Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Пачиной Л.Н.
судей: Рязанцевой Л.В., Рожковой Т.В.
с участием прокурора Лесняк Е.Н.
при секретаре: Орловой А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 февраля 2016 года гражданское дело по иску Аксютиной Т.П. к ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России об оспаривании приказа об увольнении, об изменении даты и формулировки увольнения, о взыскании утраченного заработка, компенсации морального вреда,
по апелляционным жалобам Аксютиной Т.П. в лице ее представителя Сорокина А.Б., представителя ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, представлению прокурора Октябрьского района г.Тамбова на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 09 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи Пачиной Л.Н., судебная коллегия,
установила:
Аксютина Т.П. обратилась в суд с иском к ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России о защите нарушенного трудового права. В обоснование заявленных требований указав, что с 02.10.2001 года по день увольнения проходила службу в уголовно-исполнительной системе. С 01.02.2008 года занимала должность начальника ВВК - врача - эксперта Тамбовского филиала ВВК Б-1 УФСИН России по Рязанской области, имела специальное звание подполковник внутренней службы.
Приказом начальника Управления ФСИН России по Рязанской области N 63/786 от 27.02.2010 года ей продлен срок службы сверх установленного предельного возраста до 01.03.2015 года.
Приказом ФСИН России от 20.12.2013 года N 790 "Об утверждении штатных расписаний федеральных казенных учреждений здравоохранения медико-санитарных частей Федеральной службы исполнения наказаний" были созданы МСЧ ФСИН в 55 регионах Российской Федерации, как самостоятельные юридические лица. В Тамбовской области было создано ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России.
В связи с созданием указанных учреждений приказом Управления ФСИН России по Рязанской области от 25.12.2013 года N 436-лс "Об откомандировании сотрудников уголовно-исполнительной системы" она ( Аксютина Т.П.) была откомандирована и зачислена в распоряжение ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России по Тамбовской области 01.01.2014 года для дальнейшего назначения на вакантную должность либо увольнения по соответствующим основаниям.
Вопреки указанию заместителя директора ФСИН России об укомплектовании вакантных должностей в МСЧ лицами, ранее проходившими службу в медицинских учреждениях территориального органа ФСИН России, а также при наличии вакантной должности начальника ВВК - врача - эксперта, приказом начальника ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России N 80-лс от 29.08.2014 года Аксютина Т.П. уволена со службы по сокращению штатов.
С учётом уточнения и дополнения исковых требований Аксютина Т.П. просила суд:
-признать незаконным и отменить приказ ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России N 80-лс от 29.08.2014 года об ее увольнении со службы;
-изменить дату и формулировку увольнения: считать уволенной со службы с даты принятия судом по делу решения по основаниям п. "в" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по выслуге лет, дающей право на пенсию);
- взыскать с ответчика утраченный заработок за время вынужденного прогула за период с даты увольнения по день принятия судом решения по делу, а также компенсацию морального вреда в размере ***
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 09 июня 2015 года постановлено:
- иск Аксютиной Т.П. к ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 68 ФСИН России" удовлетворить частично:
- признать незаконным и отменить приказ ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 68 ФСИН России" от 29.08.2014 года N 80-лс об увольнении из уголовно-исполнительной системы подполковника внутренней службы Аксютиной Т.П., ранее замещавшей должность начальника ВВК - врача - эксперта Тамбовского филиала военноврачебной комиссии федерального казенного учреждения здравоохранения "Больница N1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Рязанской области" по ст. 58, п. "е" Положения о службе в органах внутренних дел (по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел, в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе);
- изменить дату и формулировку увольнения Аксютиной Т.П.: считать подполковника внутренней службы Аксютину Т.П., ранее замещавшую должность начальника ВВК - врача - эксперта Тамбовского филиала военно-врачебной комиссии федерального казенного учреждения здравоохранения "Больница N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Рязанской" уволенной со службы из уголовно-исполнительной системы с 09.06.2015 года по основаниям п. "в" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по выслуге лет, дающей право на пенсию);
- взыскать с ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 68 ФСИН России" в пользу Аксютиной Т.П. утраченный заработок за время вынужденного прогула в размере ***., компенсацию морального вреда в размере ***
- оставшиеся исковые требования Аксютиной Т.П. оставить без удовлетворения;
- взыскать с ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 68 ФСИН России" в доход местного бюджета судебные расходы в размере ***
Аксютина Т.П. в лице своего представителя Сорокина А.Б. в апелляционной жалобе просит указанное решение суда в части взысканных денежных средств за утраченный заработок за время вынужденного прогула изменить, установив его размер в сумме *** а также увеличить размер взысканного морального вреда, поскольку взысканная судом денежная компенсация морального вреда не отражает нравственные страдания, которые были причинены истцу незаконным увольнением.
