Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.,
судей Беспаловой В.В., Данилова А.В.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сусловой Е.В. к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития ХМАО-Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 22 сентября 2015 г., которым постановлено:
исковые требования Сусловой Е.В. к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о возложении обязанности по признанию звания "Ветеран труда" и выдаче удостоверения удовлетворить частично.
Обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры присвоить Сусловой Е.В. звание "Ветеран труда".
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Департамента социального развития ХМАО-Югры в пользу Сусловой Е.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты".
Заслушав доклад судьи Беспаловой В.В., судебная коллегия
установила:
Суслова Е.В. обратился в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что она награждена нагрудным знаком Госкомстата России "За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года", медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения". В 2015 г. обратилась в Департамент социального развития ХМАО-Югры с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда". Решением Департамента социального развития в присвоении звания отказано, поскольку имеющиеся у нее указанные знаки отличия не включены в "Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" (утв. постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 г. N 103-п). Ссылаясь на Федеральный закон от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и Закон ХМАО-Югры от 07.11.2006 г. N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО-Югре", просит обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры присвоить ей звание "Ветеран труда" и выдать соответствующее удостоверение.
Представитель истца (ФИО)3 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Истец и представитель ответчика в судебное заседание не явились.
Суд рассмотрел дело в их отсутствии в соответствии с правилами ст.167 ГПК РФ. Проверил доводы сторон, представленные доказательства, постановилвышеизложенное решение, с которым не согласен ответчик. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Оспаривает вывод суда о наличии оснований для присвоения истцу звания "Ветеран труда". Указывает, что согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" порядок и условия присвоения указанного звания определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Суд не учел, что в силу ст. 85 БК РФ расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами, то субъекты РФ вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ. Закон ХМАО-Югры не определяет круг лиц, являющихся ветеранами труда, а устанавливает перечень документов, подтверждающих право граждан на присвоение звания "Ветеран труда".
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с ч. 2 ст. 7, п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
По делу установлено, что Суслова Е.В. имеет необходимый стаж для назначения пенсии, с (дата) по (дата) работала в Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики в ХМАО-Югре в должности главного специалиста. В связи с исполнением трудовых обязанностей Указом Президента РФ от (дата) награждена медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения", (дата) приказом Госкомстата России от (номер) награждена нагрудным знаком Госкомстата России "За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года".
Департамент социального развития ХМАО-Югры отказал ей в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку указанные знаки не включены в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 г. N 103-п.
В силу ст. 1 Федерального закона от 25.01.2002 г. N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения" Всероссийская перепись населения представляет собой сбор сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации, и проводится на всей территории Российской Федерации в соответствии с официальной статистической методологией в целях формирования официальной статистической информации о демографических, об экономических и о социальных процессах.
На основании ст. 9 названного Закона к работе по сбору сведений о населении привлекаются граждане РФ, прошедшие специальное обучение.
Согласно п. 1 Положения о нагрудном знаке "За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года", утвержденного постановлением Госкомстата Российской федерации от 25 ноября 2002 года N 215-н, нагрудный знак "За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года" является поощрением граждан Российской Федерации, проявивших себя в проведении Всероссийской переписи населения 2002 года.
На момент награждения истца медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения" виды государственных наград, основания и порядок их вручения определялись Указом Президента Российской Федерации N 442 от 2 марта 1994 года "О государственных наградах Российской Федерации".
В силу пункта 1 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 442 от 2 марта 1994 года (далее - Положение) государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.
Президент Российской Федерации издает указы об учреждении государственных наград и о награждении государственными наградами (пункт 2 Положения).
Согласно Указу Президента Российской Федерации N 1151 от 14 октября 2002 года медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения" учреждена в целях поощрения граждан, внесших значительный вклад в подготовку и проведение Всероссийской переписи населения 2002 года.
Пунктом 3 данного Указа Президента Российской Федерации N 1151 также предусмотрено награждение медалью граждан в соответствии с положением об этой медали.
Государственному комитету Российской Федерации по статистике поручено разработать правила и порядок вручения данной медали и произвести ее вручение от имени Президента Российской Федерации (пункт 4 Указа N 1151).
Согласно Правилам и порядку вручения медали "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения", утвержденным распоряжением Госкомстата Российской Федерации от 10 ноября 2002 года N 19 сведения о вручении медалей представляются в Управление Президента Российской Федерации по государственным наградам.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Суслова Е.В. являлась штатным сотрудником Федеральной службы государственной статистики, ее участие в проведении Всероссийской переписи 2002 года было обусловлено выполнением ею трудовой функции.
Таким образом, анализируя содержание вышеприведенных норм, суд пришел к верному выводу, что имеющиеся у истца медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения", нагрудный знак Госкомстата России "За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года" являются ведомственными знаками отличия в труде.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, круг лиц, относящихся к категории "Ветеран труда", определен федеральным законодателем.
Судебная коллегия полагает, что доводы жалобы не влекут отмену решения, так как ошибочное толкование апеллянтом требований законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Согласно п.4 ст.7 Закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Между тем, по смыслу вышеуказанной нормы права под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда" понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми п.1 данной статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст.7 Закона, независимо от возложения на субъект РФ соответствующих расходных обязательств.
Отсутствие в Перечне наград, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", такого ведомственного знака отличия в труде, как медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения", нагрудный знак Госкомстата России "За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года", не дает оснований для отказа в присвоении звания "Ветеран труда" истцу, соответствующему критериям ветерана труда, установленным ст.7 Закона.
Частью 5 статьи 76 Конституции РФ установлено, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта РФ противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении РФ либо в совместном ведении РФ и субъекта РФ, то суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", согласно которым, в случае если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
При разрешении исковых требований суд правомерно руководствовался положениями ст.7 Закона, которая к ветеранам труда относит, в том числе и лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Таким образом, федеральным законодателем определены два условия, при которых гражданин признается ветераном труда: награждение ведомственным знаком отличия в труде и наличие необходимого трудового стажа.
Следовательно, истец отвечает установленным законом критериям ветерана труда. Поэтому соответствует требованиям закона вывод суда первой инстанции о наличии у нее права на присвоение звания "Ветеран труда".
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, сводятся к переоценке обстоятельств, правильно оцененных судом первой инстанции, поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 22 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции, вынесенное по апелляционной жалобе, вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Иванова И.Е.
Судьи
Беспалова В.В. Данилов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.