Судья Нижегородского областного суда Ефимова Е.О., с участием защитников ФИО1- ФИО4 и ФИО5, представителя Управления ФАС по Нижегородской области ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Шумилова А.А. на решение судьи Автозаводского районного суда г.Н.Новгорода от 29 января 2016 года, которым постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 20.10.2015 года NАШ-09/0-15 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29 КоАП РФ в отношении должностного лица - главного врача ГБУЗ НО " "данные изъяты"" Федорова ФИО11 отменено и производство по делу об административном правонарушении прекращено,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области ФИО6 от 20 ноября 2015 года должностное лицо - главный врач ГБУЗ НО " "данные изъяты"" Федоров А.А. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.
Решением судьи Автозаводского районного суда г.Н.Новгорода от 29 января 2016 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области ФИО6 от 20 ноября 2015 года отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, в отношении должностного лица - главного врача ГБУЗ НО " "данные изъяты"" Федорова А.А. прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным решением, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области ФИО6 обратился в Нижегородский областной суд с жалобой, в которой просит отменить решение судьи Автозаводского районного суда г.Н.Новгорода от 29 января 2016 года, как вынесенное незаконно и необоснованно, указывая на правомерность привлечения Федорова А.А. к административной ответственности.
В обоснование жалобы, со ссылкой на ч.2 ст.8, ч.5 ст.24, ч.1 ст.93 Федерального закона "О контрактной системе" указывается на то, что решение о выборе способа закупки услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в 2015 года в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области N 891 с единственным исполнителем (поставщиком) принято именно главным врачом ГБУЗ НО " "данные изъяты"" Федеровым А.А., в связи с чем, в действиях Федорова А.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ.
В судебном заседании в Нижегородском областном суде представитель Управления ФАС по Нижегородской области ФИО8, действующий в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании в Нижегородском областном суде защитники Федорова А.А. просили жалобу оставить без удовлетворения, полагая решение судьи суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Нарушение требований, установленных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в части уклонения от проведения торгов образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует и судьей установлено, что 09.01.2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение об осуществлении закупки у единственного исполнителя (поставщика) на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению Заказчика лекарственными препаратами (в том числе наркотическими средствами и психотропными веществами) и медицинскими изделиями, номер извещения 0 N.
Заказчиком данной закупки выступало ГБУЗ НО " "данные изъяты"". Предметом контракта являлось оказание услуг по обеспечению Заказчика лекарственными препаратами (в том числе наркотическими средствами и психотропными веществами) и медицинскими изделиями с ценой контракта "данные изъяты" рублей.
15.01.2015 года между ГБУЗ НО " "данные изъяты"" и Государственным предприятием Нижегородской области " "данные изъяты"" (далее также - ГП НО "НОФ") заключен государственный контракт N на оказание услуг по обеспечению Заказчика лекарственными препаратами (в том числе наркотическими средствами и психотропными веществами) и медицинскими изделиями. Сведения о данной закупке отражены в Плане- графике размещения заказов для нужд ГБУЗ НО " "данные изъяты" размещенном на официальном сайте, в соответствии с действующим законодательством.
Также из материалов дела следует, что контракт N от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по обеспечению Заказчика лекарственными препаратами (в том числе наркотическими средствами и психотропными веществами) и медицинскими изделиями, заключен в лице Федорова А.А., который приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ N-л назначен на должность главного врача ГБУЗ НО " "данные изъяты"".
По данному факту 20 ноября 2015 года заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области ФИО6 вынесено постановление в отношении должностного лица - главного врача ГБУЗ НО " "данные изъяты"" Федорова А.А. по ч.2 ст.7.29 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.
Отменяя данное постановление и прекращая производство по делу, судья районного суда исходил из того, что в действиях должностного лица главного врача ГБУЗ НО " "данные изъяты"" Федорова А.А. отсутствует состав административного правонарушения, поскольку последний, при заключении спорного контракта, руководствовался обязательными для его исполнения Постановлением Правительства Нижегородской области от 17.12.2014 года N891, Письмом Министерства здравоохранения Нижегородской области от 29.12.2014 года, полагая, что контракт заключался им в рамках и во исполнений ст.93 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года.
Однако, такой вывод судьи Автозаводского районного суда г.Н.Новгорода является преждевременным.
Объективной стороной става административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, является принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, является должностное лицо заказчика.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, руководители и другие работники иных организаций.
