Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 03 марта 2016 г. по делу N 33а-345/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.,
судей:
Серазитдинова Э.Т., Масенина П.Е.,
при секретаре Урманчеевой Л.Ф. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Смоленского гарнизонного военного суда от 19 ноября 2015 г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части N прапорщика Пантелеева Алексея Александровича об оспаривании действий начальников Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО) и территориального отделения в Смоленской области - г. Смоленск ЗРУЖО (далее - территориальное отделение), связанных с определением размера предоставляемой субсидии для приобретения жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е., судебная коллегия
установила:
как следует из решения суда и материалов дела, Пантелеев, проходивший военную службу по контракту с 1994 года, в том числе с января 2014 года в войсковой части N, дислоцирующейся в г. Смоленске, уволен в июне 2015 года с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и в сентябре 2015 года исключен из списков личного состава воинской части.
В связи с предстоящим увольнением административного истца с военной службы начальник территориального отделения 20 мая 2015 г. принял предварительное решение N о предоставлении Пантелееву жилищной субсидии на состав семьи 3 человека (он, супруга и дочь).
Однако, во исполнение указаний врио начальника ЗРУЖО от 3 августа 2015 г. N начальник территориального отделения 13 августа 2015 г. это предварительное решение изменил, указав о предоставлении Пантелееву жилищной субсидии на состав семьи 2 человека (он и дочь), разъяснив ему в тот же день в письме исх. N о причинах такого изменения, в частности о том, что его супруга - ФИО1 к месту службы мужа не убывала, и не прошел установленный ст. 53 Жилищного кодекса РФ пятилетний срок с момента утраты права пользования жилым домом "адрес", общей площадью 67,3 кв.м., принадлежащим её отцу ФИО5
20 августа 2015 г. заместитель начальника ЗРУЖО принял решение N о предоставлении Пантелееву жилищной субсидии на состав семьи 2 человека (он и дочь).
Считая свои права нарушенными, поскольку его супруга намеренно не ухудшала своих жилищных условий, а семейные отношения с собственником вышеуказанного жилого помещения прекращены ею ещё в 2005 году, Пантелеев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным действия начальника территориального отделения и начальника ЗРУЖО, связанные с признанием ФИО1 ухудшившей жилищные условия и принятием решения о предоставлении ему жилищной субсидии на состав семьи 2 человека, а также обязать начальника ЗРУЖО принять решение о предоставлении ему жилищной субсидии на состав семьи 3 человека.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Пантелееву отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы указывает, что его супруга намеренно не ухудшала своих жилищных условий,
Ссылаясь на заочное решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 декабря 20014 г., обращает внимание на то, что семейные отношения с собственником вышеуказанного жилого помещения прекращены ею ещё в 2005 году.
Полагает, что гарнизонным военным судом не применен подп. "д" п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054, согласно которому не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы.
Порядок предоставления жилищной субсидии устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Так, порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержден приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. N 51 (далее - Порядок).
При этом Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 г. N 76.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В силу п. 5 Порядка решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Основания для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях определены ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, согласно пункту 6 которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Как видно из материалов дела, супруга административного истца с рождения проживала и была зарегистрирована в "адрес" в г. Смоленске, общей площадью 67,3 кв.м., принадлежащем её отцу ФИО5 на праве собственности.
На собственника и его дочь приходилось по 33,65 кв.м. общей площади указанного жилого помещения, что больше учетной нормы по городу Смоленску (10,5 кв.м.), установленной постановлением Главы г. Смоленска от 3 мая 2005 г. N 1087.
Таким образом, супруга административного истца жилым помещением по установленным нормам в г. Смоленске была обеспечена и к месту службы мужа-военнослужащего не пребывала.
Во исполнение решения Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 декабря 2014 г., принятому по иску Андреева, его дочь (супруга административного истца) снялась 30 марта 2015 г. с регистрационного учета по указанному адресу и 2 апреля того же года временно зарегистрировалась по месту пребывания по адресу: "адрес".
В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ граждане не подлежат принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Так, статьёй 53 предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Правильно установив, что ФИО1 к месту службы мужа не убывала, и не прошел установленный ст. 53 Жилищного кодекса РФ пятилетний срок с момента утраты права пользования жилым домом "адрес", начальник территориального отделения и начальник ЗРУЖО, каждый в отдельности, обосновано приняли решения о предоставлении административному истцу жилищной субсидии на состав семьи 2 человека (он и дочь), то есть без его супруги.
Что же касается решения Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 декабря 2014 г., принятого по иску Андреева, то оно не свидетельствует о добросовестности действий супруги административного истца, поскольку, как установлено в этом решении, она добровольно выехала из указанного жилого помещения.
Несостоятельна и ссылка в апелляционной жалобе на Правила, так как по настоящему делу обоснованно применены положения Жилищного кодекса РФ, вступившие в законную силу с 2005 года, то есть позже Правил.
При этом Жилищный кодекс РФ не связывает возможность применения последствий намеренного ухудшения жилищных условий с тем, какими правами на жилое помещение обладал гражданин, совершивший эти действия.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование законодательства, которых придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
При таких данных решение гарнизонного суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба административного истца - не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 308, пунктом 1 статьи 309 и статьей 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского гарнизонного военного суда от 19 ноября 2015 г. по административному исковому заявлению Пантелеева Алексея Александровича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Подписи
Верно
Председательствующий С.Ю. Тюмин
Секретарь судебного заседания Л.Ф. Урманчеева
9.03.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.