Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 апреля 2015 года и решения судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 июля 2015 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 7.141, статьёй 7.142 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 апреля 2015 года (Дело N 5-504/15), оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 июля 2015 года, юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью "РН-Юганснефтегаз" (далее - ООО "РН-Юганснефтегаз") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.142 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере двухсот тысяч рублей.
постановлением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 апреля 2015 года (Дело N 5-507/15), оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 июля 2015 года, ООО "РН-Юганснефтегаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.141 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятисот тысяч рублей.
В жалобах Бальченко Г.Ю., поданных в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в порядке ст. 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поставлен вопрос об отмене судебных решений ввиду их незаконности и необоснованности.
Изучив материалы истребованных дел об административных правонарушениях в порядке, установленном частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы жалоб, нахожу их подлежащими частичному удовлетворению, а судебные решения - изменению.
Из материалов дел об административных правонарушениях следует и судом установлено, что 12 августа 2014 года в ходе проведения мероприятий по контролю за состоянием выявленного объекта культурного наследия "поселение Балинское 73" установлено, что в нарушение пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", ООО "РН-Юганснефтегаз" осуществляет хозяйственную деятельность на территории выявленного объекта культурного наследия, расположенного в Ханты-Мансийском районе, в 24,9 км к ССВ от с. Селиярово. Проведённой проверкой установлено, что через центральную часть поселения проложен коридор ВЛ-6 кВт на куст 355. В створе ВЛ-6 кВт фиксируются значительные разрушения памятника грунтовой дорогой и разъездами тяжёлых автотранспортных средств. В 7,5 м к северо-востоку от центра фиксируемого археологического сооружения N 1 объекта культурного наследия произведены земляные работы с выемкой грунта. На стенках выкопанного котлована фиксируется культурный слой. По итогам проверки в отношении ООО "РН-Юганснефтегаз" вынесено предписание о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность, также предписано приостановить движение автотранспорта (далее - Предписание 2/08).
23 декабря 2014 года в ходе мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия проведён осмотр состояния выявленного объекта культурного наследия "поселение Балинское 73". В результате осмотра объекта установлено, что в западной части памятника, в 10 м к востоку от опоры ВЛ-6 кВт, расположенной в границах объекта археологии, произведена выемка грунта дорожного полотна, которая привела к образования ямы, перекрывающей проезд по грунтовой дороге.
30 декабря 2014 года старшим инспектором отдела государственной охраны объектов культурного наследия Госкультохраны Югры в отношении ООО "РН-Юганснефтегаз" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.141 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту повреждения объекта культурного наследия и уничтожения части его культурного слоя, а именно: осуществлена выемка грунта дорожного полотна в западной части памятника археологии, которая привела к образованию ямы размером около 4 х 1,5 м, глубиной около 0,5 м.
В этот же день, 30 декабря 2014 года, старшим инспектором отдела государственной охраны объектов культурного наследия Госкультохраны Югры в отношении ООО "РН-Юганснефтегаз" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.142 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту неисполнения обязанности по приостановлению работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность, а именно: осуществлена выемка грунта дорожного полотна в западной части памятника археологии, которая привела к образованию ямы размером около 4 х 1,5 м, глубиной около 0,5 м. Работы проведены в границах территории выявленного объекта культурного наследия "поселение Балинское 73".
13 марта 2015 года старшим инспектором отдела государственной охраны объектов культурного наследия Госкультохраны Югры в отношении ООО "РН-Юганснефтегаз" составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 7.141 и статьёй 7.142 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по приведённым обстоятельствам дел.
Поскольку основанием для возбуждения обоих дел явился акт состояния выявленного объекта культурного наследия "поселение Балинское 73" от 23 декабря 2014 года, и то обстоятельство, что совершение административных правонарушений ООО "РН-Юганснефтегаз" стало следствием выемки грунта дорожного полотна в западной части памятника археологии, которая привела к образованию ямы размером около 4 х 1,5 м, глубиной около 0,5 м, усматриваются основания для применения в отношении юридического лица ч. 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершения ООО "РН-Юганснефтегаз" административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.141 и статьёй 7.142 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются: протоколами об административных правонарушениях; предписанием N 2/08; письмом заместителя генерального директора по развитию производства ООО "РН-Юганснефтегаз" от 14 ноября 2014 года и приложенными к нему фото-материалами; актом состояния выявленного объекта культурного наследия "поселение Балинское 73" от 23 декабря 2014 года, с приложенными к нему план-схемой и фото-таблицей; договором аренды лесного участка N 023/11-10 от 22 марта 2011 года;.
Перечисленные доказательства получили оценку суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нельзя признать состоятельными доводы заявителя о том, что по данным делам отсутствует событие административных правонарушениях. По мнению заявителя опора ВЛ-6 кВт, в районе которой проводились мероприятия по ограничению проезда, расположена вне границ объекта культурного наследия, на расстоянии 20 метров к западу от границы объекта.
Приведённые доводы опровергаются как письмом заместителя генерального директора по развитию производства ООО "РН-Юганснефтегаз" от 14 ноября 2014 года, где факт образования котлована, повлекшего повреждение памятника историко-культурного наследия, не оспаривался; так и план-схемой расположения объекта культурного наследия "поселение Балинское 73", из которой следует что трасса существующей ВЛ-6 кВт фактически разделяет поселение посередине, в этой части трассы вырыт котлован, которым поврежден объект культурного наследия.
В соответствии с подпунктами "а, р" пункта 4.4 договора аренды лесного участка N 023/11-10 от 22 марта 2011 года, заключённого между Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и ООО "РН-Юганснефтегаз", юридическое лицо обязалось использовать лесной участок в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, выполнять требования, предусмотренные законами Российской Федерации. Этим же пунктом договора юридическое лицо взяло на себя бремя надлежащего содержания лесного участка.
Таким образом, нельзя признать обоснованными утверждения заявителя о том, что проезд автотранспорта и вырытый котлован явились следствием действий третьих лиц, к деятельности которых ООО "РН-Юганснефтегаз" отношения не имело.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену состоявшихся по делам судебных актов, в ходе производства по делам об административных правонарушениях допущено не было.
Пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения данного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
В силу части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Санкция части 1 статьи 7.141 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает назначение наказания в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до двадцати миллионов рублей.
Санкцией статьи 7.142, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Таким образом, ООО "РН-Юганскнефтегаз" надлежит назначить административное наказание в пределах санкции части 1 статьи 7.141 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как предусматривающей наиболее строгое.
При изложенных обстоятельствах постановления судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 апреля 2015 года и решения судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 июля 2015 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 7.141, статьёй 7.142 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путём назначения ООО "РН-Юганскнефтегаз" одного административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу Бальченко Г.Ю. удовлетворить частично.
Дела об административных правонарушениях NN 5-504/2015, 5-507/2015, предусмотренных ч. 1 ст. 7.141, ст. 7.142 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотренные в отношении ООО "РН-Юганскнефтегаз" - объединить в одно производство.
Постановления судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 апреля 2015 года и решения судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 июля 2015 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 7.141, статьёй 7.142 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: назначить обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" административное наказание в виде административного штрафа в размере пятисот тысяч рублей.
В остальной части указанные постановления и решения оставить без изменения.
Заместитель председателя суда
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры подпись А.Л. Полуян
Верно:
Заместитель председателя суда
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры А.Л. Полуян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.