Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 03 марта 2016 г. по делу N 33а-327/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО7,
судей: ФИО3, ФИО6,
при секретаре ФИО5,
с участием административного истца и представителя Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Москве и Московской области" (далее - УФО) ФИО4 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе командира войсковой части N на решение Московского гарнизонного военного суда от 10 ноября 2015 г., согласно которому удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего, проходящего военную службу в распоряжении главнокомандующего Военно-Морским Флотом подполковника ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части N и руководителя УФО, связанных с невыплатой заявителю денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения представителя административного ответчика, выразившего согласие с доводами апелляционной жалобы административного соответчика, административного истца, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела ФИО1, поступивший на военную службу по контракту до 1 января 1998 г. и проходящий ее на основании приказа главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 20 декабря 2011 г. N в распоряжении этого должностного лица, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с 17 декабря 2005 г.
Выплата компенсации за наем жилого помещения ФИО1 производилась по май 2015 года включительно, однако в удовлетворении его рапортов об этой выплате за июнь и июль 2015 года было отказано.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил обязать командира войсковой части N установить ему выплату денежной компенсации за июнь - июль 2015 года, а руководителя УФО - выплатить эту компенсацию, а также взыскать с УФО судебные расходы в размере 300 руб.
Гарнизонный военный суд заявление ФИО1 удовлетворил.
В апелляционной жалобе командир войсковой части N, считая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применены нормы материального права, просит судебное решение отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование этого, со ссылкой на ст. 26 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 16 и 33 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации утверждает, что законных оснований для издания приказов о выплате ФИО1 оспариваемой денежной компенсации у командира войсковой части N не имеется, поскольку указанный военнослужащий не является его подчиненным, а лишь находится на обеспечении в структурном подразделении вверенной ему воинской части, а эта компенсация к тому же не является видом обеспечения и направлена на возмещение понесенных военнослужащими расходов.
По утверждению воинского должностного лица, издание приказов о производстве спорной выплаты предыдущим командиром воинской части также не может быть признано достаточным основанием для возложения на него таких же обязанностей.
Автор апелляционной жалобы полагает, что местом прохождения военной службы ФИО1 является г. Санкт-Петербург, однако судом надлежащим образом не исследовался вопрос возможности обеспечения ФИО1 служебным жилым помещением в указанном населенном пункте.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с абз. 1-2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76 "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В силу п. 3 ст. 15 Закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, и п. 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. N 235, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.
В соответствии с п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, а также для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают соответствующее заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому прикладываются документы, в том числе содержащие сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.
Таким образом, законодательство связывает выплату денежной компенсации за поднаем жилого помещения с нуждаемостью военнослужащего в жилом помещении по месту прохождения военной службы и отсутствием возможности обеспечить его таким жильем либо жилым помещением маневренного фонда или общежитием.
Следовательно, к условиям выплаты компенсации относится не только отсутствие возможности предоставления военнослужащему жилого помещения, но и наличие подтвержденного права на получение жилья, которым при установленных судом обстоятельствах является нахождение такого военнослужащего на учете нуждающихся в получении служебных жилых помещений, либо жилых помещений по договору социального найма по месту прохождения военной службы, поскольку только в таком случае должностные лица, полномочные принимать решение о выплате денежной компенсации, будут обладать достаточным объемом сведений об отсутствии у военнослужащего жилья по месту прохождения военной службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным данным Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Из приведенных требований закона и нормативных правовых актов следует, что такие данные компетентные должностные лица могут на законных основаниях получить лишь от самого военнослужащего либо при проведении процедуры постановки военнослужащего на жилищный учет. При этом в ходе постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту службы устанавливается вся необходимая информация для принятия решения о выплате денежной компенсации.
По делу установлено, что ФИО1 с 17 декабря 2005 г. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы в г. Москве.
В соответствии с п. 12, 14 Инструкции выплата денежной компенсации военнослужащим осуществляется на основании приказа командира воинской части (начальника организации), в котором указывается сумма денежной компенсации и период, за который производится выплата.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 представлены документы, необходимые для установления денежной компенсации документы, а также подтверждающие понесенные им расходы по оплате договора найма жилого помещения в г. Москве, а командиром войсковой части N ранее издавались приказы о выплате ФИО1 компенсации.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1, зачисленный приказом главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 20 декабря 2011 г. N в распоряжении этого должностного лица, на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 20 февраля 2013 г. N поставлен на все виды обеспечения в войсковую часть N, являющуюся структурным подразделением войсковой части N.
Таким образом, приведенный приказ Министра обороны Российской Федерации от 20 февраля 2013 г. является основанием для издания командиром войсковой части N приказов в отношении военнослужащих, находящихся на обеспечении этой воинской части по всем вопросам обеспечения.
Следовательно, вопреки утверждению в апелляционной жалобе об обратном, к вопросам, являющимся предметом распорядительных действий указанного должностного лица, относится и установление выплаты ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения военнослужащих находящихся на обеспечении в указанной воинской части.
Как указано выше, об этом свидетельствуют ранее изданные приказы о выплате спорной денежной компенсации.
Кроме того, из материалов дела видно, что Главное командование Военно-Морского Флота было передислоцировано из г. Москвы в г. Санкт-Петербург в октябре 2012 года, то есть после вывода истца в распоряжение главнокомандующего ВМФ и до постановки его на все виды обеспечения в войсковую часть N, дислоцированную в п. "адрес".
По делу установлено, в том числе на основании объяснений административного истца, что ФИО1 на основании предписания об убытии с 1 августа 2015 г. для дальнейшего прохождения военной службы в г. Санкт-Петербург, в настоящее время прибыл в указанный населенный пункт, где временно размещен в казарменном помещении, а семья осталась проживать в г. Москве.
При этом с момента зачисления в распоряжение до поступления указаний о необходимости прибытия в г. Санкт-Петербург обстоятельства прохождения ФИО1 военной службы и проживания в г. Москве не изменялись, в связи с чем ему устанавливалась и выплачивалась денежная компенсация. При этом приказ о выплате денежной компенсации за май 2015 года издан именно автором апелляционной жалобы.
Таким образом, как правильно указано в судебном решении, местом военной службы ФИО1 до августа 2015 года являлся г. Москва, где он проживал вместе с членами своей семьи.
При таких данных судебное решение по настоящему делу является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п.1 ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 10 ноября 2015 г. по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Подписи
Верно.
Председательствующий
ФИО7
Секретарь судебного заседания
ФИО5
9 марта 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.