Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи Раковой В.Е. единолично, -
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в г. Воронеже административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью "*" к правительству Воронежской области, Управлению Росреестра по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
21 декабря 2015 года представитель ООО "*" по доверенности Ж.З.А. обратилась в суд с названным выше административным иском указывая, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: *.
На праве общей долевой собственности административный истец владеет земельным участком с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: *.
Кроме того, административный истец на праве аренды использует земельный участок с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственных целей, расположенный по адресу: *.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * руб., земельного участка с кадастровым номером * составляет * руб., земельного участка с кадастровым номером * составляет * руб.
Ссылаясь на то, что в настоящее время административный истец как собственник и арендатор земельных участков обязан уплачивать земельный налог и арендную плату исходя из размера их кадастровой стоимости, установленной постановлением правительства Воронежской области от 17.12.2010 г. N1108 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области" и постановлением правительства Воронежской области от 18.10.2011 г. N891 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области" по состоянию на 01.01.2009 г. и на 01.01.11г. соответственно, которая значительно превышает размер их действительной рыночной стоимости, ООО "*" просит установить в отношении земельного участка с кадастровым номером * кадастровую стоимость, равную его рыночной стоимости в размере * руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером * кадастровую стоимость, равную его рыночной стоимости в размере * руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером * кадастровую стоимость, равную его рыночной стоимости в размере * руб..
Определением Воронежского областного суда от 18 января 2016 года в порядке подготовки делу к судебному разбирательству была назначена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости объектов оценки по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости, производство по делу приостановлено.
25 февраля 2016 года в адрес Воронежского областного суда поступило дело с заключением эксперта N * от 20 февраля 2016 года, составленное на основании вышеуказанного определения Воронежского областного суда от 18 января 2016 года, согласно которому по состоянию на 01 января 2011 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * (*) рублей, земельного участка с кадастровым номером * - составляет * (*) рублей;
- по состоянию на 01 января 2009 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * (*).
До начала судебного заседания по делу от административного истца поступило заявление об уточнении заявленных требований, в котором он просил установить в отношении спорных земельных участков кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы.
Представитель административного истца Ж.З.А. представил заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие, просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, определённом заключением судебной экспертизы.
Представители административных ответчиков - правительства Воронежской области и Управления Росреестра по Воронежской области, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причине не явки суду не сообщили.
Заинтересованное лицо - администрация Бутурлиновского городского поселения Бутурлиновского муниципального района Воронежской области просила рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Определением суда от 10 марта 2016 года производство по делу возобновлено, в соответствии с положениями части 4 статьи 247, части 4 статьи 291, части 7 статьи 150 КАС РФ постановлено рассмотреть указанное дело 10 марта 2016 года в отсутствие сторон и заинтересованного лица в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 7 части 1 статьи 1, пунктов 1, 5 статьи 65, пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей определения платы за использование земли в форме земельного налога и арендной платы и в иных случаях, предусмотренных законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: *, право собственности на который подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии * номер * от 14 февраля 2012г. (Т.1, л.д. 30).
На праве общей долевой собственности административный истец владеет земельным участком с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: *, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии * номер * от 14 июля 2012 года (Т.1, л.д. 40).
Кроме того, административный истец на праве аренды использует земельный участок с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственных целей, расположенный по адресу: *, что подтверждается договором аренды земельного участка N * от 11 мая 2010 года, договором переуступки права аренды земельного участка от 20 августа 2011 года (Т.1, л.д. 105-116).
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17.12.2015 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * (*) рублей *копеек (Т.1, л.д. 38).
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 16.12.2015 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * (*) рубля * копеек (Т.1., л.д.100).
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17.12.2015 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * (*) рублей * копеек (Т.1., л.д.119).
Результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области были утверждены постановлением правительства Воронежской области от 18.10.2011 г. N891 по состоянию на 01 января 2011 года.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области были утверждены постановлением правительства Воронежской области от 17.12.2010 г. N1108 по состоянию на 01 января 2009 года.
Согласно статье 24.18 ФЗ N 135 от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в суде путём их пересмотра по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
В силу абзаца первого статьи 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в суде только после обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).
25 ноября 2015 года ООО "*" обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была определена их кадастровая стоимость. Решением Комиссии от 11 декабря 2015 года N * вышеназванное заявление было отклонено, после чего ООО "*" обратилось в суд (Т.1, л.д. 128-134).
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что определенные на основании постановлений правительства Воронежской области от 17.12.2010 г. N1108, от 18.10.2011 г. N891 результаты государственной кадастровой оценки влияют на определение размера налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся на праве аренды и на праве собственности у административного истца, в связи с чем у него имеется право на пересмотр их кадастровой стоимости.
На основании определения суда от 18 января 2016 года экспертом ФБУ "Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста РФ" Г. В.В. была выполнена оценка рыночной стоимости вышеуказанных земельных участков по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости, по результатам чего составлено заключение.
Согласно заключению эксперта N * от 20 февраля 2016 года, по состоянию на 01.01.11 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * (*) рублей, земельного участка с кадастровым номером * - составляет * (*) рублей;
- по состоянию на 01 января 2009 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * (*) рублей (Т.2, л.д. 35-54).
Оценивая заключение эксперта по правилам, установленным статьей 84 КАС РФ, суд учитывает, что оно выполнено экспертом специализированного экспертного учреждения, который имеет высшее экономическое образование и соответствующую квалификацию; прошел профессиональную переподготовку по программе "Оценка собственности", специализация "Оценка предприятия (бизнеса)", имеет стаж работы по данной специальности с 2006 года. Эксперт Г.В.В. предупреждена об ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ, за дачу заведомо ложного заключения. Экспертное заключение содержит выводы по всем поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов, а также иные сведения, предусмотренные статьёй 82 КАС РФ.
Суд считает возможным принять названное экспертное заключение в качестве надлежащего доказательства определения действительной рыночной стоимости объектов недвижимости, в то время как представленные административным истцом отчеты N * и N * от 19.10.2015г., составленные оценщиками ООО "*" Л.В.А., К.Е.А., вызвали у суда сомнения в его обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости объектов оценки по причине наличия существенной разницы между определенной оценщиками рыночной стоимостью и кадастровой стоимостью.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
На основании изложенного суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2011 года и на 01 января 2009 года соответственно, определенной заключением судебного эксперта N * от 20 февраля 2016 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и в силу статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, - до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (при аренде объектов недвижимости).
Для исчисления налоговой базы установленная судом кадастровая стоимость используется за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 150, 245, 247, 249, 292, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности", суд
решил:
административный иск Общества с ограниченной ответственностью "*" к правительству Воронежской области, Управлению Росреестра по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить на период с 01 января 2015 года до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости:
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: *, по состоянию на 01 января 2011 года в размере * (*) рублей;
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: *, по состоянию на 01 января 2011 года в размере * (*) рублей.
Установить на период с 01 января 2015 года до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости, установленной при очередной кадастровой оценке:
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственных целей, расположенный по адресу: * по состоянию на 01 января 2009 года в размере * (*) рублей.
Датой подачи заявления считать 25 ноября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий: В.Е. Ракова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.