Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Безносовой Е.И., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Г.С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 25 февраля 2016 года гражданское дело по иску прокурора Мишкинского района Курганской области в защиту прав и законных интересов С.В.Ю. к Администрации Мишкинского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилья
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Мишкинского районного суда Курганской области от 24 декабря 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Мишкинского района в интересах С.В.Ю. к Администрации Мишкинского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Мишкинского района Курганской области предоставить С.В.Ю. "ДД.ММ.ГГ." года рождения отдельное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное в "адрес" Мишкинского района Курганской области, соответствующее социальным нормам и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Администрацией Мишкинского района Курганской области благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда С.В.Ю. по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного в "адрес" Мишкинского района Курганской области, соответствующего социальным нормам и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м".
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г. по обстоятельствам дела, пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Курганской области ФИО4, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Мишкинского района Курганской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов С.В.Ю. к Администрации Мишкинского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения. В обосновании иска указал, что С.В.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены родительских прав. Отмечал, что постановлением Администрации Мишкинского района Курганской области С.В.Ю. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Настаивает, что обязанность по обеспечению жилым помещением С.В.Ю. возложена на органы местного самоуправления Мишкинского района Курганской области. Просил возложить обязанность на Правительство Курганской области профинансировать предоставление С.В.Ю. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, соответствующего санитарно-техническим нормам, расположенного на территории "адрес" Мишкинского района Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м.; возложить обязанность на Администрацию Мишкинского района Курганской области предоставить С.В.Ю. указанное жилое помещение.
В судебном заседании помощник прокурора Мишкинского района Курганской области П.Д.А. на удовлетворении иска настаивала.
Истец С.В.Ю. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Мишкинского района Курганской области М.Д.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, не оспаривая право С.В.Ю. на обеспечение жильем, указал, что истец не окончил обучение в образовательном учреждении, что является обязательным условием для предоставления жилья, считал себя ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещался надлежаще, просил рассмотреть дело без его участия, с заявленными требованиями не согласился. В имеющихся в материалах дела возражениях на исковое заявление указал, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Федеральным законодательством с 01.01.2013 определено, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот из специализированного жилищного фонда. Право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа исключено. Государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот жилых помещений специализированного жилищного фонда переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджет Курганской области на 2015. Истцом не представлено доказательств невыполнения Правительством Курганской области полномочий по финансированию переданных полномочий. На основании заявок муниципальных образований Главное управление образования Курганской области перечисляет субвенции в бюджеты муниципальных образований. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий по однократному предоставлению детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот жилых помещений осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетного процесса - бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Участие граждан в данных межбюджетных отношениях не предусмотрено действующим законодательством. Полагал, что Правительство Курганской области не может выступать ответчиком по данному делу. Просил отказать в удовлетворении требования, заявленного к Правительству Курганской области.
В судебном заседании представитель третьего лица Финансового управления Курганской области участия не принимал, извещался надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил. В письменном отзыве указывал, что прокурором не представлено документов, подтверждающих, что С.В.Ю. соответствует требованиям Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье". Порядок формирования списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, установлен указанным выше Законом Курганской области. Включение детей-сирот в список осуществляется в порядке очередности, в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении указанных лиц в список. С 2013 изменен порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам. Предоставление жилья из специализированного жилого фонда осуществляется по сформированным спискам, на основании представленных детьми-сиротами либо их представителями заявлений в установленном порядке. С 01.01.2013 право указанных категорий граждан на внеочередное предоставление жилого помещения отсутствует, следовательно, исковые требования являются необоснованными. Прокурор не указал, какие права и законные интересы С.В.Ю. нарушены, нормативно не обосновал требования к ответчикам. Поскольку нормы бюджетного законодательства не применимы к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, суд не должен решать вопросы, касающиеся бюджетных правоотношений. В части требований по возложению обязанности финансирования мероприятий по предоставлению жилого помещения на Правительство Курганской области иск заявлен за пределами подведомственности суда общей юрисдикции. Прокурор не указывает суммы, которые необходимы для удовлетворения исковых требований. Просил отказать в иске в связи с необоснованностью заявленных требований.
