Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи Раковой В.Е.
при секретаре Юрловой Л.В.,
с участием представителя заинтересованного лица на стороне административного ответчика - филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области - М.К.В.,-
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью "*" к правительству Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
10 февраля 2016 года ООО "*" обратилось в суд с названным выше административным иском указывая, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения производственной зоны, расположенного по адресу: *.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * руб..
Ссылаясь на то, что в настоящее время как собственник земельного участка административный истец обязан уплачивать земельный налог исходя из размера его кадастровой стоимости, установленной на основании постановления правительства Воронежской области от 17.12.2010 г. N1108 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области", которая значительно превышает размер его действительной рыночной стоимости, ООО "*" просит установить в отношении принадлежащего ему земельного участка кадастровую стоимость, равную его рыночной стоимости в размере *руб., установленную в отчете оценщика ООО "*" М.Т.В. по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости - 01 января 2009 года.
В настоящее судебное заседание представитель административного истца Ф.А.А. не явился. Административный истец о причине неявки своего представителя суду не сообщил, о слушании дела извещен.
Представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика - филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области по доверенности М.К.В. по существу заявленных требований не возражала.
Представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика - Управления Росреестра по Воронежской области по доверенности в судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил.
Представитель административного ответчика - правительства Воронежской области надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причине не явки суду не сообщил.
На основании части 4 статьи 247 КАС РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 7 части 1 статьи 1, пунктов 1, 5 статьи 65, пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей определения платы за использование земли в форме земельного налога и арендной платы и в иных случаях, предусмотренных законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером *, площадью *кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения производственной зоны, расположенного по адресу: *, право собственности на который подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии*номер * от 11 марта 2014 года (л.д. 41).
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19.10.2015 г., кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет * (*) рублей (л.д. 43).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области утверждены постановлением правительства Воронежской области от 17.12.2010 г. N1108 по состоянию на 01 января 2009 года.
Согласно статье 24.18 ФЗ N 135 от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в суде путём их пересмотра по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
В силу абзаца первого статьи 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в суде только после обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).
22 декабря 2015 года ООО "*" обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость. Решением Комиссии от 21 января 2016 года N * вышеназванное заявление было отклонено, после чего ООО "*" обратилось в суд (л.д. 45-49).
В настоящее время опубликовано постановление правительства Воронежской области от 11.12.2015 года N 970, которым утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области.
Согласно сообщению филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области, сведения о вновь установленной кадастровой оценки спорного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 29 декабря 2015 года.
Вместе с тем, пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).Поскольку в силу статьи 5 Налогового кодекса РФ результаты очередной кадастровой оценки для определения налоговой базы смогут применяться только с 1 января 2017 года, административный истец вправе обратиться в суд за пересмотром кадастровой стоимости, являющейся предметом настоящего административного иска. Определенные на основании постановления правительства Воронежской области от 17.12.2010 г. N1108 результаты государственной кадастровой оценки в настоящее время влияют на определение размера налога за земельный участок, находящийся на праве собственности у административного истца.
По заказу административного истца независимым оценщиком ООО "*" М.Т.В. выполнена оценка рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости, по результатам чего составлен отчет.
Согласно отчету N * от 24 сентября 2015 года, представленному в материалы дела, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером * по состоянию на 01 января 2009 года составляет * (*) рублей (л.д. 50-136).
В соответствии с требованиями статьи 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности" к административному иску о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административным истцом приложено положительное экспертное заключение, подготовленное некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией "Деловой союз оценщиков", членом которой является оценщик М.Т.В., от 17 декабря 2015 года N *, согласно которому вышеуказанный отчет об определении рыночной стоимости земельного участка от 24 сентября 2015 года, составленный ООО "*", соответствует требованиям ФЗ "Об оценочной деятельности", Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности. А выводы, сделанные оценщиком о величине рыночной стоимости объекта оценки, признаны обоснованными (л.д. 137-158).
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административным истцом в данном случае соблюдены требования, предусмотренные статьёй 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности" относительно порядка, оснований и условий пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и установления её в размере рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка определена оценщиком в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности.
Возражений и доказательств недостоверности сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, со стороны административного ответчика не поступило.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
На основании изложенного суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2009 года, определенной в отчете N * от 24 сентября 2015 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и в силу статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, - до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (при аренде объектов недвижимости).
Для исчисления налоговой базы установленная судом кадастровая стоимость используется за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 245, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности", суд
решил:
административный иск Общества с ограниченной ответственностью "*" к правительству Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить на период с 01 января 2015 года до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки:
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения производственной зоны, расположенного по адресу: * по состоянию на 01 января 2009 года в размере * (*) рублей.
Датой подачи заявления считать 22 декабря 2015 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом.
Председательствующий: В.Е. Ракова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.