Дело N 3а - 6/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 февраля 2016 года г. Биробиджан
Суд Еврейской автономной области в составе судьи Гаврикова И.В.,
с участием:
старшего помощника прокурора Еврейской автономной области Витютнева К.В.,
представителей административного ответчика - Собрания депутатов муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области Лозовик Е.С., Тарасенко А.А.,
при секретаре Серебряковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджане административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района Еврейской автономной области Фокина П.Н. о признании порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, утверждённого решением Собрания депутатов муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области от 24.04.2015 N 98 "Об утверждении порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ленинского муниципального района Еврейской автономной области", противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части,
УСТАНОВИЛ:
24.04.2015 решением Собрания депутатов муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области (далее - Собрание депутатов) утверждён порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ленинского муниципального района Еврейской автономной области (далее - Порядок), который опубликован в печатном издании "Амурская нива", N 30 от 08.05.2015.
25.11.2015 прокурор Ленинского района Еврейской автономной области (далее - ЕАО) обратился в суд с административным исковым заявлением о признании решения Собрания депутатов от 24.04.2015 N 98 "Об утверждении порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ленинского муниципального района Еврейской автономной области" в части пунктов 2, 4, 11 названного Порядка, несоответствующим статье 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), и недействующим со дня принятия решения судом.
Указывает, что решение Собрания депутатов от 24.04.2015 N 98, утвердившее Порядок, принято за пределами его компетенции, поскольку пункты 2, 4, 11 Порядка противоречат статье 36 Федерального закона N 131-ФЗ.
Согласно пункту 2 оспариваемого Порядка целью конкурса является отбор кандидатур на замещение должности главы муниципального района из числа граждан, удовлетворяющих требованиям к этой должности, представивших документы для участия в конкурсе согласно перечню, установленному пунктом 7 настоящего Порядка.
Подпунктом "б" пункта 11 Порядка установлено основание, по которому гражданин не допускается к участию в конкурсе - несоответствие гражданина требованиям к кандидатам на должность главы муниципального района.
Пунктом 4 Порядка установлены ограничения для граждан на право участия в конкурсе, согласно которым граждане РФ имеют право на участие в конкурсе, в том числе при наличии высшего профессионального образования, имеющие стаж муниципальной или государственной службы не менее трёх лет или стаж работы на руководящих должностях не менее пяти лет, владеющие знаниями нормативных правовых актов РФ и ЕАО, необходимых для осуществления полномочий главы муниципального района.
Считает, что оспариваемым решением затрагиваются права неопределённого круга лиц, которые могут участвовать в проведении конкурса на должность главы муниципального района.
Установленные требования к кандидатам нарушают права граждан на участие в конкуре на должность главы Ленинского муниципального района ЕАО.
Определением Ленинского районного суда ЕАО от 07.12.2015 административное дело передано по подсудности в суд Еврейской автономной области, которое было принято к производству суда 13.01.2016.
В судебном заседании старший помощник прокурора ЕАО Витютнев К.В. доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал. Исковые требования уточнил, просил признать Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, утверждённый решением Собрания депутатов муниципального образования "Ленинский муниципальный район" ЕАО от 24.04.2015 N 98 "Об утверждении порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ленинского муниципального района Еврейской автономной области", не соответствующим статье 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части: пункт 2 в части слов "удовлетворяющих требованиям к этой должности"; подпункты "а", "б", "в" пункта 4; подпункт "б" пункта 11 во взаимосвязи с подпунктами "а", "б", "в" пункта 4 Порядка.
Суду пояснил, что пункты 2, 4, 11 названного Порядка противоречат ст. 36 Федерального закона N 131-ФЗ, поскольку названным законом не установлены требования к кандидатам на должность главы муниципального образования. Собрание депутатов превысило свои полномочия, установив требования, не предусмотренные федеральным законом.
