Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Романовой ИЕ,
судей коллегии Борисовой ЕЕ и Гавриленко ЕВ, при секретаре Олиярник ЕВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации (адрес) к ООО " "данные изъяты"", третьи лица ООО " "данные изъяты"", (ФИО)1, (ФИО)2, о признании договора управления недействительным и понуждении к исполнению предписания органа муниципального жилищного контроля N П-52/14-ЖК от (дата),
по апелляционной жалобе представителя ответчика директора ООО " "данные изъяты"" (ФИО)3 на решение Сургутского городского суда от 13 августа 2015 года, которым постановлено:
исковые требования администрации (адрес) к ООО " "данные изъяты"" о признании договора управления недействительным и понуждении к исполнению предписания органа муниципального жилищного контроля N (номер) от (дата) удовлетворить;
признать договор управления блоком "В" многоквартирного дома, расположенного по адресу: (адрес), заключенный между жителями блока "В" и ООО " "данные изъяты"", недействительным;
обязать ООО " "данные изъяты"" выполнить требования предписания N (номер) от (дата) органа муниципального жилищного контроля: прекратить осуществление деятельности по управлению блоком "В" многоквартирного дома, расположенного по адресу: (адрес), как не имеющей законного основания; осуществить подготовку и передачу технической и иной документации, необходимой для осуществления функций управления многоквартирным домом, ООО " "данные изъяты"";
взыскать с ООО " "данные изъяты"" государственную пошлину с зачислением в местный бюджет муниципального образования городской округ (адрес) ХМАО - Югры в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Заслушав доклад судьи Борисовой ЕЕ, представителя ответчика ООО " "данные изъяты"" (ФИО)4, представителя третьего лица (ФИО)5, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация (адрес) обратилась к ответчику с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что многоквартирный (адрес) в (адрес) состоит из блоков "А", "Б" и "В", которые являются двумя примыкающими зданиями, имеющими самостоятельные сети тепло-, водоснабжения и канализации и единый почтовый адрес. Управление блоком "В" указанного дома осуществляет ООО " "данные изъяты"" на основании протокола общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме, проведенного в форме заочного голосования 01 сентября 2013 года. Управление блоками "А" и "Б" осуществляет ООО " "данные изъяты"" на основании протокола общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме, проведенного в форме заочного голосования 14 ноября 2013 года. На основании информации, поступившей от ООО " "данные изъяты"", о препятствовании в осуществлении своих функций отделом муниципального контроля департамента городского хозяйства администрации (адрес) в период с 14 апреля по 16 апреля 2014 года была проведена внеплановая документарная проверка ООО " "данные изъяты"" на предмет соблюдения обязательных требований к порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с таковой организацией договора управления многоквартирным домом. В ходе проверки установлено, что протокол общего собрания собственников от 01 сентября 2013 года не соответствует требованиям ч 3, 4 ст 45 ЖК РФ. Кроме того, были выявлены нарушения ответчиком обязательств, предусмотренных ч 2 ст 162 ЖК РФ, в связи с чем ООО " "данные изъяты"" было вынесено предписание, срок исполнения которого истек 01 июля 2014 года. Указанное предписание обжаловано не было. 07 июля 2014 года органом муниципального жилищного контроля проведена повторная внеплановая документарная проверка ООО " "данные изъяты"" с целью контроля исполнения ответчиком предписания, в ходе проверки установлен факт невыполнения указанного предписания. Просит признать договор управления блоком "В" многоквартирного дома, расположенного но адресу: (адрес), заключенный между жителями блока "В" и ООО " "данные изъяты"", недействительным, обязать ООО " "данные изъяты"" выполнить требования предписания N (номер) от 17 апреля 2014 года органа муниципального жилищного контроля: прекратить осуществление деятельности по управлению блоком "В" указанного многоквартирного дома, как не имеющей законного основания; осуществить подготовку и передачу технической и иной документации, необходимой для осуществления функций управления многоквартирным домом ООО " "данные изъяты"".
