Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи Селиверстовой И.В.
при секретаре Козьяковой М.Ю.
с участием представителя административного истца ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты"" к правительству Воронежской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в Воронежский областной суд поступило названное выше административное исковое заявление, в котором генеральный директор ООО " "данные изъяты"" ФИО3 просит установить с ДД.ММ.ГГГГ кадастровую стоимость земельных участков, принадлежащих Обществу на праве собственности:
- с кадастровым номером N площадью N кв.м., расположенного по адресу: "адрес", участок N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты";
- с кадастровым номером N площадью N кв.м., расположенного по адресу: "адрес", участок N "в", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты", равной рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований, со ссылкой на положения статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от
29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) административный истец указал, что кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 17 декабря 2010 года N 1108 (далее - Постановление N 1108) составляет рублей соответственно, в то время как в соответствии с отчетом независимого оценщика рыночная стоимость земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет N N рублей N рублей соответственно (т. 1, л.д. 6-11).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ названное выше административное исковое заявление принято к производству суда, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Воронежской области и администрация городского поселения - "адрес" (т. 1, л.д. 1-3).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу по ходатайству представителя административного истца была назначена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости, производство по делу приостановлено (т. 2, л.д. 38-41).
В связи с поступлением в адрес суда заключения эксперта N от
ДД.ММ.ГГГГ, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу возобновлено, о чем извещены лица, участвующие в деле (т. 2, л.д. 73).
Представители административных ответчиков и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом и в установленном порядке; представитель органа кадастрового учета письменно просит о рассмотрении дела в их отсутствие; иные лица о причинах неявки не сообщили; с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались, возражений относительно заявленных требований с учетом их уточнения, заключения судебной экспертизы, доказательств наличия иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости не представлено, ходатайств о назначении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено (т. 2, л.д. 75-79).
Учитывая изложенное, суд в силу части 2 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В ранее поданном отзыве представители органа кадастрового учета и росреестра ссылались на отсутствие полномочий по проведению государственной кадастровой оценки (т. 2, л.д. 31-32, 43-48).
В ходе рассмотрения дела в порядке части 1 статьи 46 КАС РФ судом приняты уточнения требований, согласно которым административный истец просит установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной рыночной стоимости: с кадастровым номером N в размере N рублей, с кадастровым номером N рублей (т. 2, л.д. 76-78).
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО4 поддержал требования с учетом их уточнения по основаниям, изложенным в заявлениях.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65, пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата, для целей определения которых устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с положениями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи названного заявления может быть, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из содержания абзацев 1-3, 9 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, для оспаривания юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости является обязательным.
Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Воронежской области решениями N N и 85 от ДД.ММ.ГГГГ было отклонено заявление ООО " "данные изъяты"" о пересмотре кадастровой стоимости, подданные ДД.ММ.ГГГГ, по тем основаниям, что установлено отличие рыночной стоимости объектов недвижимости от кадастровой стоимости более 30 процентов, а именно 83 и 82 процента соответственно; оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, представленное положительное экспертное заключение не соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации (т. 1, л.д.48, 49-52, 60. 61-64).
При этом суд учитывает, что в силу положений абзаца 28 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при разрешении требований заявителя.
Действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, если такая определена, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как следует из материалов административного дела, ООО " "данные изъяты"" (т. 1, л.д. 18-39) на праве собственности принадлежат земельные участки: с кадастровым номером N площадью N кв.м., расположенного по адресу: "адрес", участок N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты", а также с кадастровым номером N площадью N кв.м., расположенного по адресу: "адрес", участок N "в", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 47, 59).
Названные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области были утверждены Постановление N 1108.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков, утвержденная указанным нормативным актом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составляет: с кадастровым номером N в размере N рублей, с кадастровым номером N рублей (т. 1, л.д. 40, 41-46, 53, 54-58).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату (абзац 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Таким образом, поскольку кадастровая стоимость спорных земельных участков была установлена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, постольку датой, по состоянию на которую определяется их рыночная стоимость, следует считать именно эту дату.
В силу части 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В ходе рассмотрения настоящего дела на основании определения суда от
ДД.ММ.ГГГГ была проведена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Согласно заключению эксперта ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N рыночная стоимость земельных участков на заданную дату составляет: с кадастровым номером N рублей, с кадастровым номером N рублей (т. 2, л.д. 55-72).
Оценивая заключение судебной экспертизы применительно к положениям статей 61, 82 и 84 КАС РФ, суд находит его соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки действующего законодательства, а также надлежащими доказательством, подтверждающим размер действительной рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Доказательств, свидетельствующих о том, что названное заключение эксперта не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в порядке, установленном статьей 62 КАС РФ, не представлено.
Участвующие в деле лица заключение судебной экспертизы не оспаривали, с ходатайством о проведении повторной либо дополнительной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка не обращались.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости, административным ответчиком и заинтересованными лицами на стороне административного ответчика в материалы дела не представлено, об их наличии суду не заявлялось.
Доводы представителя органа местного самоуправления о том, что пересмотр кадастровой стоимости земельного участка повлечет уменьшение доходной части бюджета, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению, являются не состоятельными, поскольку возможность установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной прямо предусмотрена законом.
Таким образом, суд считает установленной действительную рыночную стоимость земельных участков: с кадастровым номером N рублей, с кадастровым номером N рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость).
При этом по смыслу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость равной рыночной устанавливается по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Постановлением правительства Воронежской области от 11 декабря 2015 года N 970 утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области по состоянию на
1 января 2014 года. Постановление N 1108 в настоящее время действующим не является.
Вместе с тем, исходя из положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты о налогах и сборах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Названный выше нормативный правовой акт N 970 официально опубликован 14 декабря 2015 года и не подлежит применению в настоящее время в целях налогообложения.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", следует, что в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка используется для целей налогообложения (налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом), суд усматривает наличие у административного истца заинтересованности в оспаривании результатов кадастровой оценки принадлежащих Обществу на праве собственности земельных участков, поскольку они затрагивают его права и обязанности, как юридического лица, уплачивающего земельный налог, отнесенный налоговым законодательством к местному налогу, устанавливаемому Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательному к уплате на территории муниципального образования (пункты 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 387, пункт 1 статьи 388, пункт 1 статьи 390, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений названных выше норм, а также учитывая, что с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГГГ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков, устанавливаемы настоящим решением, подлежат применению с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7, части 3 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" настоящее решение суда со дня вступления в законную силу является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что заявления об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков, принадлежащих административному истцу на праве собственности, равной их рыночной стоимости в размере N рублей и N рублей, соответственно, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, поданные в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, учитывая, что кадастровая стоимость названных земельных участков утверждена нормативным правовым актом правительства Воронежской области в результате проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области, суд не находит оснований к удовлетворению административного искового заявления в части требований, предъявленных к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, которое, по мнению суда, является ненадлежащим административном ответчиком.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" к правительству Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером N площадью N кв.м., расположенного по адресу: "адрес", участок N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты", определенную по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере N рублей;
- с кадастровым номером N площадью N кв.м., расположенного по адресу: "адрес", участок N "в", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты", определенную по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в размере N рублей, на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи заявления считать ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении административного искового заявления в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий И.В. Селиверстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.