Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Романовой ИЕ, судей коллегии Борисовой ЕЕ и Гавриленко ЕВ,
при секретаре Олиярник ЕВ,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о присвоении звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ФИО)6 на решение Ханты-Мансийского районного суда от 08 сентября 2015 года, которым постановлено:
исковые требования (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о присвоении звания "Ветеран труда" удовлетворить частично;
обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить (ФИО)1 звание "Ветеран труда";
взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу (ФИО)1 денежные средства в сумме 300 рублей в счет возмещения судебных расходов;
в остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Борисовой ЕЕ, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)1 обратилась к ответчику с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что в 2008 году на основании приказа Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (номер)п от (дата) она была награждена ведомственным знаком отличия - Благодарностью "За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса", а также имеет трудовой стаж более 33 лет. Указанные обстоятельства позволяют истцу претендовать на присвоение звания "Ветеран труда", однако Департамент социального развития отказал в присвоении звания, так как вышеуказанная Благодарность не включена в Перечень наград, дающих право на присвоение этого звания. Считает отказ неправомерным, просит обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить ей звание "Ветеран труда" и выдать ей удостоверение "Ветеран труда".
Судом принято вышеуказанное решение, которое представитель Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Кляцкая ТВ \лд 48\ просит отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований (ФИО)1, поскольку судом нарушены нормы материального права. Судом не принято во внимание, что согласно пп 24 п 2 ст 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Судом также не принято во внимание то, что в силу ст 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п 2 ст 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов. Учитывая, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у субъектов Российской Федерации имеются права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, были извещены о слушании дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит.
Судом первой инстанции установлено, что (ФИО)1 (дата) награждена ведомственным знаком отличия Министерства энергетики Российской Федерации - Благодарностью "За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса" \лд 9\.
Согласно письму Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от (дата) (ФИО)1 отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что Благодарность "За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса" не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 06 июня 2005 года N 103-п.
В соответствии с п 1 ст 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Согласно Положению о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (номер), Министерство энергетики Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п 5, п 5.2. указанного Положения Министерство энергетики Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в установленном порядке знаки отличия в сфере энергетики и награждать ими работников в указанной области.
В целях стимулирования работников, осуществляющих деятельность в топливно-энергетического комплекса и нефтехимической промышленности, а также упорядочения форм морального поощрения в соответствии с пунктом 5.2 Положения о Минэнерго РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 753, приказом Минэнерго РФ от 14 июля 2008 года N 11 учреждены ведомственные награды Министерства энергетики Российской Федерации, к которым относятся благодарности Министерства энергетики Российской Федерации, объявляемые рабочим, специалистам, служащим, руководителям организаций топливно-энергетического комплекса и нефтехимической промышленности, работникам центрального аппарата Министерства, его территориальных органов и подведомственных Министерству организаций при стаже работы в отраслях не менее 2 лет, добившимся высоких результатов в труде, а также может быть объявлена и работникам других отраслей экономики и организаций, а также иностранным гражданам, активно участвующим или оказывающим содействие развитию топливно-энергетического комплекса (п. 1, 2 "Положения о благодарности Министерства энергетики Российской Федерации", утвержденного Приказом Минэнерго РФ от 14 июля 2008 года N 11).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец награждена ведомственным знаком отличия в труде.
В силу п 4 ст 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п 1 ст 4 Закона ХМАО - Югры от 7 ноября 2006 года N115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и предоставления в соответствии с настоящим Законом мер социальной поддержки лицам, указанным в подпункте 2 пункта 4 статьи 1, подпункте 2 пункта 1 статьи 3 настоящего Закона, утверждаются Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 N 103-п "Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" определен перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как Благодарность "За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса".
Между тем, по смыслу п 4 ст 7 Федерального закона "О ветеранах" под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда" понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 этой статьи.
Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст 7 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п 4 Постановления от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" в случае, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч 5 ст 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
Из трудовой книжки истца следует, что (ФИО)1 имеет необходимый 20-летний трудовой стаж для присвоения звания "Ветеран труда", этот факт в жалобе не оспорен.
Учитывая, что (ФИО)1 имела необходимый трудовой стаж и ведомственный знак отличия Благодарность "За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса", суд правильно удовлетворил требования истца.
Доводы апелляционной жалобы о праве самостоятельного определения субъектами Российской Федерации исчерпывающего перечня наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст ст 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 08 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий И.Е. Романова
Судьи коллегии Е.Е. Борисова
Е.В. Гариленко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.