Судом принято вышеуказанное решение, которое представитель ответчика директор ООО " "данные изъяты"" (ФИО)3 просит отменить и принять новое решение об отказе в иске, поскольку судом нарушены нормы материального и процессуального права. Ответчиком было заявлено ходатайство об отложении слушания дела в связи с занятостью представителя ответчика в другом судебном процессе. Однако в нарушение требований ГПК РФ суд данное ходатайство не рассмотрел. Вывод суда о том, что протокол общего собрания собственников помещений от 01 сентября 2013 года не соответствует требованиям ч 3, 4 ст 45 ЖК РФ, поскольку отсутствовал кворум общего собрания собственников в связи с тем, что собственники помещений, проживающие в блоках "А" и "Б", не были извещены надлежащим образом о проведении общего собрания, ошибочен, поскольку многоквартирный (адрес) (блок "А", "Б") и многоквартирный (адрес) (блок "В") не являются единым зданием, не имеют общих внеквартирных помещений и инженерных сетей. Блок "В" имеет собственные фундамент, крышу и капитальные стены, свои обособленные лестничные клетки и лифт, которыми пользуются исключительно жильцы данного блока. Указанные дома введены в эксплуатацию с разницей в три года, блоки "А" и "Б" 29 декабря 2000 года, а блок "В" 20 января 2003 года. Ответчик самостоятельно заключает договоры с обслуживающими организациями коммунального комплекса, поставщиками соответствующего ресурса и оплачивает их. Управление блоком "В" указанного дома осуществляет ООО " "данные изъяты"" на основании протокола общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме, проведенного в форме заочного голосования 01 сентября 2013 года. Управление блоками "А" и "Б" осуществляет ООО " "данные изъяты"" на основании протокола общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме, проведенного в форме заочного голосования 14 ноября 2013 года. Указанные решения в установленном законодательством порядке не обжалованы заинтересованными лицами и имеют одинаковую юридическую силу. Более того, в 2009 году ООО " "данные изъяты"" уже обращалось с аналогичными исковыми требованиями к ТСЖ " "данные изъяты"". Решением арбитражного суда ХМАО - Югры от 17 апреля 2009 года в удовлетворении иска отказано. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2009 года решение арбитражного суда ХМАО - Югры от 17 апреля 2009 года оставлено без изменения. Фактически в настоящее время имеются два судебных акта, противоречащих друг другу. Указывает, что расторжение договора управления затрагивает права и законные интересы каждого жильца (адрес) (блок "В"), при этом собственники жилых помещений указанного дома к участию в деле не были привлечены.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика доводы жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель третьего лица просила решение суда оставить в силе.
Представитель истца, третьи лица в судебное заседание не явились, о слушании дела были извещены.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит.
Согласно п 1.1 ст 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
В силу п 2.1. ст 20 ЖК РФ муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно пп 3 п 6 ст 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениям о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров.;
В соответствии с п 1 ст Закона ХМАО - Югры от 28 сентября 2012 N115-оз "О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Ханты-Мансийского автономного округа -Югры и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора ХМАО - Югры" муниципальный жилищный контроль осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством, законодательством автономного округа и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с п 10 ст 35 Устава (адрес) администрация города является органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля в соответствии с федеральным законодательством.
Администрация города наделяет свои структурные подразделения (органы) функциями по осуществлению муниципального контроля.
В соответствии с Положением о департаменте городского хозяйства, утвержденным распоряжением Администрации (адрес) от 16 апреля 2008 года (номер), функция по осуществлению муниципального жилищного контроля возложена на департамент городского хозяйства, являющийся структурным подразделением администрации города без образования юридического лица (п 3.2. Положения).
Согласно п 1.2. Административного регламента исполнения муниципальной функции "Осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования городской округ (адрес)", утвержденного постановлением администрации города (адрес) от 4 декабря 2013 года (номер), муниципальная функция исполняется департаментом городского хозяйства администрации города.
Исполнение муниципальной функции обеспечивает отдел муниципального жилищного контроля департамента городского хозяйства администрации города.
Судом первой инстанции установлено в судебном заседании, что отделом муниципального жилищного контроля департамента городского хозяйства администрации (адрес) с 14 по 16 апреля 2014 года была проведена документарная внеплановая проверка ООО "данные изъяты"" на основании обращения ООО "данные изъяты"" от 17 марта 2014 года.
В результате проверки были выявлены нарушения обязательных требований в отношении муниципального жилищного фонда и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В частности, было установлено следующее.
Многоквартирный жилой дом, расположенный но адресу: (адрес), состоит из блоков "А" и "Б", введенных в эксплуатацию 20 декабря 2000 года, и блока "В", введенного в эксплуатацию 20 января 2003 года, все блоки имеют один почтовый адрес.