Представитель ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России в апелляционной жалобе просит решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 09 июня 2015 года отменить как незаконное, считая увольнение истицы правомерным.
Прокурор Октябрьского района г.Тамбова в представлении просит об отмене принятого решения как незаконного и необоснованного.
Указывает, что прокурор, как лицо, участвующее в деле, о месте и времени судебного заседания не извещался.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, представления, выслушав пояснения явившихся участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего, что имеются безусловные основания отмены решения суда первой инстанции и перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Суд первой инстанции, рассматривая дело по существу, прокурора Октябрьского района г.Тамбова о месте и времени судебного заседания не извещал по правилам ст.113 ГПК РФ, в материалах дела отсутствуют сведения о вручении судебных извещений прокурору Октябрьского района г.Тамбова.
В соответствии с п.2 ч. 4 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Данное обстоятельство в силу ч. 5 статьи 330 ГПК РФ является основанием для суда апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Поскольку дело рассмотрено в отсутствие прокурора, как лица, участвующего в деле, не извещенного о времени и месте судебного заседания, решение суда первой инстанции подлежит отмене по основаниям п.2 ч.4 ст. 330 ГПК РФ с принятием нового решения по делу о частичном удовлетворении заявленных Аксютиной Т.П. исковых требований к ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 68 ФСИН России".
В соответствии с п. "е" ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. N 4202-1с последующими изменениями и дополнениями, сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе.
Как следует из материалов дела, Аксютина Т.П. с 2 октября 2001 года проходила службу в уголовно-исполнительной системе Тамбовской области. С 01.02.2008 г. занимала должность начальника ВВК-врача эксперта Тамбовского филиала ВВК ФКУЗ Б-1 УФСИН России по Рязанской области.
Приказом начальника УФСИН России по Рязанской области N 63/786 от 27.02.2010 г. срок службы Аксютиной Т.П. продлен сверх установленного предельного возраста до 01.03.2015 г.
На основании Приказа ФСИН России от 20.12.2013 г. N 790 "Об утверждении штатных расписаний федеральных казенных учреждений здравоохранения медико-санитарных частей Федеральной службы исполнения наказаний" в связи с организацией федеральных казенных учреждений здравоохранения медико-санитарных частей Федеральной службы исполнения наказаний приказом начальника УФСИН России по Рязанской области и приказа УФСИН России по Рязанской области от 25 декабря 2013 г. N 436 Аксютина Т.П. была откомандирована в распоряжение ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России с 01.01.2014 г., и с 01.01.2014г. приказом N 2-лс от 09.01.2014г. была зачислена в распоряжение ФКУЗ МСЧ -68 ФСИН России (л.д.23-28,20,34-37, т.1).
Приказом начальника ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России N 80-лс от 29.08.2014 г. Аксютина Т.П. уволена по п. "е" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе) (л.д.17, т.1).
По мнению судебной коллегии, увольнение Аксютиной Т.П. из органов Федеральной службы исполнения наказаний произведено ответчиком ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 68 ФСИН России с нарушением норм действующего законодательства, регулирующего порядок увольнения сотрудника органов уголовно-исполнительной системы,что влечет признание приказа об увольнении незаконным и удовлетворение уточненных требований истицы об изменении даты и формулировки увольнения и взыскании утраченного заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Статьей 60 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. N 4202-1 (далее Положения) и Инструкцией о порядке применения названного Положения, утвержденной Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 06.06.2005 г. N 76 регламентирован порядок увольнения сотрудников органа внутренних дел.
Согласно п. 17.5. Инструкции "О порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" (далее Инструкция) увольнение по сокращению штатов (пункте "е" статьи 58 Положения) может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, при их отказе от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность.
В силу п.8.6. Инструкции при зачислении сотрудника в распоряжение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы при проведении организационно-штатных мероприятий он освобождается от занимаемой должности в связи с организационно-штатными мероприятиями для решения вопроса о дальнейшем прохождении им службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы или увольнении.
Сотрудник может быть зачислен в распоряжение при проведении одного из следующих видов организационно-штатных мероприятий: ликвидации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы; сокращении численности или штата его сотрудников.
