Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего Щербакова М.В.,
судей Будько Е.В., Винокурова Н.С.,
при секретаре Гульовской О.Р.,
с участием прокурора Гаврилова Д.А., представителя ГУ НРО ФСС РФ - Паутова А.И.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Винокурова Н.С.
дело по апелляционной жалобе ГУ НРО ФСС РФ, возражениями Марычевой А.Н. и прокурора, участвовавшего в деле,
на решение Борского городского суда Нижегородской области от 09 ноября 2015 года по гражданскому делу
по иску Борского городского прокурора Нижегородской области, действующего в интересах инвалида 1 группы Куликовской Н.Ю., к ГУ НРО ФСС РФ об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, указанными в индивидуальной программе реабилитации инвалида,
,
установила:
Борский городской прокурор обратился в суд в интересах инвалида 1 группы Куликовской Н.Ю. к Филиалу N ГУ - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании ГУ - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Куликовскую Н.Ю. техническим средствами реабилитации, указанными в ее индивидуальной программе реабилитации, а именно: абсорбирующим бельем, подгузниками (из расчета "данные изъяты" шт./год с учетом полученных "данные изъяты" шт.), противопролежневым матрасом (1 раз в 3 года), калоприемниками ( "данные изъяты" шт./год с учетом полученных "данные изъяты" шт.), защитным кремом ( "данные изъяты" тюб./год).
В процессе рассмотрения дела прокурор изменил заявленные требования и просит признать незаконным бездействие ГУ - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по непринятию мер по обеспечению Куликовской Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, техническими средствами реабилитации, указанными в ее индивидуальной программе реабилитации инвалида и обязании последнего обеспечить Куликовскую Н.Ю. техническими средствами реабилитации инвалида, а именно: абсорбирующим бельем, подгузниками в количестве "данные изъяты" шт., калоприемниками в количестве "данные изъяты" шт.
В обоснование требования прокурор указал, что заявление на обеспечение техническими средствами реабилитации в филиал N ГУ - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ опекуном Куликовской Н.Ю. - Марычевой А.Н. было подано ДД.ММ.ГГГГ, однако за данный период были получены следующие средства реабилитации: однокомпонентный калоприемник - "данные изъяты" шт., подгузники в количестве "данные изъяты" шт., крем защитный в количестве "данные изъяты" шт., противопролежневый матрац в количестве "данные изъяты" шт.
Решением Борского городского суда Нижегородской области от 09 ноября 2015 года постановлено: признать незаконным бездействие Государственного учреждения -Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившееся в необеспечении инвалида 1 группы Куликовской Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, техническими средствами реабилитации, указанными в индивидуальной программе реабилитации инвалида.
Обязать Государственное учреждение - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить инвалида 1 группы Куликовскую Н.Ю. техническими средствами реабилитации - абсорбирующим бельем: подгузниками в количестве "данные изъяты" штук и калоприемниками в количестве "данные изъяты" штук.
Об отмене указанного решения по мотивам незаконности и необоснованности поставлено требование в апелляционной жалобе ГУ НРО ФСС РФ. Как указывает заявитель, обеспечение граждан техническими средствами реабилитации осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета и обязательства ответчика ограничены объемом средств, выделенных из федерального бюджета на обеспечение инвалидов в 2015г. техническими средствами реабилитации. Распределение изделий между инвалидами производится согласно очереди и возложение на ответчика обязанности по настоящему делу нарушает права других граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Заявитель полагает, что действующее законодательство не предусматривает обязанность ответчика и право истца на приоритетное либо внеочередное обеспечение техническими средствами реабилитации, в связи с этим считают, что требования удовлетворению не подлежали.
В возражениях на апелляционную жалобу опекун Куликовской Н.Ю. - Марычева А.Н. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Прокурор, участвовавший в деле в суде первой инстанции, также представил свои возражения на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ НРО ФСС РФ доводы апелляционной жалобы поддержал.
Прокурор Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения. Поддержал доводы возражений.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, предусмотренном главой 39 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды на основании пункта 8 статьи 6.1 указанного закона.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрена система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Статьей 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В силу положений ст. 11.1 приведенного Федерального закона, финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
В соответствии с пунктами 2 - 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи заявления.
В Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N2347-р, в качестве технических средств реабилитации включены специальные средства при нарушении функций выделения (моче- и калоприемники) (пункт 21), а также абсорбирующее белье, подгузники (пункт 22).
Согласно материалам дела, инвалид I группы Куликовская Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлена на государственный учет по обеспечению техническими средствами реабилитации ДД.ММ.ГГГГг., согласно имеющихся в деле уведомлений (л.д.7-10).
Количество необходимых технических средств реабилитации указано в индивидуальной программе реабилитации инвалида, при этом согласно имеющихся в материалах дела актов приема-передачи технического средства реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ опекуном инвалида Марычевой А.Н. было получено однокомпонентный калоприемник - "данные изъяты" шт., подгузники в количестве "данные изъяты" шт., крем защитный в количестве "данные изъяты" шт., противопролежневый матрац в количестве "данные изъяты" шт.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик не оспаривал право Куликовской Н.Ю. на обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с выданной ей индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Руководствуясь приведенными положениями действующего законодательства, учтя обстоятельства конкретного гражданского дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку в полном объеме средства реабилитации за 2015 год, а также за истекший период декабрь 2014 года, Куликовской Н.Ю. предоставлены не были, имеются правовые основания для возложения на ГУ - Нижегородское региональное отделение ФСС РФ обязанности предоставить Куликовской Н.Ю. технические средства в положенном ей объеме.
Разрешая дело, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что Куликовская Н.Ю., являясь инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации, входящих в Федеральный перечень, нуждаемость в которых установлена индивидуальной программой реабилитации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку при разрешении дела суд верно определилзакон, подлежащий применению к правоотношениям сторон.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно и правильно, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что обязанность по предоставлению средств реабилитации исполнялась региональным отделением надлежащим образом, судебная коллегия отклоняет.
Поскольку рекомендованные истцу технические средства реабилитации направлены на компенсацию нарушений выделительной функции организма, нуждаемость истца в них является ежедневной, не обеспечение указанными средствами в требуемом объеме нельзя признать надлежащим исполнением возложенной на ответчика обязанности.
Постановлением Правительства Российской Федерации N240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, согласно которым на уполномоченный орган возложена обязанность рассматривать заявление инвалида о предоставлении средств реабилитации в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомлять инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (пункт 5 Правил).
В соответствии с пунктом 16 Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели.
Судебная коллегия не принимает во внимание довод жалобы о недостаточном объеме субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для ограничения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации.
Таким образом, проверив обжалуемое решение суда на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия считает, что оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется. Суд правильно определилюридические факты, лежащие в основании требований и возражений сторон, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Борского городского суда Нижегородской области от 09 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.