Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Тимофеевой С.В., Голубь Е.С.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 3 марта 2016 г. гражданское дело по иску Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области к Администрации города Кургана о возложении обязанности по устранению нарушений требований экологического законодательства и санитарных норм, путем организации мероприятий по сбору и вывозу отходов с четырех несанкционированных свалок
по апелляционной жалобе и дополнительной апелляционной жалобе Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 1 декабря 2015 г., которым постановлено:
"Исковые требования Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области к Администрации города Кургана о возложении обязанности по устранению нарушений требований экологического законодательства и санитарных норм путем организации мероприятий по сбору и вывозу отходов с 4-х несанкционированных свалок - удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана устранить нарушения требований экологического законодательства и санитарных норм путем организации мероприятий по сбору и вывозу отходов с 4-х несанкционированных свалок, расположенных в кадастровом квартале N, вдоль лесной грунтовой дороги, идущей по правой стороне заброшенного карьера, на расстоянии протяженностью 500-900 м, грунтовая дорога расположена по левую сторону автодороги "адрес" на расстоянии 3,3 км от поворота с автодороги, ведущей от "адрес" (у дорожного указателя "адрес"
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя Администрации города Кургана Борисовой Ю.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы и дополнительной апелляционной жалобы, пояснения представителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Красиловой С.И., возражавшей по доводам апелляционной жалобы и дополнительной апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области обратился в Курганский городской суд Курганской области с исковым заявлением к Администрации города Кургана о возложении обязанности по устранению нарушений требований экологического законодательства и санитарных норм, путем организации мероприятий по сбору и вывозу отходов с четырех несанкционированных свалок.
В обоснование указал, что в ходе проверки соблюдения экологического законодательства, состоявшейся " ... ", были обнаружены четыре несанкционированные свалки мусора, находящиеся вдоль грунтовой лесной дороги, идущей по правой стороне заброшенного карьера на расстоянии 500-900 м. Данная грунтовая дорога расположена по левую сторону от автомобильной дороги "адрес" на расстоянии 3,3 км от поворота с автомобильной дороги, ведущей от "адрес" в сторону "адрес". Результаты осмотра свалок мусора зафиксированы в протоколе осмотра территории от " ... " Согласно данным публичной кадастровой карты, территория, на которой обнаружены свалки мусора, находится в кадастровом квартале N Права на территорию земельного участка, где расположены свалки, ни за кем не зарегистрированы, государственная собственность на данный участок не разграничена, данная свалка не является официальным объектом размещения отходов. Ссылаясь на положения СанПиН 42-428-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", Федерального классификационного каталога отходов, Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Федерального закона "Об охране окружающей среды", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава города Кургана, Положения об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Кургане, Правил благоустройства территории города Кургана, истец утверждал, что отходы, несанкционированно размещенные в данных свалках, относятся к IV-V классам опасности. Деятельность по сбору и вывозу данных отходов, в соответствии с установленной законом компетенцией, должна организовать Администрация города Кургана, как орган местного самоуправления. Захоронение отходов в границах населенных пунктов и размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено законом. Складирование отходов на указанных свалках не отвечает экологическим нормам и требованиям и представляет собой экологическую опасность.
Просил возложить на Администрацию города Кургана обязанность устранить нарушения требований экологического законодательства и санитарных норм, путем организации мероприятий по сбору и вывозу отходов с 4-х несанкционированных свалок, расположенных в кадастровом квартале N вдоль лесной грунтовой дороги, идущей по правой стороне заброшенного карьера, на расстоянии протяженностью 500-900 м, грунтовая дорога расположена по левую сторону автодороги "адрес" на расстоянии 3,3 км от поворота с автодороги, ведущей от "адрес" (у дорожного указателя "адрес"
В судебном заседании представитель истца Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области по доверенности Красилова С.И. на иске настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности Борисова Ю.С. иск не признала. Пояснила, что земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка не находится в муниципальной собственности города Кургана.