Основанием для издания приказа о зачислении сотрудника в распоряжение является постановление Правительства Российской Федерации, приказ Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний или территориального органа ФСИН России о ликвидации конкретного учреждения или органа уголовно-исполнительной системы либо о проведении организационно-штатного мероприятия в конкретном учреждении или органе уголовно-исполнительной системы. Срок вступления в силу приказа о проведении организационно-штатного мероприятия в учреждении или органе уголовно-исполнительной системы, как правило, определяется с учетом времени, необходимого для доставки приказа и принятия решения о зачислении сотрудников в распоряжение учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.
При ликвидации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы сотрудники могут зачисляться в распоряжение вышестоящего или иного учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, на который возложено проведение организационно-штатных мероприятий или ликвидации.
При сокращении штата учреждения или органа уголовно-исполнительной системы высвобождающиеся сотрудники могут зачисляться в распоряжение этого или иного учреждения или органа уголовно-исполнительной системы по согласованию с его начальником при наличии вакантных должностей.
В аналогичном порядке зачисляются в распоряжение сотрудники при расформировании (ликвидации) отдельных структурных подразделений учреждения или органа уголовно-исполнительной системы или сокращении отдельных должностей.
Время нахождения в распоряжении не может превышать двух месяцев или срока действия контракта, заключенного с сотрудником по сокращенной должности.
Издание приказа о зачислении в распоряжение и ознакомление сотрудника с ним производится в трехдневный срок, за исключением выходных и праздничных дней, со дня поступления в учреждение или орган уголовно-исполнительной системы приказа (выписки из приказа) о проведении организационно-штатного мероприятия, но не ранее даты вступления его в силу.
Одновременно с ознакомлением сотрудника с приказом о зачислении в распоряжение, он в установленном порядке уведомляется о возможном увольнении со службы под роспись.
Начальником учреждения или органа уголовно-исполнительной системы или по его поручению одним из заместителей начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы в присутствии представителей кадрового и правового подразделений, а также начальника соответствующего структурного подразделения проводится собеседование с сотрудниками, находящимися в распоряжении учреждения, органа уголовно-исполнительной системы.
Сотруднику в ходе собеседования должны предлагаться штатные вакантные должности при их наличии в данном или ином учреждении или органе уголовно-исполнительной системы, по согласованию с его начальником, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности. Предложение штатной вакантной должности, а также отказ от нее должны быть зафиксированы в письменной форме.
На сотрудника, находящегося в распоряжении, распространяются все права, обязанности и гарантии социальной защиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России, регламентирующими прохождение службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Результаты собеседования и предложенные штатные вакантные должности отражаются в листе собеседования. В случае отказа сотрудника от подписания листа собеседования составляется акт. Лист собеседования (акт) хранится в личном деле сотрудника.
Как следует из материалов дела, и установлено судом апелляционной инстанции при увольнении Аксютиной Т.П. ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России был нарушен установленный порядок увольнения, в частности, не приняты все необходимые меры для выполнения возложенной на ответчика обязанности по уведомлению истицы о наличии вакантных должностей, а также для решения вопроса о дальнейшем использовании ее на службе.
Исходя из содержания вышеназванных норм материального права увольнение сотрудника органа уголовно-исполнительной системы по основаниям п. "е" ст. 58 Положения допускается при невозможности дальнейшего использования сотрудника на службе - при их отказе от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность.
В силу п.4 Приказа ФСИН России N 790 начальникам медико-санитарных частей Федеральной службы исполнения наказаний предписано осуществить зачисление сотрудников медицинских подразделений в распоряжение вышеназванных медико-санитарных частей Федеральной службы исполнения наказаний и принять необходимые меры по их назначению на вакантные должности или увольнению в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д.206-208, т.1).
27.02.2014 г. Аксютина Т.П. под роспись предупреждена об увольнении со службы из уголовно-исполнительной системы (л.д.16, т.1)
В день предупреждения о предстоящем увольнении Аксютиной Т.П. были предложены вакантные должности: начальник медицинской части - врач медицинской части N 3; начальник медицинской части - врач медицинской части N 6, о чем составлен лист собеседования.
27.02.2015 г. Аксютиной Т.П. подан рапорт об отказе от предложенной должности начальника медицинской части N 6 ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России в связи с наличием вакантной должности начальника ВВК.
Из пояснений сторон в суде апелляционной инстанции, материалов дела следует, что в период нахождения в распоряжении Аксютина Т.П. фактически выполняла обязанности по должности начальника ВВК, которая являлась вакантной, но не была предложена истице.
То обстоятельство, что должность начальника ВВК на момент увольнения Аксютиной Т.П. являлась вакантной, ответчик не оспаривает.
