Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ишимова А.А.,
судей Кульковой С.И., Назарука М.В.,
при секретаре Мельникове А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лазарцевой С.Н. к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", присвоении звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития ХМАО-Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 20.11.2015 года, которым постановлено:
признать незаконным решение Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отношении Лазарцевой С.Н. об отказе учесть награждение нагрудным знаком Министерства природных ресурсов Российской Федерации "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" как ведомственного знака отличия в труде.
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить Лазарцевой С.Н. звание "Ветеран труда".
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Лазарцевой С.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
Заслушав доклад судьи Назарука М.В., судебная коллегия
установила:
Лазарцева С.Н. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что имеет трудовой стаж, необходимый для назначения ей пенсии по старости, награждена ведомственным знаком отличия в труде - нагрудным знаком Министерства природных ресурсов РФ "Х лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации". Департамент социального развития ХМАО-Югры отказал ей в присвоении звания "Ветеран труда". Просит признать незаконным решение Департамента социального развития ХМАО-Югры об отказе учесть награждение нагрудным знаком Министерства природных ресурсов РФ "Х лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" как ведомственного знака отличия в труде и обязать ответчика присвоить ей звание "Ветеран труда", судебные расходы возложить на ответчика.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Департамент социального развития ХМАО-Югры, ссылаясь на существенное нарушение судом норм права, просит отменить решение суда и вынести новое об отказе в удовлетворении требований. Указывает, что социальное обеспечение в РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Федеральным законом "О ветеранах" определено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ, а согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Судом не учтено, что в силу ст.85 Бюджетного кодекса расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются субъектом РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных средств. Полагает, что субъект РФ имеет право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами. Закон ХМАО - Югры "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО - Югре" не определяет круг лиц, являющихся ветеранами труда, а устанавливает перечень документов, подтверждающих право граждан на присвоение звания "Ветеран труда". Поэтому полагает, что отсутствуют правовые основания для признания за заявителем права на присвоение звания "Ветеран труда" в ХМАО - Югре.
В письменных возражениях истец Лазарцева С.Н. просит оставить решение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.7, п."ж" ч.1 ст.72 Конституции РФ в Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Как следует из материалов дела и никем не оспаривалось, истец Лазарцева С.Н. является получателем пенсии по старости и имеет необходимый трудовой стаж для её назначения. На основании приказа первого заместителя министра природных ресурсов Российской Федерации от (дата) (номер) истец была награждена знаком "Х лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" за многолетнюю безупречную службу в государственной лесной охране Российской Федерации.
Решением Департамента социального развития ХМАО-Югры от (дата) истцу было отказано в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку имеющийся у нее указанный знак не включен в "Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" (утв. постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 года N 103-п, далее - Перечень наград).
Решение суда об удовлетворении исковых требований обосновано выводом о том, что истец отвечает установленным законом критериям для присвоения ей звания "Ветеран труда".
Доводы жалобы сводятся к оспариванию возможности присвоения истцу звания "Ветеран труда" на основании указанного знака.
Как следует из Положения о значке за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране Российской Федерации (приложение 1 к Приказу Рослесхоза от 04.06.1993 года N 144 "Об утверждении Положения о значке за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране Российской Федерации") в соответствии с Положением о государственной лесной охране Российской Федерации лица, прослужившие в государственной лесной охране России непрерывно и безупречно десять и более лет, награждаются нагрудными значками за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране за 10, 20, 30 и более лет. Награждение работников государственной лесной охраны Российской Федерации значками за долголетнюю и безупречную службу производится: центральным органом управления лесами Российской Федерации (Федеральной службой лесного хозяйства России) - руководителей, заместителей руководителей органов управления лесами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, учреждений, организаций непосредственного подчинения, а также работников центрального аппарата Федеральной службы. Органами управления лесами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, учреждениями, организациями непосредственного подчинения Федеральной службы - работников государственной лесной охраны подведомственных лесхозов, авиабаз и работников органов управления лесами, не перечисленных в п. 2.1 Положения. Таким образом, указанный знак является ведомственной наградой.
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, круг лиц, относящихся к категории "Ветеран труда" определен федеральным законодателем.
Согласно п.4 ст.7 Закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Между тем, по смыслу вышеуказанной нормы права под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда" понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми п.1 данной статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст.7 Закона, независимо от возложения на субъект РФ соответствующих расходных обязательств.
Отсутствие в Перечне наград, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", такого ведомственного знака отличия в труде, как знак "Х лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации", не дает оснований для отказа в присвоении звания "Ветеран труда" истцу, соответствующему критериям ветерана труда, установленным ст.7 Закона.
Частью 5 статьи 76 Конституции РФ установлено, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта РФ противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении РФ либо в совместном ведении РФ и субъекта РФ, то суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
При разрешении исковых требований суд правомерно руководствовался положениями ст.7 Закона, которая к ветеранам труда относит, в том числе, лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Таким образом, федеральным законодателем определены два условия, при которых гражданин признается ветераном труда: награждение ведомственным знаком отличия в труде и наличие необходимого трудового стажа.
Аналогичные условия для присвоения звания "Ветеран труда" содержатся в п.п.2 п.4 ст.1 Закона ХМАО - Югры от 07.11.2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", в п.2.1 Порядка присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и выдачи удостоверений (утв. постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 г. N 142-п.).
Следовательно, истец отвечает установленным законом критериям ветерана труда. Поэтому соответствует требованиям закона вывод суда первой инстанции о наличии у нее права на присвоение звания "Ветеран труда".
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, сводятся к переоценке обстоятельств, правильно оцененных судом первой инстанции, поэтому жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 20.11.2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ишимов А.А.
Судьи коллегии Кулькова С.И.
Назарук М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.