Мишкинским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение, с которым не согласился ответчик Правительство Курганской области.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Правительство Курганской области вновь излагает позицию, изложенную в письменном отзыве на иск в суде первой инстанции. Указывает, что судом при вынесении решения неправильно применены нормы материального права, поскольку Федеральным законодательством с 01.01.2013 исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, жилые помещения по договорам специализированного найма подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Поскольку решение суда не содержит указание на порядок предоставления жилья, то оно будет осуществлено во внеочередном порядке, что приведет к нарушению действующего законодательства, а также прав других детей-сирот, включенных ранее в сформированный список. Считает, что возложение обязанности на Правительство Курганской области по обеспечению финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения истцу не подлежало разбирательству в данном суде, так как затрагивает межбюджетные отношения, и не относится к компетенции судов общей юрисдикции. Полагает суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению истцу жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Ссылаясь на нормы действующего бюджетного законодательства, Законы Курганской области, настаивает, что истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Поскольку нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации не применимы к данным правоотношениям, то суд не должен был решать вопросы, касающиеся бюджетных отношений. Отмечает, что у суда первой инстанции не было оснований для возложения на Правительство Курганской области обязательства по финансированию предоставления жилья истцу, поскольку это не относится к подведомственности судов общей юрисдикции. Полагает, что возложенная на него обязанность по выделению денежных средств на предоставление жилья не может быть связана с возложенной на Администрацию Мишкинского района обязанностью предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Выражает несогласие с решением суда, которым на Правительство Курганской области возложена обязанность обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения без их конкретизации и соответствующего перечня. Просит отменить решение суда первой инстанции.
Возражений на апелляционную жалобу не представлено.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Правительства Курганской области участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в апелляционной жалобе просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Курганской области ФИО4 против доводов апелляционной жалобы возражала, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель ответчика Администрации Мишкинского района Курганской области Т.Ю.И. в судебном заседании с решением суда первой инстанции согласилась, полагала доводы апелляционной жалобы необоснованными.
Истец С.В.Ю. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался надлежаще, находится в ФКУ СИЗО N УФСИН России по Курганской области.
Представители третьих лиц сектора по опеке и попечительству муниципального отдела Управления образования Администрации Мишкинского района, Финансового управления Курганской области, Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явились, извещались надлежаще, о причинах неявки суд апелляционной инстанции не уведомили.
С учетом мнения прокурора, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В порядке ст. 327.1 ГПК РФ, гражданское дело рассмотрено в пределах доводов апелляционной жалобы.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что "ДД.ММ.ГГ." истец С.В.Ю. обратился в прокуратуру Мишкинского района Курганской области с заявлением о защите его интересов в части предоставления жилого помещения на территории "адрес" из специализированного жилого фонда, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 8).
Решением Мишкинского районного суда Курганской области от "ДД.ММ.ГГ." родители истца С.Н.Н. и С.В.Ю. лишены в отношении него родительских прав, мать истца С.Н.Н. умерла в "ДД.ММ.ГГ." (л.д. 11-13, 67).
На основании распоряжения Администрации Мишкинского района Курганской области N-р от "ДД.ММ.ГГ." С.В.Ю. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 10).
Согласно отчету о ведении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области, С.В.Ю. поименован в списке под N при общем количестве 51 нуждающихся (л.д. 96-98).
Согласно данным паспорта, истец с "ДД.ММ.ГГ." зарегистрирован по адресу: "адрес" (л.д. 9).
Постановлением Администрации Юргамышского района Курганской области N от "ДД.ММ.ГГ." о назначении истцу опекуна подтверждено, что жилье за истцом не закреплялось ввиду отсутствия в собственности у родителей жилья (л.д. 14).
Актом обследования жилого помещения от "ДД.ММ.ГГ.", заключением от "ДД.ММ.ГГ." подтверждено, что жилое помещение по адресу регистрации истца: "адрес" по заключению межведомственной комиссии, назначенной распоряжением Кировского сельсовета от "ДД.ММ.ГГ." N, является непригодным для проживания (л.д. 125-126).
