Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
председательствующего судьи Романовой И.Е.,
судей коллегии Борисовой Е.Е. и Антонова Д.А.,
при секретаре Олиярник Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (адрес) транспортной прокуратуры, третьи лица на стороне истца ОАО " "данные изъяты"", Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечение транспортной безопасности по (адрес), к (адрес) городскому муниципальному унитарному предприятию " "данные изъяты"", третьи лица на стороне ответчика администрация (адрес), о запрете размещения отходов на полигоне твердо-бытовых отходов и ликвидации отходов, способствующих массовому скоплению птиц,
по апелляционной жалобе (адрес) транспортного прокурора на решение Сургутского городского суда от (дата), которым постановлено:
Сургутской транспортной прокуратуре в удовлетворении исковых требований к Сургутскому городскому муниципальному унитарному предприятию " "данные изъяты"" о запрете размещения отходов на полигоне твердо-бытовых отходов и ликвидации отходов, способствующих массовому скоплению птиц, отказать.
Заслушав доклад судьи Борисовой Е.Е., представителей ответчика (ФИО)2, (ФИО)3, (ФИО)1, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сургутская транспортная прокуратура (адрес) обратилась в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ответчику СГМУП " "данные изъяты"" с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что ответчик в нарушение требований закона размещает отходы производства и потребления на расстоянии до 15 км от контрольной точки аэродрома (адрес) на полигоне твердо-бытовых отходов, расположенном в (адрес), Восточно-Сургутское месторождение нефти (кадастровый номер земельного участка (номер)), что способствует массовому скоплению птиц, которые совершают ежедневные перелеты из прилегающих районов, чем вызывают неоднократные авиационные события с воздушными судами по причине их столкновения с птицами. Нарушение правил размещения отходов, способствующее массовому скоплению птиц в пределах 15 000 метров от контрольной точки аэродрома, может повлечь угрозу жизни и здоровья неограниченного круга лиц, повреждение или уничтожение воздушного судна и имущества, приостановление работы предприятия воздушного транспорта. Просит запретить СГМУП " "данные изъяты"" по истечении 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу размещать отходы на расстоянии до 15 км от контрольной точки аэродрома (адрес) на полигоне твердо-бытовых отходов, расположенном по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, (адрес), Восточно-Сургутское месторождение нефти (кадастровый номер земельного участка 86:03:0030402:6), а именно мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный, и отходы из жилищ несортированные, исключая крупногабаритный, и обязать СГМУП " "данные изъяты"" по истечении 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать с полигона по утилизации и захоронению отходов производства и потребления размещенные ранее мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный, и отходы из жилищ несортированные, исключая крупногабаритный.
Судом принято вышеуказанное решение, которое Сургутский транспортный прокурор просит отменить и принять новое решение об удовлетворении требований в полном обьеме, поскольку судом нарушены нормы материального и процессуального права. Судом в основу решения положено заключение, проведенное ООО " "данные изъяты"", согласно которому расстояние от контрольной точки аэродрома до рабочей карты полигона составляет 15 017 метров. Между тем, судом не принят во внимание акт геодезического измерения от (дата), проведенного Сургутской транспортной прокуратурой совместно с привлеченными специалистами СГМУП " "данные изъяты"" и Сургутского отдела Росреестра по ХМАО-Югре, согласно которому указанное выше расстояние составляет 14 579 метров, при этом суд указал, что в акте не указаны методы проведения замеров, а также у суда возникли сомнения в компетенции лиц, проводивших замеры. Судом не был учтен тот факт, что в заключении ООО " "данные изъяты"" также не указано, каким образом проводились замеры расстояния, не указано, какие при этом были использованы инструменты. Истцом в суд были предоставлены копии лицензии и аккредитации, подтверждающие, что СГМУП " "данные изъяты" вправе проводить геодезические работы. Кроме того, согласно Положению о Росреестре по ХМАО - Югре Росреестр праве осуществлять функции по государственному мониторингу земель, картографии и геодезии, поэтому геодезическое измерение осуществляли уполномоченные лица, обладающие специальными познаниями. Также судом не исследованы материалы дела об административном правонарушении, совершенном СГМУП " "данные изъяты"". Последнее признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч 2 ст 11.4 КоАП РФ. Считает, что в нарушение ч 3 ст 196 ГПК РФ суд вышел за пределы заявленных требований, указав, что объектами, способствующими привлечению и массовому скоплению птиц, расположенными не далее 15 км от контрольной точки аэродрома Сургут, являются также иные объекты, которые в исковых требованиях не заявлены.
В возражениях на представление представитель ответчика просит решение суда оставить в силе. К возражениям приложена копия карточки дела и резолютивная часть постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от (дата), которые судебная коллегия к материалам дела не приобщила, поскольку данные документы не были предметом обсуждения в суде первой инстанции.
В суде апелляционной инстанции представители ответчика на доводах жалобы настаивали.
Прокурор, третьи лица в судебное заседание не явились, о слушании дела были извещены.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судом первой инстанции установлено, что СГМУП " "данные изъяты"" согласно постановлению главы (адрес) "О переоформлении права на земельный участок" (номер) от (дата) приняло в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок (землепользование (землевладение), категория земель - земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, предназначен под полигон обезвреживания твердых бытовых отходов) площадью 304 999 кв.м., расположенный на Восточно-Сургутском месторождении нефти в (адрес) - Югры, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации \том 1, лд 83\.