В соответствии с архитектурно-планировочными решениями блоки "А", "Б" и блок "В" являются двумя примыкающими зданиями, имеющими самостоятельные вводы сетей тепло- и водоснабжения и канализации.
По состоянию на 16 апреля 2014 года блоком "В" осуществляет управление " "данные изъяты"" на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: (адрес), блок "В", проведенного в форме заочного голосования 01 сентября 2013 года.
Блоками "А" и "Б" осуществляет управление " "данные изъяты"" на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: (адрес), проведенного в форме заочного голосования 14 ноября 2013 года.
Протокол общего собрания собственников блока "В" 01 сентября 2013 года не соответствует требованиям частей 3 и 4 ст 45 ЖК РФ, поскольку при проведении собрания отсутствовал кворум в связи с тем, что собственники помещений, проживающие в блоках "А" и "Б", не были извещены о проведении общего собрания собственников.
Контролирующим органом был составлен акт проверки, а ответчику было выдано предписание об устранении нарушений (номер) от 7 апреля 2014 года, в котором ответчику было предложено прекратить осуществлять деятельность по управлению блоком "В" вышеуказанного многоквартирного дома, как не имеющую законного основания; осуществить подготовку и передачу технической и иной документации, необходимой для осуществления функций управления многоквартирным домом ООО УК " "данные изъяты"". Срок исполнения предписания был установлен до 01 июля 2014 года. Предписание в установленном законодательством порядке не обжаловано.
07 июля 2014 года органом муниципального жилищного контроля проведена повторная внеплановая документарная проверка ответчика с целью контроля исполнения требований предписания, был установлен факт невыполнения предписания органа муниципального жилищного контроля от 17апреля 2014 года в установленный срок.
В силу ст 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно п 3 ст 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для собственников помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с п 9 ст 161 названного Кодекса многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Довод жалобы о том, что многоквартирный (адрес) (блок "А", "Б") и многоквартирный (адрес) (блок "В") не являются единым зданием, не имеют общих внеквартирных помещений и инженерных сетей, является необоснованным.
В силу п 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ст 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Из материалов дела следует, что блоки спорного дома имеют общий земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, а также обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование - приборы учета потребления коммунальных услуг.
Таким образом, все блоки спорного дома являются составными частями одного многоквартирного дома, данный вывод не противоречит решению арбитражного суда ХМАО - Югры от 17 апреля 2009 года, на которое ссылается в жалобе ответчик. Этим решением было отказано ООО " "данные изъяты"" в иске к ТСЖ " "данные изъяты"", поэтому в силу ст 61 ГПК РФ данное решение не имеет преюдициального значения.
Доводы жалобы о том, что протоколы общих собраний собственников помещений от 14 ноября 2013 года и 01 сентября 2013 года не обжалованы заинтересованными лицами и имеют одинаковую юридическую силу, необоснованны, поскольку пункт 8.2 ст 162 ЖК РФ позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом. Решение собственников всех блоков дома о выборе управляющей компанией ООО УК " "данные изъяты"" датировано после решения о выборе управляющей компании ООО УК " "данные изъяты"", поэтому фактически свидетельствует о смене управляющей компании ООО УК " "данные изъяты"" на ООО УК " "данные изъяты"".
Что касается довода о том, что расторжение договора управления затрагивает права и законные интересы каждого жильца (адрес) блока "В", но при этом собственники жилых помещений указанного дома к участию в деле не были привлечены, то эти обстоятельства непосредственно прав подателя жалобы не затрагивают, полномочия представлять интересы собственников жилых помещений у ответчика отсутствуют, поэтому указанные доводы не являются основанием к отмене решения суда.
Ссылка жалобы на то, что суд не рассмотрел ходатайство ответчика об отложении рассмотрения дела в связи с занятостью представителя ответчика в другом судебном процессе, не является основанием к отмене решения суда, поскольку не предусмотрено в качестве такого основания ст 330 ГПК РФ, кроме того, причину неявки представителя ответчика нельзя признать уважительной.
На основании изложенного и руководствуясь ст ст 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сургутского городского суда от 13 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий И.Е. Романова
Судьи коллегии Е.Е. Борисова
Е.В. Гавриленко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.