Представитель административного ответчика Лозовик Е.С. исковые требования не признала. Пояснила, что оспариваемый Порядок принят в рамках полномочий Собрания депутатов. Законом ЕАО от 17.11.2014 N 607-ОЗ "Об отдельных вопросах осуществления местного самоуправления в Еврейской автономной области" (далее - Закон ЕАО) установлено, что в число требований к кандидатам на должность главы муниципального образования должно быть включено требование о соблюдении запретов и ограничений, установленных федеральным законодательством для лиц, замещающих муниципальные должности. Таким образом, названной выше нормой Закона ЕАО Собранию депутатов предоставлено право устанавливать требования к кандидатам на должность главы муниципального образования. Поскольку федеральным законом и уставом муниципального образования представительному органу дано право принимать решения, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования, Собранием депутатов принят названный Порядок, в котором и установлены конкретные требования к кандидатам на должность главы Ленинского муниципального района ЕАО. Также пояснила, что пункты 2 и 11 Порядка взаимосвязаны с пунктом 4 Порядка, поскольку пунктом 4 названного Порядка установлены конкретные требования к кандидатам на должность главы Ленинского муниципального района. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель административного ответчика Тарасенко А.А. исковые требования не признала. Пояснила, что поддерживает пояснения Лозовик Е.С., дополнительно пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт является новеллой в системе актов муниципального образования "Ленинский муниципальный район" ЕАО. Требования к гражданам, претендующим на должность главы Ленинского муниципального района ЕАО, установлены пунктом 4 Порядка и позволяют комиссии принять решение по отбору кандидатур, претендующих на должность главы Ленинского муниципального района. Просила в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьёй 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В силу положений статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ, глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ глава муниципального образования на основании закона субъекта Российской Федерации и устава муниципального образования: избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Из положений части 2.1 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования.
Статьёй 4 Закона ЕАО определено, что глава муниципального района в соответствии с уставом муниципального района избирается представительным органом муниципального района, из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию соответствующего муниципального образования области. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования области устанавливается представительным органом муниципального образования области.
Согласно статье 16 устава муниципального образования "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области, представительным органом местного самоуправления муниципального района является - Собрание депутатов Ленинского муниципального района Еврейской автономной области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 08.05.2015 в печатном издании "Амурская нива" N 30 опубликован Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, утверждённый решением Собрания депутатов МО "Ленинский муниципальный район" ЕАО от 24.04.2015 N 98.
12.08.2015 прокурором Ленинского района ЕАО внесён протест о приведении в соответствие с законодательством пунктов 2, 4, 11 Порядка.
23.10.2015 Собранием депутатов протест прокурора района рассмотрен, принято решение об отказе в его удовлетворении.
Рассматривая порядок принятия, оспариваемого нормативного правового акта, суд пришел к выводу, что указанный Порядок принят компетентным органом, с соблюдением правил введения его в действие и правил опубликования, соответствует установленной законом форме.
Проверяя содержание оспариваемого Порядка на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установилследующее.
Содержание оспариваемой части Порядка, а именно подпункты "а", "б", "в" пункта 4 указывает на установление Собранием депутатов требований к гражданам-кандидатам на должность главы Ленинского муниципального района, а именно: иметь высшее профессиональное образование, стаж муниципальной или государственной службы не менее трёх лет или стаж работы на руководящих должностях не менее пяти лет, владение знаниями нормативных правовых актов РФ и ЕАО, необходимых для осуществления полномочий главы муниципального района.
Из пункта 2 Порядка следует, что целью конкурса является отбор кандидатур на замещение должности главы муниципального района из числа граждан, удовлетворяющих требованиям к этой должности.
Подпунктом "б" пункта 11 Порядка установлено в качестве одного из оснований, по которому гражданин не допускается к участию в конкурсе - несоответствие гражданина требованиям к кандидатам на должность главы муниципального района.
Из пояснений представителей административного ответчика следует, что пункт 2 и пункт 11 Порядка взаимосвязаны с пунктом 4 Порядка, поскольку пунктом 4 названного Порядка установлены конкретные требования к кандидатам на должность главы Ленинского муниципального района.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Собранием депутатов при определении Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ленинского муниципального района установлены требования к гражданам, желающим принять участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Ленинского муниципального района, определены правовые механизмы по отбору кандидатов, удовлетворяющих требованиям к должности главы Ленинского муниципального района, и ограничение допуска граждан к участию в конкурсе в случае несоответствия требованиям установленным подпунктами "а", "б", "в" пункта 4 Порядка.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Федеральными законами установлен исчерпывающий перечень требований к гражданам - кандидатам на выборную должность главы муниципального образования (запреты и ограничения для лиц, замещающих муниципальные должности, наличие судимости, наличие счетов (вкладов, денежных средств и ценностей) в иностранных банках) и не предоставлено право устанавливать иные требования помимо тех, которые установлены федеральными законами, ни органам государственной власти субъектов РФ, ни органам местного самоуправления.
