Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Першаков Д.А. с участием представителя Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружаю-щей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Природнадзор Югры) Гордеевой О.В., защитников Афанасьева В.В. и Суглобова Я.В., действующих на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании поданную защитником Логиновской Л.А. в интересах Открытого акционерного общества (ОАО) "Сургутнефтегаз" жалобу на решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского авто-номного округа - Югры от 18.11.2015 по делу об административных правонару-шениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.31 и частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ФИО)1 от 25.09.2015 ОАО "Сургутнефтегаз" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.31 и частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и под-вергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в раз-мере 101000 рублей.
Решением судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автоном-ного округа - Югры, 18.11.2015 рассмотревшего жалобу защитника ОАО "Сургут-нефтегаз" на указанное постановление по делу об административном правонару-шении, обжалованное постановление оставлено без изменения, поданная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи районного суда, защитник Логиновская Л.А. обратилась в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с жалобой, в которой просит постановление должностного лица и состоявшийся судебный акт отменить, производство по делу прекратить, свои доводы обосновывает тем, что ОАО "Сургутнефтегаз" незаконно привлечено к административной ответ-ственности по настоящему делу, так как в основу постановления должностного лица и судебного решения положены ненадлежащие доказательства, полученные с нарушением предусмотренной законом процедуры, вина ОАО "Сургутнефтегаз" во вменённых ему административных правонарушениях не установлена.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и жалобу, выслушав поддержавших доводы жалобы защитников и представителя органа административной юрисдикции, полагавшей необходимым в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами про-изводства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса предусмот-рена частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая является нормой прямого действия. Данное правона-рушение считается оконченным с момента поступления загрязняющих веществ в окружающую среду.
Из материалов дела следует, что (дата) при проведении сотрудниками Природнадзора Югры патрулирования в лесах в границах выдела (адрес) обнаружены загрязнённые нефтесодержащей жидкостью участки лесного фонда площадью соответственно "данные изъяты" га. В момент патрулирования на обоих участках сотрудниками ОАО "Сургутнефтегаз" осуществлялись механизированные работы по ликвидации нефтезагрязнений. Участок лесного фонда в выделах (адрес) используются ОАО "Сургутнефтегаз" на основании договора аренды от (дата) для выполнения работ по геоло-гическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых. Проведённым исследованием почв в отобранных с участков пробах установлено превышение над фоном по нефтепродуктам: "данные изъяты". В связи с этим уполномо-ченным должностным лицом (дата) в отношении ОАО "Сургутнефтегаз" были составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмот-ренных частью 2 статьи 8.31 и частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Феде-рации об административных правонарушениях, и 25.09.2015 вынесено обжалуемое постановление.
ОАО "Сургутнефтегаз" правомерно привлечено к административной ответст-венности, вина этого юридического лица в совершении административного право-нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Феде-рации об административных правонарушениях подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правона-рушении от (дата), актом о проведении мероприятий по контролю (патрули-рованию) в лесах от (дата) со схемами и фотоматериалами, актами отбора почв и протоколами взятия проб и образцов, заключением специалиста, выпиской из государственного лесного реестра, копией договора аренды лесных участков.
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по нему вышеуказанные доказательства получили оценку в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Действия ОАО "Сургутнефтегаз" в части загрязнения лесов другими вред-ными веществами (нефтесодержащей жидкостью) правильно квалифицированы должностным лицом по части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы были предметом проверки судьи районного суда при пере-смотре дела и обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в решении.
Вопреки доводам жалобы о том, что все доказательства по настоящему делу добыты с нарушением действующего законодательства, поскольку администра-тивное производство по делу производилось не по результатам проверки юриди-ческого лица в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, а по результатам проведённых должностным лицом административного органа меро-приятий по контролю (патрулированию) в лесах, следует отметить, что в соот-ветствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осущест-влении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" поло-жения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведе-нии которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществ-ление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юриди-ческих лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возла-гаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
На основании пункта 1 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба), утвержденного Поста-новлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2012 N 299-п, Служба является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функ-ции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха и водных объектов, региональному государственному экологическому надзору, федеральному государственному надзору (в области охраны и использо-вания объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охот-ничьих ресурсов, в области лесных отношений), а также функции в области эколо-гической экспертизы на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с пунктом 5.6.3 данного Положения в полномочия Службы входит проведение мероприятий по контролю в установленной сфере деятель-ности (плановые (рейдовые) осмотры, обследования, патрулирования).