Более того, ответчиком не оспаривалось в суде апелляционной инстанции, что по существу сокращения штатов в ФКУЗ МСЧ-68 не производилось, рабочее место истицы и ранее в период работы Аксютиной в ФСИН России по Рязанской области находилось в г.Тамбове, после зачисления в распоряжение ФКУЗ МСЧ-68 с 1 января 2014 года ей выплачивалась заработная плата.
При таких обстоятельствах, при отсутствии факта сокращения штатов в учреждении увольнение истицы Аксютиной Т.П. по п. "е" ст. 58 Положения не может быть признано правомерным.
Ссылка ответчика в суде апелляционной инстанции на то, что ФКУЗ МСЧ- 68 не обязано было проводить организационно-штатные мероприятия и предлагать вакантные должности истице, а таковая обязанность лежала на УФСИН России по Рязанской области, в данном случае не влечет признание законным увольнения истицы, поскольку ФКУЗ МСЧ-68 произвело увольнение истицы в нарушение требований действующего законодательства, не предложив истице все имеющиеся вакантные должности, соответствующие ее квалификации и ранее занимаемой должности.
Согласно ответу на запрос ФКУЗ МСЧ - 62 ФСИН России от 14.01.2015 г. военно - врачебная комиссия в качестве Тамбовского филиала в состав ФКУЗ МСЧ-62 ФСИН России не вошла; подполковник внутренней службы Аксютина Т.П. откомандирована в распоряжение МСЧ -68 ФСИН России и в штатах МСЧ-62 не состояла (л.д.214, т.1).
Доводы ответчика о том, что Аксютина Т.П. не могла замещать названную вакантную должность - начальника ВВК в силу возраста и состояния здоровья несостоятельны, поскольку доказательств того, что на момент увольнения истицы данные критерии оценивались ответчиком не представлено. Заключение ВВК, оформленное свидетельством о болезни N 134 от 18.06.2014 г., которым истица признана ограниченно годной к службе, отсутствовало на момент предложения Аксютиной Т.П. имеющихся вакантных должностей (л.д.106-107 т.1).
По изложенным основаниям судебная коллегия находит обоснованными требования истицы о признании незаконным приказа ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России от 29.08.2014 г. N 80-лс об увольнении Аксютиной Т.П., поскольку порядок увольнения истицы, предусмотренный ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, ответчиком не был соблюден, и с учетом измененных истицей требований полагает подлежащими удовлетворению требования об изменении даты и формулировки увольнения Аксютиной Т.П. на увольнение по основаниям п. "в" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по выслуге лет, дающей право на пенсию) с 09.06.2015г. (дата принятия судом первоначального решения, в пределах заявленных требований на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции).
При этом подлежат удовлетворению в силу нормы ст. 394 ТК РФ и руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в п. 62 Постановления от 17.03.2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации требования Аксютиной Т.П. о взыскании заработка за время вынужденного прогула, и с учетом зачета выплаченного истице выходного пособия, взысканию подлежит сумма заработка в размере ***. ( *** (сумма ко взысканию без учета НДФЛ) - ***. (сумма выходного пособия). Расчет заработка, представленный ответчиком, на л.д. 154 т. 2 стороны не оспаривают.
В связи с признанием незаконным приказа об увольнении истицы подлежат в силу ст. 237 ТК РФ удовлетворению требования Аксютиной Т.П. о компенсации морального вреда с учетом характера перенесенных истицей моральных страданий, требований разумности и справедливости, конкретных обстоятельств по делу в размере ***
В доход местного бюджета с ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России подлежит взысканию государственная пошлина в размере ***
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 9 июня 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым требования Аксютиной Т.П. к ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 68 ФСИН России" удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 68 ФСИН России" от 29.08.2014 г. N 80-лс об увольнении Аксютиной Татьяны Павловны по п. "е" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе).
Изменить дату и формулировку увольнения Аксютиной Т.П. : считать подполковника внутренней службы Аксютину Т.П. ранее замещавшую должность начальника ВВК - врача - эксперта Тамбовского филиала военно-врачебной комиссии федерального казенного учреждения здравоохранения "Больница N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Рязанской области" уволенной со службы из уголовно- исполнительной системы с 09.06.2015 г. по основаниям п."в" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по выслуге лет, дающей право на пенсию).
Взыскать с ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 68 ФСИН России" в пользу Аксютиной Т.П. утраченный заработок за время вынужденного прогула в размере *** компенсацию морального вреда ***
В остальной части исковые требования Аксютиной Т.П. оставить без удовлетворения.
Взыскать с ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 68 ФСИН России" в доход местного бюджета государственную пошлину ***
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.