Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Агафоновой Р.Г.,
судей Востриковой Г.Ф., Хныкиной И.В.,
при секретаре Шурухиной Е.В.,
с участием прокурора Кривцова В.А.,-
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Агафоновой Р.Г.
гражданское дело по иску прокурора Коминтерновского района г. Воронежа в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей Дом пионеров и школьников, администрации городского округа г. Воронеж о понуждении к устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объекта с массовым пребыванием людей,
по апелляционной жалобе администрации городского округа г. Воронеж
на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 14 октября 2015 года
(судья Натарова Т.И.),
УСТАНОВИЛА:
прокурор Коминтерновского района города Воронежа в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей Дом пионеров и школьников (МБУДО ДПиШ), администрации городского округа город Воронеж, управлению образования администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности на МБУДО ДПиШ и администрацию городского округа город Воронеж в срок до 01.02.2016г. устранить выявленные нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта с массовым пребыванием людей, а именно: оборудовать здание МБУДО ДПиШ, расположенное по адресу: г. Воронеж, пер. ... , ... , системой телевизионного наблюдения. При недостаточности денежных средств необходимых для устранения выявленных нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объекта с массовым пребыванием людей МБУДО ДПиШ и администрации городского округа г. Воронежа, управлению образования и молодежной политики администрации городского округа г.Воронежа осуществить финансирование работ по оборудованию здания МБУДО ДПиШ, расположенного по адресу: г. Воронеж, пер. ... , ... , системой телевизионного наблюдения.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района в марте 2015 года проведена проверка исполнения законодательства об образовании в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования детей Дом пионеров и школьников, расположенном по адресу: г. Воронеж, пер. ... , ... , которое ежедневно посещает более ... несовершеннолетних, к которым необходимо проявлять повышенную заботу и внимание, в том числе по обеспечению их безопасности. В ходе проведенной проверки установлено, что в здании МБУДО ДПиШ по адресу: г. Воронеж, пер. ... , ... , система телевизионного наблюдения, направленная на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения, отсутствует. Указанные нарушения могут повлечь несвоевременное принятие мер, направленных на защиту жизни и здоровья детей, работников МБУДО ДПиШ, а также иных лиц, посещающих учреждение, в случае совершения противоправных действий в задании или на территории образовательной организации. По фактам выявленных нарушений прокуратурой района в адрес директора МБУДО ДПиШ 19.03.2015 года внесено представление об устранении выявленных нарушений, принятии исчерпывающих мер по их устранению. Вместе с тем должных мер по устранению нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта с массовым пребыванием людей в МБУДО ДПиШ принято не было. В настоящее время система телевизионного наблюдения, направленная на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения, в здании учреждения отсутствует. В связи с этим прокурор в силу ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (л.д. 3-8).
Уточнив заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, оставив требование о возложении обязанности на МБУДО ДПиШ и администрацию городского округа город Воронеж в срок до 01.02.2016 года устранить выявленные нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта с массовым пребыванием людей, а именно: оборудовать здание МБУДО ДПиШ, расположенное по адресу: г. Воронеж, пер. ... , ... , системой телевизионного наблюдения, истец исключил из числа ответчиков управление образования администрации городского округа город Воронеж (л.д. 57-62).
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 14 октября 2015 года исковые требования прокурора Коминтерновского района г. Воронежа в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей Дом пионеров и школьников, администрации городского округа город Воронеж о понуждении к устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объекта с массовым пребыванием людей удовлетворены (л.д. 72, 73-79).
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа г.Воронеж просит решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 14 октября 2015 года отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность (л.д. 84-85, 89-92).
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель администрации городского округа г. Воронеж Мальцева Е.А. по доверенности от 30.12.2015 года поддержала доводы апелляционной жалобы, решение суда полагала незаконным и необоснованным.
Прокурор Воронежской областной прокуратуры Кривцов В.А. поддержал поданные прокуратурой Коминтерновского района г. Воронежа возражения на апелляционную жалобу, решение суда полагал законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика - Мальцеву Е.А., прокурора Кривцова В.А., судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Коминтерновского района г.Воронежа в марте 2015 года во исполнение п. 4 плана работы прокуратуры на первое полугодие 2015 года проведена проверка исполнения законодательства об образовании в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования детей Дом пионеров и школьников (далее МБУДО ДПиШ), расположенном по адресу: г. Воронеж, пер. ... , ...