Согласно пункту 1.5.1 утвержденного Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.01.2012 N 10 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федераль-ного государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда должностные лица Службы при осуществлении государственной функции среди прочего имеют право осуществлять патрулирование лесов, осуществлять в пре-делах своей компетенции производство по делам об административных право-нарушениях.
Очевидно, что патрулирование лесов должностными лицами Службы может осуществляться без взаимодействия с юридическим лицом, ведущим разрешённую хозяйственную деятельность на территории, входящей в ведение Службы, что, вместе с тем, не исключает возможность участия представителя юридического лица в проведении обследования и составлении соответствующих документов. Однако должностные лица Службы не обязаны предупреждать того или иного пользователя лесным участком о проводимом на этом участке патрулировании. Выявленные при этом нарушения правил санитарной безопасности в лесах могут быть предметом административного производства в отношении юридического лица с учётом пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осу-ществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Таким образом, оснований для отмены или изменения вынесенных в отно-шении ОАО "Сургутнефтегаз" правоприменительных актов в части, касающейся административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по на-стоящему делу не имеется.
Вместе с тем, содержащиеся в обжалуемых постановлении должностного лица и решении судьи районного суда выводы о виновности ОАО "Сургутнефтегаз" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонаруше-ниях, являются неправомерными, поскольку основаны не на доказательствах, а на предположении того, что обнаруженная на загрязнённых лесных участках нефте-содержащая жидкость является горючим веществом в силу ГОСТа Р 51858-2002.
Как правильно отмечено в жалобе, следует различать пластовую нефтесодер-жащую жидкость с обводнённостью до 97,3% и нефть, отвечающую вышеука-занному ГОСТу, согласно которому массовая доля воды в нефти предусмотрена не выше 0,5%. Очевидно, что нефть, нефтепродукты и содержащие их вещества, включая пластовую жидкость, обладают разной степенью горючести в силу того, что вода не является горючим веществом - это общеизвестный факт, не требую-щий доказывания.
При решении вопроса о наличии в действиях ОАО "Сургутнефтегаз" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, долж-ностному лицу и судье следовало учесть, что предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (в ред. от 14.04.2014) "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" требования пожарной безопасности в лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых предписывают хозяйствую-щим субъектам не допускать хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.)
Между тем, в материалах настоящего дела отсутствует заключение эксперта (специалиста) и иные доказательства, позволяющие сделать вывод об отнесении обнаруженной на загрязнённых участках нефтесодержащей жидкости к легко-воспламеняющимся (горючим) веществам.
В связи с изложенным, исходя из закреплённого в статье 1.5 Кодекса Россий-ской Федерации об административных правонарушениях принципа презумпции невиновности, нахожу необходимым в виду недоказанности части обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об администра-тивном правонарушении, исключить из обжалуемых постановления и решения по делу об административном правонарушении признание ОАО "Сургутнефтегаз" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных право-нарушениях, а назначенное этому юридическому лицу административное нака-зание снизить.
Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об админи-стративных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу защитника Логиновской Л.А. удовлетворить частично.
Решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.11.2015, принятое по жалобе защитника на постановление начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ФИО)1 от 25.09.2015, вынесен-ное в отношении ОАО "Сургутнефтегаз" по делу об административном право-нарушении, а также данное постановление должностного лица изменить, исключив из указанных правоприменительных актов признание ОАО "Сургутнефтегаз" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных право-нарушениях.
Назначенное ОАО "Сургутнефтегаз" административное наказание в виде административного штрафа снизить до 100000 (ста тысяч) рублей.
В остальной части указанные судебный акт и постановление должностного лица оставить без изменения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Д.А. Першаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.