Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
председательствующего судьи Романовой И.Е.,
судей коллегии Борисовой Е.Е. и Гавриленко Е.В.,
при секретаре Олиярник Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора (адрес) ХМАО - Югры в интересах (ФИО)1, (ФИО)2, (ФИО)3, (ФИО)4, (ФИО)5 к администрации (адрес) ХМАО - Югры о признании бездействия незаконным, понуждении предоставить земельный участок,
по апелляционному представлению старшего помощника прокурора (адрес) (ФИО)7 на решение Сургутского городского суда от (дата), которым постановлено:
в удовлетворении требований прокурора (адрес) ХМАО - Югры в интересах (ФИО)1, (ФИО)2, (ФИО)3, (ФИО)4, (ФИО)5 к администрации (адрес) ХМАО - Югры о признании бездействия незаконным, понуждении предоставить земельный участок отказать.
Заслушав доклад судьи Борисовой ЕЕ, представителя прокуратуры Чепуренко Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор (адрес) обратился в интересах (ФИО)1, (ФИО)2, (ФИО)3, (ФИО)4, (ФИО)4 к администрации (адрес) с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что семья (ФИО)6 является многодетной. Постановлением администрации города (номер) от (дата) (ФИО)1 принята на учет для бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства на состав семьи из пяти человек. (ФИО)1 относится к категории граждан, имеющих трех и более детей, проживающих на территории ХМАО - Югры не менее пяти лет. Семья (ФИО)6 проживает в жилом помещении общей площадью 24,1 кв.м., основанием для обращения в суд послужило заявление (ФИО)2 о нарушении его права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации города, выразившееся в непредоставлении (ФИО)1 земельного участка для индивидуального жилищного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов; обязать администрацию города предоставить (ФИО)1 бесплатно в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов.
Судом принято вышеуказанное решение, которое помощник прокурора (адрес) (ФИО)8 просит отменить и принять новое решение об удовлетворении требований в связи с неправильным определением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Законодатель не ставит право на предоставление земельного участка в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение земельного участка. Ответчиком не представлено доказательств наличия очереди многодетных граждан на получение земельного участка, при этом из материалов дела следует, что истец поставлена в очередь на получение земельного участка льготными категориями граждан. В законодательстве отсутствует указание на срок, в течение которого земельный участок должен быть предоставлен многодетной семье. Отсутствие у ответчика свободного земельного участка не является основанием к отказу гражданам в реализации их прав. Ответчиком не представлено доказательств тому, что со (дата) администрацией города велась какая-либо работа по предоставлению и формированию земельных участков для многодетных семей.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель просит решение суда оставить без изменения, поскольку доводы жалобы необоснованны.
В суде апелляционной инстанции представитель прокуратуры просил решение суда отменить по доводам жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о слушании дела были извещены.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, возражений, выслушав прокурора, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением администрации города (номер) от (дата) (ФИО)1 принята на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства по дате подачи заявления - (дата).
(ФИО)1 относится к категории граждан, имеющих трех и более детей, проживающих на территории ХМАО - Югры не менее пяти лет, длительное время состоит на учете и включена в список в целях предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства под номером 772. Семья (ФИО)6 проживает в жилом помещении общей площадью 24,1 кв.м.
Пунктом 2 статьи 28 ЗК РФ, действовавшей до 1 марта 2015 года, предусматривалось, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Вместе с тем в абзаце втором указанного пункта федеральным законодателем было предусмотрено право граждан, имеющих трех и более детей, приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок бесплатно, а также без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
С 1 марта 2015 года случаи бесплатного предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно установлены ст 39.5 ЗК РФ. В соответствии с п 6 указанной статьи предусмотрено, что предоставление такого земельного участка осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп 3 п 1 статьи 7.4 Закона ХМАО - Югры от 06 июля 2005 года N57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - Закон N57-оз) для индивидуального жилищного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов однократно бесплатно приобрести земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, имеют право следующие категории граждан, проживших на территории автономного округа не менее пяти лет граждане, имеющие трех и более детей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6.2 Закона от 03мая 2000 года N26-оз ХМАО-Югры "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре" (далее - Закон N26-оз) исполнительные органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, обладающие в пределах установленных полномочий правом предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), осуществляют учет граждан, относящихся к категориям, указанным в пункте 1 статьи 7.4 Закона ХМАО-Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", желающих бесплатно приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства.
Согласно пункту 6 статьи 6 Закона N26-оз земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемые гражданам, отнесенным к категориям, указанным в пунктах 1, 2 статьи 7.4 Закона ХМАО-Югры "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре", для строительства индивидуальных жилых домов, формируются исполнительными органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа с учетом требований к обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурой, установленных региональными нормативами в соответствии с Законом ХМАО-Югры "О градостроительной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Финансирование мероприятий по обеспечению земельных участков, предоставляемых гражданам однократно бесплатно для строительства индивидуальных жилых домов, инженерной и транспортной инфраструктурой согласно региональным нормативам осуществляется, в том числе на условиях софинансирования в соответствии с муниципальными программами и государственными программами автономного округа.
На основании пункта 18 статьи 6.2 Закона N 26-оз очередность предоставления гражданам земельных участков определяется исходя из времени принятия на учет указанных граждан. Основания для внеочередного предоставления земельных участков законом не установлены.
Суд первой инстанции правомерно на основании изложенных выше норм права указал, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав гражданам, имеющим трех и более детей, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Суд установил, что распоряжением администрации города от 27 ноября 2014 года N 3974 утверждён перечень земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению гражданам для индивидуального жилищного строительства на территории (адрес). Согласно указанному перечню земельные участки, пригодные к предоставлению, расположены в (адрес), а также в квартале 30В. В настоящее время сформированы и готовы к предоставлению 17 земельных участков. В процессе формирования выяснилось, что 28 земельных участков обременены наличием сетей, что в свою очередь не позволяет предоставить данные участки льготным категориям граждан, не обременив их выносом сетей в границы красных линий. В соответствии с разработанным планом мероприятий предусмотрено ориентировочно 1000 земельных участков, что позволит обеспечить граждан, принятых к настоящему времени на учет для бесплатного предоставления в собственность земельных участков. Точное количество земельных участков будет известно после разработки и утверждения проекта планировки и проекта межевания Западного планировочного района (адрес). Земельные участки будут предоставляться очередникам по мере их обеспечения объектами инженерной и транспортной инфраструктуры и формирования в установленном законодательством порядке.
Таким образом, доводы жалобы о бездействии администрации (адрес) материалами дела не подтверждены.
Действительно, законодатель не ставит право на предоставление земельного участка в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение земельного участка, однако ст 39.5 ЗК РФ порядок предоставления таких участков многодетным семьям отнесен к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Пунктом 18 статьи 6.2 Закона N 26-оз очередность предоставления гражданам земельных участков определяется исходя из времени принятия на учет указанных граждан.
Поскольку основания для внеочередного предоставления земельных участков законом не установлены, предоставление земельного участка истцам нарушит права других граждан данной категории, которые были приняты на учет ранее, поэтому основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст ст 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сургутского городского суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Романова И.Е.
Судьи коллегии Борисова Е.Е.
Гавриленко Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.