Кроме того, глава муниципального образования относится к числу выборных должностных лиц, поэтому предъявление требований к кандидатам на данную должность профессиональных или иных требований, как это предусмотрено для главы местной администрации (статья 37 Федерального закона N 131-ФЗ), является неправомерным.
Из положений пункта 2 Порядка следует, что целью конкурса является отбор кандидатур на замещение должности главы муниципального района из числа граждан, удовлетворяющих требованиям к этой должности, представивших документы для участия в конкурсе согласно перечню, установленному пунктом 7 Порядка.
Между тем Федеральным законом N 131-ФЗ и иными федеральными законами не установлены требования, в том числе и квалификационные к выборной должности главы муниципального образования, как это предусмотрено, например, для муниципальных служащих (Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации"). Также не предоставлено право устанавливать требования к выборной должности главы муниципального образования ни органам государственной власти субъектов РФ, ни органам местного самоуправления.
Кроме того, положения пункта 2 Порядка в части слов "удовлетворяющих требованиям к этой должности" носят неопределенный характер, так как оспариваемым порядком само понятие "удовлетворяющих требованиям к этой должности" не конкретизировано и его широкое применение может необоснованно повлиять на принятие решения комиссией по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ленинского муниципального района.
Разрешая заявленные требования, с учётом положений федерального законодательства, суд приходит к выводу, что в оспариваемых правовых нормах, содержащихся в пунктах 2, 4, 11 Порядка в части установления требований к должности и требований к кандидатам на замещение должности главы Ленинского муниципального района, неправомерно ограничиваются права граждан, претендующих на замещение должности главы муниципального района, нарушаются принципы равенства всех пред законом и верховенства закона, требования определённости, ясности, недвухсмысленности законодательного регулирования, а также приводят к неединообразному пониманию и толкованию правовых норм правоприменителями, а, следовательно, уточнённые исковые требования прокурора Ленинского района подлежат удовлетворению в полном объёме.
Поскольку порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ленинского муниципального района Еврейской автономной области применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан, суд признает пункт 2 в части слов "удовлетворяющих требованиям к этой должности"; подпункты "а", "б", "в" пункта 4; подпункт "б" пункта 11 во взаимосвязи с подпунктами "а", "б", "в" пункта 4 Порядка недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Учитывая изложенное суд признаёт противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу: пункт 2 в части слов "удовлетворяющих требованиям к этой должности"; подпункты "а", "б", "в" пункта 4; подпункт "б" пункта 11 во взаимосвязи с подпунктами "а", "б", "в" пункта 4 Порядка.
Доводы представителей административного ответчика о том, что Законом ЕАО Собранию депутатов предоставлено право устанавливать требования к кандидатам на должность главы муниципального образования судом не приняты во внимание, поскольку названные доводы не основаны на законе и не согласуются с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
В соответствии п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в печатном издании "Амурская нива" в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173-177, 213, 215, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Ленинского района ЕАО Фокина П.Н. о признании порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, утверждённого решением Собрания депутатов муниципального образования "Ленинский муниципальный район" ЕАО от 24.04.2015 N 98 "Об утверждении порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ленинского муниципального района Еврейской автономной области", противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части, удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу: пункт 2 в части слов "удовлетворяющих требованиям к этой должности"; подпункты "а", "б", "в" пункта 4; подпункт "б" пункта 11 во взаимосвязи с подпунктами "а", "б", "в" пункта 4 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, утверждённого решением Собрания депутатов муниципального образования "Ленинский муниципальный район" ЕАО от 24.04.2015 N 98.
Опубликовать в печатном издании "Амурская нива" сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба или представление в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через суд Еврейской автономной области.
Судья И.В. Гавриков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.