Согласно лицензии (номер) от (дата) года СГМУП " "данные изъяты"" разрешено размещение отходов III- IV класса опасности \том 1, лд 51-52\, в том числе мусор от бытовых помещений организаций несортированный и отходы из жилищ несортированные.
С управляющими компаниями (адрес) СГМУП " "данные изъяты"" заключены договоры на вывоз, складирование и утилизацию продуктов мусора от бытовых помещений организаций и отходов из жилищ несортированных \том 1, лд 67 - 82\.
В соответствии с п 1 ст 47 Воздушного кодекса РФ размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с оператором аэродрома гражданской авиации или организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации либо уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 59 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N138 от 11 марта 2010 года, запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Суд отказал прокурору в иске, ссылаясь на то, что суду не были представлены доказательства тому, что полигон для размещения отходов, эксплуатируемый СГМУП " "данные изъяты"", расположен на расстоянии менее 15 километров от контрольной точки аэродрома (адрес).
В обоснование суд указал, что ответ Комитета по природопользованию и экологии Администрации (адрес) на запрос ОАО " "данные изъяты"" от (дата) подтверждает, что удаление муниципального полигона твердо-бытовых отходов от контрольной точки аэропорта года Сургута составляет 15 000 метров. За основу расчета взята крайняя точка полигона (въезд на полигон). При расчете от средней точки тела полигона расстояние составляет 14 700 метров.
В основу решения суд положил заключение ООО " "данные изъяты"" от (дата), согласно которому расстояние от контрольной точки аэропорта до средней точки рабочей карты полигона составляет 15 017 метров \том 1, лд 236\
Представленный истцом акт геодезического измерения расстояния между контрольной точной аэродрома до земельного участка, эксплуатируемого под полигон твердо-бытовых отходов, от (дата), которым расстояние между контрольной точкой аэропорта до центра полигона твердо-бытовых отходов определено в 14 579 метров, суд не принял во внимание, так как в данном акте не указаны методы, которыми производились геодезические измерения, а также указал, что компетентность проводивших измерения лиц также вызывает сомнения.
Между тем, в заключении ООО " "данные изъяты"" также не указано, каким образом проводились замеры расстояния, не указано, какие при этом были использованы инструменты. Измерение расстояния, указанное в акте геодезического измерения от (дата), произведено специалистами СГМУП " "данные изъяты"" и Сургутского отдела Росреестра по ХМАО-Югре, истцом в суд были предоставлены копии лицензии и аккредитации, подтверждающие, что СГМУП " "данные изъяты"" вправе проводить геодезические работы.
Кроме того, согласно Положению о Росреестре по ХМАО - Югре Росреестр вправе осуществлять функции по государственному мониторингу земель, картографии и геодезии, поэтому геодезическое измерение осуществляли уполномоченные лица, обладающие специальными познаниями.
Согласно отчету об эколого-орнитологической обстановке территории аэродрома (адрес) и его окрестностей ряд видов птиц создают опасность для полетов воздушных судов.
Из постановления (номер) от (дата) об административном правонарушении, совершенном СГМУП " "данные изъяты"", следует, что во втором полугодии 2014 года зарегистрированы случаи столкновения воздушных судов с птицами: 24 июля 2014 года Боинг-752, рейс УТА-5137, был вынужден прервать взлет, 28 июля 2014 года Боинг-735, рейс УТА-472, столкнулся с птицей в торце полосы при заходе не посадку, 1 августа 2014 года Боинг-734\М, рейс УТА-432, зацепил птицу предположительно нижней частью фюзеляжа.
Согласно статьям 2, 20 и 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Признание, соблюдение и защита этого права - обязанность государства.
Установленный федеральным воздушным законодательством императивный запрет на размещение в приаэродромной территории на расстояниях ближе, чем указано в пункте 59 Федеральных правил, объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, к которым относятся и объекты размещения отходов (свалки, полигоны и т.п.), соответствует вышеуказанному принципу и приоритету защиты общегуманистических ценностей.
Таким образом, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований прокурора.
Ссылка суда на то обстоятельство, что птиц могут привлекать и иные отходы, не указанные прокурором в требованиях, размещаемые на спорном объекте, основанием для отказа в удовлетворении его требований не является, поскольку основана на одних предположениях и объективно материалами дела не подтверждена.
Следует отметить, что по смыслу закона сам факт нахождения объекта размещения отходов, привлекающего птиц, на расстоянии менее 15 км от контрольной точки аэродрома, является самостоятельным и достаточным основанием для запрета эксплуатации такого объекта и его ликвидации.
В связи с тем, что в силу п 19 ч 1 ст 333.36 НК РФ прокурор при обращении в суд, а равно органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в соответствии со ст 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст ст 328, 329, пп 2 п 1 ст 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сургутского городского суда от (дата) отменить, принять новое решение: запретить "данные изъяты"" по истечении 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу размещать отходы на расстоянии до 15 км от контрольной точки аэродрома (адрес) на полигоне твердо-бытовых отходов, расположенном по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, (адрес), Восточно-Сургутское месторождение нефти (кадастровый номер земельного участка (номер)), а именно мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный, и отходы из жилищ несортированные, исключая крупногабаритный, и обязать "данные изъяты" по истечении 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать с полигона по утилизации и захоронению отходов производства и потребления размещенные ранее мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный, и отходы из жилищ несортированные, исключая крупногабаритный.
Взыскать с "данные изъяты" государственную пошлину в бюджет МО (адрес) в размере 6 000 рублей.
Председательствующий Романова И.Е.
Судьи коллегии Борисова Е.Е.
Антонов Д.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.