Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 июня 2015 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 сентября 2015 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Томскнефть" ВНК по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.3, частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 25 февраля 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 июня 2015 года, юридическое лицо - открытое акционерное общество "Томскнефть" ВНК (далее - ОАО "Томскнефть" ВНК) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 7.3, частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере восьмисот десяти тысяч рублей.
В жалобе Евтушенко О.Н., поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в порядке ст. 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поставлен вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных решений ввиду их незаконности и необоснованности.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении в порядке, установленном частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы заявителя и отмены или изменения принятых по делу постановления должностного лица и судебных решений не нахожу.
30 января 2015 года Ханты-Мансийским межрайонным природоохранным прокурором в отношении ОАО "Томскнефть" ВНК возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за то, что уровень утилизации попутного нефтяного газа за 12 месяцев 2014 года в пределах Советского месторождения составил 91,7%, вместо установленных проектным документом - 95%, что повлекло необоснованные потери запасов полезных ископаемых.
В этот же день, 30 января 2015 года, Ханты-Мансийским межрайонным природоохранным прокурором в отношении ОАО "Томскнефть" ВНК возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных, за то, что в 2014 году в пределах Советского месторождения юридическим лицом добыто 47,358 млн.м3 попутного нефтяного газа, при этом неиспользуемый попутный нефтяной газ в объёме 1,56 млн.м3 нерационально использован (сожжён предприятием на факельных установках), что повлекло невыполнение требований лицензии и проектного документа на разработку месторождения.
10 июня 1996 года ОАО "Томскнефть" ВНК выдана лицензия серия "данные изъяты" N (номер) на добычу нефти и газа в пределах Советского лицензионного участка. Согласно пункту 3.4 дополнения N 1 к данной Лицензии, владелец лицензии должен обеспечить соблюдение утверждённых в установленном порядке проектных документов по разведке месторождения и добыче углеводородного сырья, в том числе в части уровней добычи углеводородов и выхода на максимальную проектную мощность. При этом объём утилизации попутного газа определяется в соответствии с утверждёнными в установленном порядке проектными документами на разработку месторождения, но нижний предельный уровень его утилизации с 2012 года должен быть в объёме не ниже 95% (л.д. 134-135, 136-147)
В силу части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административно-противоправным и наказуемым признаётся пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Согласно части 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья; является административным правонарушением.
Факт совершения ОАО "Томскнефть" ВНК административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 7.3, частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его виновность подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств: постановлениями о возбуждении дел об административных правонарушениях (л.д. 64-68, 69-73); уведомлениями от 15 июня 2014, 25 августа 2014 года, 29 августа 2014 года (л.д. 79, 80, 81, 82); объяснениями и.о. генерального директора ОАО "Томскнефть" ВНК (л.д. 101-104); объяснениями Евтушенко О.Н. (л.д. 131-133); копией лицензии на право пользования недрами и дополнением N 1 к ней, схемой расположения участка недр Советского лицензионного участка, сведениями об участке недр (л.д. 134-135, 136-147, 148, 149); протоколом заседания Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых (л.д. 151-184); справкой о фактическом объёме добычи попутного нефтяного газа и проценте его использования за 2014 год (л.д. 185).
Изложенные обстоятельства дела и перечисленные доказательства получили оценку суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обжалуя законность и обоснованность постановления должностного лица и судебных актов, заявитель в жалобе указывает на то, что юридическое лицо дважды привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности. В обоснование своих доводов заявитель ссылается на постановление Управления Росприроднадзора по Томской области от 27 марта 2015 года.
Согласиться с приведёнными утверждениями нельзя, поскольку постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, которым ОАО "Томскнефть" ВНК привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3, части 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено 25 февраля 2015 года, то есть ранее, чем постановление по делу об административном правонарушении, на которое ссылается заявитель.
Кроме того, данное постановление в суд заявителем для обозрения не предоставлялось, к жалобе не приложено.
Невыполнение третьими лицами своих обязательств в рамках гражданско-правовых отношений, на что указывает заявитель в своей жалобе (неисполнение ООО "Энерготех" обязательств по поставке блоков компрессорной установки), само по себе не может свидетельствовать о том, что юридическим лицом, привлекаемым к ответственности, были предприняты все зависящие от него меры, по соблюдению требований законодательства.
Из письменных объяснений и.о. генерального директора ОАО "Томскнефть" ВНК от 24 февраля 2015 года, помимо прочего, следует, что осложняет ситуацию с выполнением лицензионных требований по соблюдению уровня утилизации попутного нефтяного газа, необходимость выполнения соответствующих мероприятий на большинстве из 42 месторождений (л.д. 101-104).
То обстоятельство, что строительство компрессорных станций занимает значительное время, не может свидетельствовать об отсутствии в действиях юридического лица умысла на совершение вменённого административного правонарушения, поскольку обязанность выполнять требования выданной лицензии у ОАО "Томскнефть" ВНК наличествовала на протяжении всего 2014 года, а также в предшествующих отчётных периодах. Что требовало от юридического лица принятия всех необходимых мер по соблюдения взятых на себя обязательств.
Не могут быть приняты во внимание доводы заявителя о необходимости назначения юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, поскольку они ничем объективно не подтверждены. Заявителем не предоставлено суду финансово-бухгалтерских документов, позволяющих объективно оценить финансовое состояние ОАО "Томскнефть" ВНК, наличие чрезмерной обременительности для него назначенного административного штрафа.
Правильность квалификации действий ОАО "Томскнефть" ВНК и доказанность его вины в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 7.3, частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нашли своё подтверждение и сомнений не вызывают.
Доводы, содержащиеся в жалобе о несогласии с оценкой судьи районного суда и судьи суда автономного округа, данной обстоятельствам дела, не могут являться основанием к отмене состоявшихся судебных актов, поскольку принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления при наличии двух точек зрения по одному вопросу. Отступление от этого принципа оправдано только когда является обязательным в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.
Наличие таких обстоятельств судом не установлено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 3.8, 4.1, 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 25 февраля 2015 года, решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 июня 2015 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 сентября 2015 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Томскнефть" ВНК по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.3, частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Евтушенко О.Н. - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры подпись А.Л. Полуян
Верно:
Заместитель председателя суда
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры А.Л. Полуян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.