2 Закона Воронежской области от 17.12.2012 N 172-03 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в Воронежской области" (далее - Закон от 17.12.2012 N 172-03) установлено, что под обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на территории Воронежской области понимается создание условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно- зрелищным и другим учреждениям).
Статьей 5 Закона от 17.12.2012 N 172- ОЗ установлено, что объекты, в отношении которых создаются условия инвалидам для беспрепятственного доступа, а также для беспрепятственного пользования, определены статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктом 10 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ к таким объектам отнесены, в том числе, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
В соответствии с п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжений денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, в августе 2015 года в соответствии с поступившим из прокуратуры Воронежской области заданием, межрайонной прокуратурой в казенном учреждении Воронежской области "Управление социальной защиты населения Поворинского района" проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в результате которой установлено, что в коридоре учреждения отсутствуют горизонтальные поручни, ковровое покрытие, туалетная комната не оборудована универсальной кабиной размером ширина - 1,65 м., глубина 1,8 м., рядом с унитазом нет пространства для размещения кресла-коляски, отсутствуют крючки для одежды, костылей и других принадлежностей, двусторонняя связь с диспетчером или дежурным, кнопка звонка в дежурную комнату, аварийное освещение.
КУ ВО "УСЗН Поворинского района" является учреждением по обеспечению защиты интересов социально незащищенных слоев населения района, в том числе, инвалидов, которых на территории Поворинского муниципального района проживает 2431 человек, из них - 48 дети-инвалиды (л.д. 11).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 N 627 утверждено Приложение "Методика, позволяющая объективировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики" (далее - Приложение), в соответствии с п. 2 которого органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при организации работы по паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения с целью объективной оценки состояния их доступности для указанных категорий граждан рекомендовано руководствоваться методикой, утвержденной настоящим приказом.
В соответствии с данными рекомендациями 17.03.2014 года утвержден Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры - КУ ВО "УСЗН Поворинского района", которым, в том числе, предусмотрены мероприятия, заявленные прокурором в иске по настоящему гражданскому делу (л.д. 12-14).
Вместе с тем, в нарушение п. 3.1 Приложения Б.3 Характеристика параметров доступности структурно функциональной зоны "Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)" в коридоре КУ ВО "УСЗН Поворинского района" отсутствуют горизонтальные поручни, ковровое покрытие.
В нарушение п. 5.1 Приложения Б.5 Характеристика параметров доступности структурно-функциональной зоны "Санитарно-гигиенические помещения" туалетная комната КУ ВО "УСЗН Поворинского района" не оборудована универсальной кабиной, размером ширина - 1,65 м., глубина 1,8 м., рядом с унитазом нет пространства для размещения кресла - коляски, отсутствуют крючки для одежды, костылей и других принадлежностей, двухсторонняя связь с диспетчером или дежурным, кнопка звонка в дежурную комнату, аварийное освещение.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 26.08.2015 года, объяснением директора КУ ВО "УСЗН Поворинского района" (л.д. 9,10).
Надлежащим образом оценив представленные доказательства, суд первой инстанции правильно руководствуясь нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, при этом верно исходил из того, что ненадлежащее оборудование объекта недвижимого имущества ограничивает доступ к нему маломобильных групп населения.
Указанные выводы суда мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам, положениям закона.
Доводы апелляционной жалобы не ставят под сомнение законность вынесенного судом решения и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Поворинского районного суда Воронежской области от 08 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социальной защиты Воронежской области без удовлетворения.
Председательствующий
судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.