Так, из материалов дела следует, что функции государственного заказчика возложены на главного врача ГБУЗ НО " "данные изъяты"" Федорова А.А. уставом ГБУЗ НО " "данные изъяты" приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ N-л о назначении Федорова А.А. на должность главного врача ГБУЗ НО " "данные изъяты"", трудовым договором с руководителем государственного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, должностной инструкции главного врача, исследование которых позволяет сделать вывод о том, что именно ФИО1 имел право на заключение Государственного контракта и является субъектом совершенного им административного правонарушения в силу возложенных на него должностных обязанностей.
Также нельзя признать обоснованным вывод суда о том, что Федоров А.А. при заключении спорного контракта руководствовался обязательными для его исполнения Постановлением Правительства Нижегородской области от 17.12.2014 года N891 и Письмом Министерства здравоохранения Нижегородской области от 29.12.2014 года, полагая, что действует в рамках и во исполнение ст.93 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года, поскольку он противоречит требованиям законодательства.
Так, Частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлен исчерпывающий перечень случаев осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
По смыслу пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае, если закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Из анализа законодательства Российской Федерации следует, что отсутствуют законодательные акты Нижегородской области, прямо устанавливающие предоставление ГП НО " "данные изъяты"" исключительных полномочий на оказание подобных услуг, что является обязательным для заключения контракта с ГП НО " "данные изъяты"" как с единственным исполнителем на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 17.12.2014 года N891 "Об установлении полномочий государственного предприятия Нижегородской области " "данные изъяты"", на основании которого Федоровым А.А. был заключен государственный контракт N "данные изъяты" на оказание услуг по обеспечению Заказчика лекарственными препаратами (в том числе наркотическими средствами и психотропными веществами) и медицинскими изделиями, также не является законодательным актом Нижегородской области. При этом данное Постановление регулирует отношения, связанные с обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет всех источников финансирования бюджетных (казенных) медицинских организаций Нижегородской области, подведомственных министерству здравоохранения Нижегородской области, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Нижегородской области медицинской помощи, и в любом случае его положения не должны противоречить Закону о контрактной системе (часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе и статье 76 Конституции Российской Федерации), в том числе обязательным правилам закупки лекарственных средств, определенным в пункте 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 17.10.2013 N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями".
Поскольку отношения, связанные с выбором организации, осуществляющей обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, как и с оказанием самих услуг по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, регулируются Законом о контрактной системе в сфере закупок, под иные исключения, предусмотренные Законом о контрактной системе в сфере закупок для закупки у единственного исполнителя, данный случай также не подпадает.
Следовательно, действия должностного лица - главного врача ГБУЗ НО " "данные изъяты"" ФИО9, выразившиеся в проведении закупки у единственного исполнителя (поставщика) услуг по обеспечению населения Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, номер извещения 0 N, нарушают положения части 2 статьи 8, части 5 статьи 24 и части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Учитывая данное обстоятельство, вывод судьи Автозаводского районного суда о том, что в действиях должностного лица главного врача ГБУЗ НО "данные изъяты" Федорова А.А. отсутствует состав инкриминируемого ему правонарушения, является преждевременным.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме, однако судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица данное обстоятельство не было оценено должным образом. Таким образом, решение судьи Автозаводского районного суда г.Н.Новгорода от 29 января 2016 года, не отвечающее требованиям ст. ст. 24.1, 30.6 КоАП РФ, нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении по ст. 7.29 КоАП РФ не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. В настоящее время срок давности привлечения Федорова А.А. к административной ответственности за событие, имевшее место 15 января 2015 года, истек, постановление о привлечении Федорова А.А. к административной ответственности судьей районного суда отменено и производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в связи с чем за пределами установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности возможность правовой оценки действий Федорова А.А. по жалобе должностного лица на предмет наличия состава административного правонарушения и соблюдения порядка привлечения его к административной ответственности утрачена.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7 и 30.9 КоАП РФ, суд, пересматривающий дело по жалобе,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 20.10.2015 года NАШ-09/0-15 о привлечении должностного лица - главного врача ГБУЗ НО " "данные изъяты"" Федорова ФИО12 к административной ответственности по ч.2 ст.7.29 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 25 000 - отменить.
Решение судьи Автозаводского районного суда г.Н.Новгорода от 29 января 2016 года, которым постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 20.10.2015 года NАШ-09/0-15 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29 КоАП РФ в отношении должностного лица - главного врача ГБУЗ НО " "данные изъяты"" Федорова ФИО13 отменено - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ в отношении должностного лица - главного врача ГБУЗ НО " "данные изъяты"" Федорова ФИО14 прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья Ефимова Е.О.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.