В ходе проведенной проверки установлено, что в здании МБУДО ДПиШ по адресу: г. Воронеж, пер. ... , ... , система телевизионного наблюдения, направленная на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения, отсутствует.
Согласно п.1.5 Уставу МБУДО ДПиШ, утвержденного постановлением администрации городского округа город Воронеж от 29.08.2014 N 890, учредителем и собственником имущества МБУДО ДПиШ является муниципальное образование городской округ город Воронеж. Полномочия учредителя учреждения осуществляет администрация городского округа город Воронеж.
В соответствии с п. 2.3 Устава МБУДО ДПиШ основным видом деятельности учреждения является реализация дополнительных общеобразовательных программ следующих направлений: физкультурно-спортивной, художественной, социально- педагогической, туристско-краеведческой и других.
МБУДО ДПиШ ежедневно посещает более 400 несовершеннолетних, к которым необходимо проявлять повышенную заботу и внимание, в том числе по обеспечению их безопасности.
Указанные нарушения могут повлечь несвоевременное принятие мер, направленных на защиту жизни и здоровья детей, работников МБУДО ДПиШ, а также иных лиц, посещающих учреждение, в случае совершения противоправных действий в задании или на территории образовательной организации.
По фактам выявленных нарушений прокуратурой района в адрес директора МБУДО ДПиШ 19.03.2015 внесено представление об устранении выявленных нарушений, принятии исчерпывающих мер по их устранению.
Вместе с тем должных мер по устранению нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта с массовым пребыванием людей в МБУДО ДПиШ принято не было.
В настоящее время система телевизионного наблюдения, направленная на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения, в здании учреждения отсутствует.
МБУДО ДПиШ создано в форме бюджетного учреждения. Из объяснения директора учреждения от 07.05.2015 следует, что у образовательной организации отсутствуют достаточные средства на установку и обеспечение системы видеонаблюдения.
Разрешая заявленные прокурором Коминтерновского района города Воронежа исковые требования, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Федерального закона от 29.12.2012 года N273 "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 06.03.2006 г. N35 "О противодействии терроризму", Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и обоснованно исходил из того, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению комплексной безопасности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Установив в ходе судебного разбирательства, что в здании МБУДО ДПиШ отсутствует система телевизионного наблюдения, направленная на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку выявленные нарушения не отвечают целям обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья несовершеннолетних и сотрудников образовательной организации, могут повлечь серьезные последствия и человеческие жертвы, стать причиной несвоевременного предотвращения последствий возникновении террористического акта, а также возникновения чрезвычайной ситуации, ставят под угрозу жизнь и здоровье детей, сотрудников образовательной организации, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем, что, в свою очередь, влечет нарушение законодательства о противодействии терроризму.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и полагает вынесенное судом решение правильным, соответствующим закону и обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы администрации городского округа г. Воронеж о том, что администрация городского округа г.Воронеж не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям и не несет обязанностей по непосредственному устранению нарушений требований об антитеррористической защищенности объекта с массовым пребыванием людей, судебная коллегия находит необоснованными.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" N 35-ФЗ от 06 марта 2006 года, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно пункту 3 статьи 5 указанного Закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
На основании статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Согласно Уставу МБУДО ДПиШ является муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Кроме того, учредителем и собственником имущества МБУДО ДПиШ согласно п.1.5 Уставу МБУДО ДПиШ, утвержденного постановлением администрации городского округа город Воронеж от 29.08.2014 N 890, является муниципальное образование городской округ город Воронеж. Полномочия учредителя учреждения осуществляет администрация городского округа город Воронеж.
С учетом изложенного, выводы суда о возложении обязанности по оборудованию здания образовательного учреждения системой телевизионного наблюдения на администрацию городского округа г. Воронеж приведенным выше нормам материального права не противоречат.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия в пределах доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 14 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа г. Воронеж - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.