Судебная коллегия по административным делам
Псковского областного суда
В составе:
Председательствующего: Яроцкой Н.В.,
судей: Мурина В.А., Анашкиной М.М.,
при секретаре: Ищенко О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФГБУ "Национальный парк "Себежский" на решение Себежского районного суда Псковской области от 12 ноября 2015г., которым постановлено:
"Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФГБУ Минприроды РФ "Национальный парк "Себежский" к Собранию депутатов СП "Себежское" Себежского района Псковской области об оспаривании в порядке главы 21 КАС РФ нормативного правового акта органа власти местного самоуправления - Решения Собрания депутатов сельского поселения "Себежское" N1 от 26 декабря 2014г. "Об утверждении Генерального плана СП "Себежское".
Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Анашкиной М.М., объяснения представителя ФГБУ "Национальный парк "Себежский" Кубрышко М.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Петровой Н.М., полагавшей, что судебное решение постановлено с нарушением норм материального и процессуального права, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФГБУ "Национальный парк "Себежский" обратился в суд с административным иском об оспаривании Решения Собрания депутатов сельского поселения "Себежское" N1 от 26 декабря 2014г. "Об утверждении Генерального плана СП "Себежское".
В обоснование искового заявления указано, что при утверждении данного Генерального плана ряд земель в границах Национального парка "Себежский", прилегающих к территории населенных пунктов, были включены в состав этих населенных пунктов, что привело к изменению вида разрешенного использования земель с "сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов. На основании указанного Генерального плана Администрация сельского поселения "Себежское" стала издавать распоряжения об изменении вида разрешенного использования земель.
Считает Решение Собрания депутатов сельского поселения "Себежское" N1 от 26 декабря 2014г. "Об утверждении Генерального плана СП "Себежское" незаконным, так как оно принято органом местного самоуправления в нарушение требований действующего законодательства.
Поскольку спорные земельные участки, включенные в состав населенных пунктов, находятся на территории особо охраняемой природной территории федерального значения, на основании пункта 1 статьи 61 и пункта 3 статьи 95 Земельного кодекса РФ, пункта 3 статьи 12, пункта 4 статьи 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", а также пункта 8 статьи 3 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", административный истец просил суд признать незаконным и отменить указанное Решение Собрания депутатов сельского поселения "Себежское".
В судебном заседании представители ФГБУ "Национальный парк "Себежский" Кубрышко М.В. и Глазкина Ю.А. поддержали заявленный иск. Пояснили, что администрация учреждения не выписывает местную газету "Призыв", поэтому административному истцу не было известно о проведении публичных слушаний по проекту Генерального плана. Об оспариваемом нормативном акте администрации Национального парка стало известно только в конце июля - начале августа 2015 года.
Определением суда от 14 сентября 2015г. ненадлежащий административный ответчик - Администрация СП "Себежское" на основании части 1 статьи 43 КАС РФ был заменен на надлежащего - Собрание депутатов сельского поселения "Себежское" Себежского района Псковской области.
Представитель Собрания депутатов сельского поселения "Себежское" и заинтересованного лица - Администрации Себежского района Шолохова А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленного иска.
Представитель Желудева А.А. (землепользователя-арендатора земельного участка в урочище "Угоринка-2" Себежского района) - Ананьев Н.Н., вступивший в административное дело в качестве заинтересованного лица по собственной инициативе, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленного иска. Указал, что Желудев А.А. арендует земельный участок с КН ... , площадью ... кв.м., расположенный в дер. ... по договору от 28 января 2015г. N ... На основании оспариваемого Решения спорный участок был включен в состав населенного пункта Угоринка СП "Себежское", в дальнейшем изменен вид разрешенного использования данного участка с "сельскохозяйственного" на "для ведения личного подсобного хозяйства". Изменения в категории земли участка Желудева А.А. были поставлены на кадастровый учет в филиале ФГБУ "ФКП Росреестра". Кроме того, проведенной прокуратурой проверкой в августе 2015г. нарушений законодательства не выявлено.
Представитель привлеченного судом в качестве заинтересованного лица ООО "Институт строительных проектов" Смирнова С.А. возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала, что проектная организация добросовестно исполнила заказанный технический проект, соблюдая все нормативные акты, с учетом того, что часть территории СП "Себежское" находится в пределах особо охраняемой природной территории.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФГБУ "Национальный парк "Себежский" ставит вопрос об отмене постановленного судом решения как незаконного и необоснованного, указывая на несогласие с выводами суда, и на нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апеллянтом указано, что суд при разрешении спора не учел положения статьи 4 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", предусматривающие запрет на перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения либо запрета на такой перевод. Статьей 12 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков. Аналогичные положения содержатся в статье 95 Земельного кодекса РФ. Неверен и вывод суда о том, что участок в дер. Угоринка Себежского района уже с 2011 года находится в черте данного населенного пункта, поскольку в кадастровом плане от 10 июля 2014г. на данный земельный участок указана категория как "земли сельскохозяйственного назначения".
