Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Пачиной Л.Н.
судей: Рязанцевой Л.В., Рожковой Т.В.
при секретаре: Орловой А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 февраля 2016 года гражданское дело по иску Попова Ю.Н. к ГУ-УПФ РФ в Мучкапском районе Тамбовской области о включении в специальный стаж периодов работы, досрочном назначении страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе Попова Ю.Н. на решение Мучкапского районного суда Тамбовской области от 30 ноября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Пачиной Л.Н., судебная коллегия
установила:
27.10.2014 года Попов Ю.Н. обратился в ГУ УПФ РФ в Мучкапском районе Тамбовской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, стаж которой, по мнению Попова Ю.Н., на момент обращения составлял более 30 лет.
Решением ГУ УПФ РФ в Мучкапском районе Тамбовской области N 46 от 08 декабря 2014 года Попову Ю.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
По мнению Пенсионного фонда на момент обращения Попова Ю.Н. стаж его лечебной деятельности составлял 26 лет 07 месяцев 06 дней.
Не согласившись с решением ГУ УПФ РФ в Мучкапском районе Тамбовской области, Попов Ю.Н. обратился в суд с иском о включении в стаж лечебной деятельности в календарном исчислении период его работы с 01.09.1988г. по 28.02.1989 года ( 05 месяцев 28 дн.) - прохождения одногодичной интернатуры по педиатрии Уваровской ЦРБ,
в льготном исчислении один год работы как один год и три месяца периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
- с 18.11.2002г. по 28.12.2002г., с 05.04.2004г. по 03.07.2004г., с 01.09.2004г. по 16.11.2004г. - в должности врача педиатра Кулябовской врачебной амбулатории Мучкапской ЦРБ,
- с 04.05.2009г. по 25.06.2009г. - в должности врача общей практики Кулябовского врачебного участка Мучкапской ЦРБ,
- с 11.02.2013г. по 15.02.2013г., с 18.02.2013г. по 22.02.2013г. в должности врача-рентгенолога рентгенологического кабинета ТОГБУЗ МУЗ ЦРБ имени академика М.И. Кузина. И периоды работы
- с 01.11.1999г. по 03.01.2001г. ( 1 год 2 месяца 3 дня) в должности врача-педиатра Кулябовской врачебной амбулатории Мучкапского ТМО,
- с 23.09.2013г. по 30.06.2014 года ( 9 месяцев 08 дней) - в должности врача-рентгенолога ООО "Городской медицинский Центр".
В обоснование иска Попов Ю.Н. указал, что в течение всех спорных периодов деятельности он осуществлял лечебную деятельность, работая в качестве врача в медицинских учреждения, должности указаны в соответствующих Списках, и потому спорные периоды должны быть приняты к зачету в стаж на соответствующих видах работ. Поскольку работы протекала в сельской местности, то к этим периодам должен применяться льготный порядок исчисления.
Просил включить указанные периоды его деятельности в стаж на соответствующих видах работ для досрочного пенсионного обеспечения в связи с осуществлением лечебной деятельности, а также просил назначить указанный вид пенсии с момента обращения.
В порядке статьи 39 ГПК РФ Попов Ю.Н. исковые требования в редакции искового заявления от 17.11.2015 года уточнил и увеличил, просив суд включить в стаж на соответствующих видах работ с применением льготного порядка исчисления период его деятельности в ООО "Городской медицинский центр" с 23.09.2013 года по 07.10.2015 года ( 2 года 14 дней), то есть, добавив период его деятельности после обращения с заявлением 27.10.2014 года в Пенсионный фонд ( с 28.10.2014 года по 07.10.2015 года).
Решением Мучкапского районного суда Тамбовской области от 30 ноября 2015 года исковые требования Попова Ю.Н. удовлетворены частично, судом постановлено:
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ Мучкапском районе Тамбовской области включить Попову Юрию Николаевичу в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды:
в календарном исчислении- с 01.09.1988 г. по 28.02.1989 г.(5 мес. 28 дн.) прохождение одногодичной интернатуры по педиатрии в Уваровской ЦРБ;
в льготном исчислении 1 год =1,3 месяца - с 01.11.1999 г. по 03.01.2001 (1 год 5 мес. 18 дн.)- в должности врача-педиатра Кулябовской врачебной амбулатории Мучкапского ТМО;
в льготном исчислении 1 год = 1,3 месяца периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 18.11.2002 г. по 28.12.2002 г.(1 мес. 21 дн.), 05.04.2004 г. по 03.07.2004 г.(3 мес. 21 дн.), с 01.09.2004 г. по 16.11.2004 г.(3 мес. дн.) в должности врача-педиатра Кулябовской врачебной амбулатории Мучкапской ЦРБ, с 04.05.2009 г. по 25.06.2009 г.(2 мес.5 дн.) в должности врача общей практики Кулябовского врачебного участка Мучкапской ЦРБ, с 11.02.2013 г. по 15.02.2013 г.(6 дн.), с 18.02.2013 г. по 22.02.2013 г. (6 дн.) в должности врача-рентгенолога рентгенологического кабинета ТОГБУЗ МУЗ ЦРБ имени академика М.И.Кузина.
С решением суда в части невключения в стаж на соответствующих видах работ периода деятельности с 23.09.2013 года по 07.10.2015 г. в ООО "Городской медицинский центр" в качестве врача-рентгенолога не согласен Попов Ю.Н., в апелляционной жалобе ставит вопрос об его отмене в названной части и принятии нового решения о включении указанного периода деятельности в стаж на соответствующих видах работ.
Указывает, что в спорный период деятельности он осуществлял лечебную деятельность с занятостью в режиме полного рабочего дня и недели, полностью исполнял должностные обязанности по охране здоровья населения используемые в учреждениях здравоохранения.