Курганским городским судом Курганской области 1 декабря 2015 г. постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Администрация города Кургана, считая его незаконным.
Считает, что суд необоснованно возложил обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на Администрацию города Кургана. Вывод
суда о том, что органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия по решению вопросов по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах муниципального образования независимо от форм собственности входящих в него территорий, считает несоответствующим закону.
Отмечает, что суд не исследовал вопрос относительно установления лиц, организовавших свалку, не принял во внимание, что согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в кадастровом квартале N несанкционированных свалок не имеется. В данном квартале также нет ни одного земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. По мнению ответчика, установление собственника земельного участка, на котором расположена свалка, является обстоятельством, подлежащим доказыванию по данному делу.
Указывает, что на органы местного самоуправления городского округа не может быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, находящихся на землях лесного фонда, которые не находятся в муниципальной собственности, так как не наделены полномочиями по охране и защите лесов. Согласно положениям Лесного кодекса российской Федерации, управление участками в составе земель лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, управление ими и их охрана находится в ведении Российской Федерации. При этом данные полномочия могут быть переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Принятие мер, направленных на предотвращение загрязнения земельных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в муниципальной собственности к компетенции органов местного самоуправления не относится.
Просит решение Курганского городского суда Курганской области от 1 декабря 2015 г. отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В дополнительной апелляционной жалобе, поданной в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, Администрация города Кургана также указывает о незаконности оспариваемого судебного решения.
В обоснование вновь приводит доводы о том, что земельные участки в кадастровом квартале N относятся к землям лесного фонда, что подтверждается копией плана лесонасаждений городских лесов и протоколом осмотра территории, предоставленного истцом. В данном протоколе указано, что место, где обнаружены свалки, является местом расположения городских лесов. Соответственно, у органов местного самоуправления нет обязанности по уборке свалок на лесных участках.
Также ссылается на то, что согласно статье 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Ответчик настаивает, что законодательство Российской Федерации не предусматривает права субъекта Российской Федерации, либо его структурных подразделений на судебную защиту неопределенного круга лиц относительно соблюдения требований экологического законодательства. Считает, что Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области не мог выступать в качестве истца по заявленным требованиям.
Просит решение Курганского городского суда Курганской области от 1 декабря 2015 г. отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в возражениях на апелляционную жалобу и дополнительных возражениях на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. Считает необоснованными доводы ответчика о том, что участок, на котором расположена несанкционированная свалка мусора, относится к землям лесного фонда, находящимся в федеральной собственности. Настаивает, что данный участок относится к зоне городских лесов и ответственность по их очистке от мусора возложена на органы местного самоуправления. Отмечает, что Администрация города Кургана не высказывала суду первой инстанции возражения относительно правомочности подачи Департаментом настоящего иска в суд, никаких суждений по данному вопросу решение суда не содержит. Просит оставить решение Курганского городского суда Курганской области от 1 декабря 2015 г. без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", названный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу пункта 18 части 1, части 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27 мая 2015 г. N 136-ФЗ, действующей в период до 1 января 2016 г.) к вопросам местного значения городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ, действующей до 1 января 2016 г.), к вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений.
Часть 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, действующей до 1 января 2016 г.) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Статья 13 указанного закона в этой же редакции устанавливает требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований, предусматривая их регулярную очистку от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, в рамках деятельности в области обращения с отходами, организованной на территориях муниципальных образований органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 1 данного закона (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ, действующей до 1 января 2016 г.) сбор отходов определяется как прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; размещение отходов как хранение и захоронение отходов; хранение отходов как содержание отходов в объектах размещения в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; объект размещения отходов как специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); накопление отходов как временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Из материалов дела следует, что 30 сентября 2015 г. инспектором Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды П. составлен протокол осмотра территории городских лесов. В результате осмотра установлено, что вдоль грунтовой лесной дороги, проходящей по левую сторону от автодороги "адрес" и по правую сторону от заброшенного карьера, расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. Земельный участок, на котором обнаружена свалка, находится в кадастровом квартале N (л.д. 6-7, 8, 9-10, 11-12, 13).