Лица, участвующие в рассмотрении дела, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Судебная коллегия с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит судебное решение подлежащим отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
Как следует из материалов дела, ФГБУ "Национальный парк "Себежский" оспаривает Решение Собрания депутатов сельского поселения "Себежское" N1 от 26 декабря 2014г. "Об утверждении Генерального плана СП "Себежское", полагая, что нормативный правовой акт противоречит нормам федерального законодательства, запрещающим включать земли сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах Национального парка "Себежский", в состав населенных пунктов и изменять вида разрешенного использования земель с "сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
Из материалов дела следует, что Национальный природный парк "Себежский" был организован на территории Псковской области на основании Постановления Администрации Псковской области от 01 сентября 1994 г. N 77.
Постановлением Правительства РФ от 08 января 1996 г. N 2 в Псковской области учрежден Национальный парк "Себежский" Федеральной службы лесного хозяйства России.
Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 09 марта 2004 г. N 257 утверждено Положение о федеральном государственном учреждении Национальный парк "Себежский".
Приказом Минприроды России от 19 мая 2011 г. N 337 утвержден Устав ФГБУ "Национальный парк "Себежский", согласно которому учреждение находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ, учредителем является Правительство РФ, полномочия учредителя учреждения от имени Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти - Минприроды России (сведения внесены в ЕГРЮЛ 08 июня 2011 г.).
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2015 N 1219, Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий.
Минприроды России согласовывает вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон (пункт 5.16 Положения).
Аналогичные функции были отнесены к компетенции Минприроды России Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404, действующим до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2015 N 1219.
Исходя из этого, учредитель административного истца - Минприроды России является заинтересованным лицом по рассматриваемому спору, постановленным решением затрагиваются права и обязанности данного федерального органа исполнительной власти.
В связи с этим, судебная коллегия полагает, что Минприроды России должно быть привлечено к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица.
Более того, в материалах дела имеется письмо Администрации Себежского района от 01 сентября 2014 г. N 2061 адресованное Минприроды России по вопросу утверждения проекта генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения "Себежский", которому суд первой инстанции дал правовую оценку.
Однако отношение Минприроды России к данному письму не выяснено, отсутствуют сведения о получении адресатом данного письма, что не может быть оставлено без внимания.
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 12 названного федерального закона национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В силу пункта 3 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если на территориях поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории федерального значения.
Приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 г. N 69 утвержден порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований. Согласно данному порядку согласование проекта генерального плана осуществляет Минрегиона России.
В материалах дела имеется письмо Администрации Себежского района от 15 ноября 2013 г. N 2770, направленное в адрес Минрегиона России об обеспечении доступа к проекту Генерального плана сельского поселения "Себежское". В судебном решении дана правовая оценка этому письму и факту отсутствия ответа на него.
Однако сведений о том, что данное письмо было получено Минрегионом России, в материалах дела не имеется.
Поэтому вывод суда о фактическом согласовании проекта Генерального плана Минрегионом России нельзя признать обоснованным.
В силу части 3 статьи 209 КАС РФ и ранее действующего положения части 6 статьи 251 ГПК РФ, к административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагается копия оспариваемого нормативного правового акта.
Вопреки названным требованиям закона суд первой инстанции рассмотрел дело об оспаривании нормативного правового акта без истребования его соответствующей копии.
Судом сделан вывод о том, что доводы истца о включении земель сельхозназначения в черту населенных пунктов не нашли объективного подтверждения.
Между тем, согласно приложению к Решению Собрания депутатов сельского поселения "Себежское" N 1 от 26 декабря 2014 г., представленного в суд апелляционной инстанции, более 27 земельных участков из земель сельхозназначения включены в границы населенных пунктов сельского поселения "Себежское".
Суд первой инстанции указанное приложение не исследовал, оценку положениям названного приложения на предмет соответствия нормам федерального законодательства не дал.
Также судом не установлены границы Национального парка "Себежский"; не определены населенные пункты, в границы которых включены земли сельхозназначения; не установлены земельные участки с измененным видом разрешенного использования земель с "сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов"; не определены правообладатели этих участков.
При таких обстоятельствах, постановленное судом решение нельзя признать законным и обоснованным.
По мнению судебной коллегии, дело рассмотрено без привлечения в качестве заинтересованного лица - учредителя административного истца Минприроды России; имеет место недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела; выводы суда, не соответствуют фактическим обстоятельством дела; допущены нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемое судебное решение подлежит отмене и направлению административного дела в суд первой инстанции.
Согласно пункту 2 статьи 20 КАС РФ областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований;
Между тем, учитывая часть 1 статьи 20 КАС РФ, предусматривающую, что административное дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду, настоящее дело подлежит рассмотрению по существу Себежским районным судом.
Руководствуясь изложенным и пунктом 3 статьи 309, пунктами 2-4 части 2 статьи 310, статьей 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Себежского районного суда Псковской области от 12 ноября 2015г. отменить, направить административное дело по административному исковому заявлению ФГБУ Минприроды РФ "Национальный парк "Себежский" об оспаривании Решения Собрания депутатов сельского поселения "Себежское" N1 от 26 декабря 2014г. на новое рассмотрение в Себежский районный суд Псковской области.
Председательствующий: /подпись/ Н.В. Яроцкая
Судьи: /подпись/ В.А. Мурин
/подпись/ М.М. Анашкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.