Фактически истец проживает в жилом помещении по адресу: "адрес", принадлежащее на праве собственности его бабушке Б.Т.Ю., помимо него по данному адресу зарегистрированы и проживают еще 3 человека (л.д. 79, 82).
Согласно справке N от "ДД.ММ.ГГ." истец на территории Мишкинского района приватизированного жилья не имеет, участия в приватизации не принимал, объектов недвижимости за истцом по данным Мишкинского филиала ГУП "Кургантехинвентаризаци", Управления Федеральной государственной регистрации кадастра и картографии по Курганской области от "ДД.ММ.ГГ.", Администрации Кировского сельсовета от "ДД.ММ.ГГ.", не значится (л.д. 15, 16, 32, 18).
В соответствии со справками МКОУ "Мишкинская средняя общеобразовательная школа" N от "ДД.ММ.ГГ." истец обучается в 9 классе УКП МКОУ "Мишкинская средняя общеобразовательная школа с октября 2014 (л.д. 84, 85, 87).
Таким образом, статус истца С.В.Ю., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как и его нуждаемость в жилом помещении нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, закреплены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств и вышеуказанных норм закона, суд первой инстанции правильно установил, что С.В.Ю. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции от 31.12.2014) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в редакции от 02.06.2015 N 49) порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей" утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область (приложение N 2).
Пунктом 3 названного Порядка установлено, что при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
Истец С.В.Ю. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг совершеннолетнего возраста, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении в Администрации Мишкинского района Курганской области, в установленном законом порядке жильем не обеспечен, соответствует всем условиям для обеспечения его жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором Мишкинского района Курганской области в интересах С.В.Ю. требований о предоставлении ему, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с требованиями п.п. 1, 7 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Мишкинской поселковой Думы N от "ДД.ММ.ГГ." на территории "адрес" установлена норма предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда и норма предоставления жилых помещений в размере не менее 15 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с выпиской из решения Мишкинской районной Думы от "ДД.ММ.ГГ." N "О районном бюджете на 2015 и на плановый период 2016 и 2017" из средств областного бюджета главному распорядителю бюджетных средств Администрации Мишкинского района в 2015 запланировано " ... " руб., исполнение по данному расходному обязательству за 10 месяцев 2015 составило " ... " руб., что подтверждается информацией Финансового отдела Администрации Мишкинского района Курганской области от "ДД.ММ.ГГ." (л.д. 48-49).
В соответствии с нормами Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 30.03.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (ст. 19 Федерального закона).
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ).
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 (в ред. от 12.11.2013) "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, на условиях специализированного найма, и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, подлежат исполнению за счет субвенций, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, и лишь в пределах материальных средств, передаваемых органу местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органа местного самоуправления из бюджета субъекта Российской Федерации, на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов на приобретение жилых помещений для предоставления их гражданам указанной категории.
Поскольку Администрация Мишкинского района Курганской области не в полном объеме профинансирована субъектом Российской Федерации на предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, денежные средства для приобретения жилья истцу С.В.Ю. не выделены, на Правительство Курганской области должна быть возложена обязанность по финансированию предоставления жилого помещения истцу С.В.Ю.
По указанным основаниям судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязанности по финансированию подлежащего предоставлению истцу С.В.Ю. жилого помещения, а также о неподведомственности спора суду общей юрисдикции.
Довод апелляционной жалобы об исключении из действующего законодательства права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке, что свидетельствует, по его мнению, об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Мишкинского района Курганской области, действующего в интересах С.В.Ю., является несостоятельным, поскольку обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории осуществляется в соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ путем предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, при этом очередность предоставления таким гражданам специализированных жилых помещений законом не предусмотрена.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию Правительства Курганской области, выраженную им в отзыве на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мишкинского районного суда Курганской области от 24 декабря 2015 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий И.В. Литвинова
Судьи: Е.И. Безносова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.