Заявляя иск, Департамент настаивал, что обязанности по ликвидации данной свалки должны быть возложены на Администрацию города Кургана, как орган местного самоуправления городского поселения.
Возражая против заявленных исковых требований, Администрация города Кургана приводила в обоснование доводы о том, что в кадастровом квартале N не имеется земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, данная территория относится к землям лесного фонда (информационное письмо, кадастровый план, л.д. 48, 49-76). В подтверждение данных доводов представлена схема расположения свалки, составленная МКУ "Городская инспекция по земельным отношениям", на которой местонахождение несанкционированной свалки обозначено в кадастровом квартале N (л.д. 77).
Разрешая спор, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 8, статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктом 18 части 1 статьи 14, частью 1 статьи 10, пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФХ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьей 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 199-ФЗ "Об охране окружающей среды", положениями муниципальных правовых актов, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований. Суд счел недоказанным со стороны ответчика то обстоятельство, что земельные участки в кадастровом квартале 45:25:060101 относятся к землям лесного фонда, которые находятся за границей городского округа. Схему территории, составленную МКУ "Городская инспекция по земельным отношениям" суд посчитал ненадлежащим доказательством по делу.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судебная коллегия считает, что Администрация города Кургана, выражая несогласие с доводами иска и выводами суда первой инстанции, не представила суду надлежащих доказательств того, что несанкционированная свалка бытовых отходов расположена на землях лесного фонда, ответственность за очистку которых от мусора, органы местного самоуправления городского поселения ответственности не несут. Представленная в материалы дела план-схема территории МКУ "Городская инспекция по земельным отношениям" не имеет признаков правоустанавливающего документа. Из содержания данной схемы невозможно прийти к однозначному выводу о том, что несанкционированная свалка расположена в ином месте, чем то, что отражено в протоколе осмотра территории, составленном инспектором Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.
С учетом изложенного, данные доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не может признать состоятельными.
Оспаривая судебное решение, в дополнительной апелляционной жалобе Администрация города Кургана указывает о том, что Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды не наделен правом предъявления подобных исков в интересах неопределенного круга лиц.
Данные доводы судебная коллегия находит заслуживающими внимания ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в статьях 6 и 78 Закон Курганской области от 2 октября 1998 г. N 163 "Об охране окружающей среды Курганской области" в статье 5 относят к полномочиям исполнительного органа государственной власти Курганской области, проводящего государственную политику и осуществляющего отраслевое и межотраслевое управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности: обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды; предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45 и 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 11, 12, 66 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор наделен правом обращения в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статья 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает право органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в случаях, предусмотренных законом. В частности, подпункт 2 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" наделяет главных государственных санитарных врачей и их заместителей полномочием предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В то же время, статья 66 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в числе прав должностных лиц органов государственного надзора, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, предусматривает лишь предъявление в установленном законодательством Российской Федерации порядке исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
Таким образом, ссылка истца в обоснование предъявленного иска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц на Положение о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, утвержденное постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 25 сентября 2006 г. N 338, предусматривающее право указанного Департамента выступать в суде в качестве истца и ответчика в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами, в отсутствие прямо предусмотренного законом права на предъявление иска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об устранении нарушений санитарного законодательства, не может быть признана состоятельной.
Пунктом 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрен отказ в принятии искового заявления в том числе, в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
В силу статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу.
При таких обстоятельствах, поскольку судебная коллегия пришла к выводу о том, что у Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды отсутствует право на предъявление настоящего иска в интересах неопределенного круга лиц, имеются основания для прекращения производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 220, статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 1 декабря 2015 г. отменить.
Производство по гражданскому делу по исковому заявлению Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области к Администрации города Кургана о возложении обязанности по устранению нарушений требований экологического законодательства и санитарных норм, путем организации мероприятий по сбору и вывозу отходов с четырех несанкционированных свалок, прекратить.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.