Доводы жалобы подтверждены ссылкой на судебную практику и правовую позицию Конституционного Суда РФ.
Истец Попов Ю.Н., не просивший о рассмотрении дела в его отсутствие, извещенный о месте и времени судебного заседания по правилам ст.113 ГПК РФ, в том числе публично посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте Тамбовского областного суда, в судебное заседания не явился, причины неявки суду не сообщил, в связи с чем и на основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Поскольку решение суда в части возложения обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ Мучкапском районе Тамбовской области включить Попову Ю.Н. в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды: в календарном исчислении- с 01.09.1988 г. по 28.02.1989 г. - прохождение одногодичной интернатуры по педиатрии в Уваровской ЦРБ; в льготном исчислении 1 год =1,3 месяца - с 01.11.1999 г. по 03.01.2001 - в должности врача-педиатра Кулябовской врачебной амбулатории Мучкапского ТМО; в льготном исчислении 1 год = 1,3 месяца периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 18.11.2002 г. по 28.12.2002 г., 05.04.2004 г. по 03.07.2004 г., с 01.09.2004 г. по 16.11.2004 г. - в должности врача-педиатра Кулябовской врачебной амбулатории Мучкапской ЦРБ, с 04.05.2009 г. по 25.06.2009 г.- в должности врача общей практики Кулябовского врачебного участка Мучкапской ЦРБ, с 11.02.2013 г. по 15.02.2013 г., с 18.02.2013 г. по 22.02.2013 г. - в должности врача-рентгенолога рентгенологического кабинета ТОГБУЗ МУЗ ЦРБ имени академика М.И.Кузина сторонами по делу не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений ч.1, 2 ст.327.1 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии.
В данном случае апелляционная инстанция связана доводами жалобы истца, иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, вытекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений ст. ст.1, 2, 9 ГК РФ недопустимо.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших относительно нее возражений, выслушав мнение представителя ответчика УПФ РФ в Мучкапском районе Коростелевой И.И., поддержавшей возражения на апелляционную жалобу и считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно п. п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В пункте 18 названного Постановления разъяснено, что, исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Таким образом, лицу, обратившемуся за назначением досрочной трудовой пенсии по старости по указанным основаниям, надлежало представить суду доказательства наличия необходимого стажа работы, связанного с осуществлением лечебной деятельности, в учреждении либо в структурном подразделении организации, не поименованной в Списке, но перечисленной в пункте 6 вышеназванных Правил.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 24.12.2013 г. N 2064-О, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, что не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства при реализации права на пенсионное обеспечение.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.10.2014 года Попов Ю.Н. обратился в ГУ УПФ РФ в Мучкапском районе с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности, стаж которой, по мнению Попова Ю.Н., на момент обращения составлял более 30 лет.
Решением ГУ УПФ РФ в Мучкапском районе Тамбовской области N 46 от 08.12.2014 года Попову Ю.Н. отказано в назначении указанного вида пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, по мнению Пенсионного фонда, стаж на соответствующих видах работ Попова Ю.Н. на момент обращения составлял 26 лет 07 месяцев 06 дней.
Не приняты к зачету в стаж лечебной деятельности период работы Попова Ю.Н. с 23.09.2013 года по 07.10.2015 г. в ООО "Городской медицинский центр" в должности врача-рентгенолога, так как не подтверждена полная занятость лечебной деятельностью, а также не подтвержден льготный код выпиской из лицевого счета застрахованного лица.
Разрешая спор и отказывая Попову Ю.Н. в удовлетворении требований о включении в стаж лечебной деятельности названного периода работы в ООО "Городской медицинский центр" и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, суд первой инстанции исходил из того, что период работы истца в Обществе с ограниченной ответственностью с 23.09.2013 года по 07.10.2015 г. не может быть зачтен в специальный стаж, при этом общий стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, истца с учетом включенных судом периодов работы составляет менее 30 лет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства "предприятие" и "учреждение" являются организациями, имеющими различную организационно-правовую форму.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ N 173-ФЗ, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 17 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников, суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Периоды работы, подлежащие включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, определяются в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Наименование должности, занимаемой истцом в спорный период, поименована в разделе "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781
В пункте 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, устанавливает, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, утвержденном этим же Постановлением.
При изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие на основании лицензий медицинскую деятельность, в указанных Списках и Правилах не поименованы.
В силу положений ст. 120 ГК РФ, ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общества с ограниченной ответственностью не относятся к учреждениям.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Указанная правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении N 197-О от 18.06.2004 года.
Согласно п. 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действующим на момент возникновения спорных правоотношений, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список и Правила, которые определили наименование должностей и учреждений здравоохранения.
В суде первой инстанции установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Городской медицинский центр", в котором работал истец Попов Ю.Н. в спорный период, изначально образовывались как общество, организационно-правовой формы учреждения никогда не имело.
Учитывая, что по своей организационно-правовой форме общество с ограниченной ответственностью не может быть отнесено к учреждению здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, то спорный период работы не может быть включен в стаж работы истца, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исходя из изложенного, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания с ними не согласиться.
Поскольку на момент обращения истца Попова Ю.Н. за назначением досрочной трудовой пенсии по старости стаж его лечебной деятельности с учетом включенных судом периодов работы в льготном и календарном исчислении составлял 29 лет 5 месяцев 26 дней, при требуемом стаже 30 лет, судебная коллегия также соглашается с выводами суда об отсутствии правовых оснований для назначения досрочного пенсионного обеспечения по старости в порядке подпункта 20 пункта 1 ст. 27 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" с момента обращения, так как право на него не возникло.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда, изложенные в решении, не опровергают, основаны на субъективном толковании закона, и потому не влекут отмену судебного решения.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оставляет его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мучкапского районного суда Тамбовской области от 30 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Попова Ю.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.