Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе председательствующего Блиновой М.А., судей Нестеровой А.А., Юркиной И.В., при секретаре судебного заседания Ивановой М.И. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Тювакина А.В. к администрации г. Чебоксары, администрации " ... " г. Чебоксары о возложении обязанности по выдаче единовременной денежной выплаты на приобретение жилья или предоставления квартиры, признании права на получение выплаты, поступившее на апелляционное рассмотрение по апелляционной жалобе Тювакина А.В. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 ноября 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований Тювакину А.В. отказано.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тювакин А.В. обратился в суд с иском с учетом последующих уточнений к администрации г. Чебоксары, администрации " ... " г. Чебоксары о возложении обязанности по выдаче единовременной денежной выплаты на приобретение жилья или предоставления квартиры, признании права на получение выплаты в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 09 февраля 2011 года N 28.
Исковые требования мотивированы тем, что в период с 1986 года по 2003 год истец проходил службу в органах внутренних дел Чувашской Республики, по ограничению здоровья, с выслугой 20 лет вышел на пенсию. В настоящее время Тювакин А.В. и члены его семьи проживают в жилом помещении - квартире N " ... " общей площадью " ... " кв.м., расположенной по адресу: "адрес" Указанная квартира принадлежит истцу и его детям на праве общей долевой собственности. Другого жилья семья истца не имеет. С 1987 года состоит в администрации " ... " г. Чебоксары на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по списку "общий" под номером " ... " и "сотрудник МВД" под номером " ... ". В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 09 февраля 2011 года N 28 полагает, что имеет право на предоставление жилого помещения либо единовременной денежной выплаты на приобретение жилья.
Истец Тювакин А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным основаниям, пояснив, что в органы местного самоуправления с заявлением о включении его в списки лиц - участников программы "Жилье" не обращался.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Чебоксары Павлова А.Н. просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку администрация города является ненадлежащим ответчиком по данному делу, не обладает полномочиями по выдаче жилищных сертификатов.
Представитель ответчика администрации " ... " г. Чебоксары Иванова Н.М. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что истец в администрации " ... " г. Чебоксары состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по списку "общий" и "сотрудники МВД", в связи с чем право на получение квартиры по договору социального найма в порядке очередности за ним признано. Лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, квартиры по договору социального найма предоставляются в порядке очередности. Предоставление единовременной денежной выплаты не относится к полномочиям администрации " ... " г.Чебоксары, выделение субсидий законом отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта.
Третьи лица Министерство внутренних дел Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное истцом ТювакинымА.В. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе указывается на то, что суд первой инстанции не принял во внимание, что Тювакин А.В. уволен со службы в 2002 году, то есть в то время, когда сотрудников, состоявших на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации района, центральная жилищно-бытовая комиссия МВД на учет на получение жилья по договору социального найма не ставила. Полагает, что он имеет право на предоставление жилого помещения либо единовременной денежной выплаты на приобретение жилья.
Изучив материалы дела, выслушав истца Тювакина А.В., поддержавшего апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 15 названного Федерального закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; предоставление жилого помещения по договору социального найма; предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 октября 2011 года N 469 утвержден Порядок предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам".
Согласно пункту 1.5. названного Порядка единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения предоставляется гражданам, уволенным со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В силу п. 2.2. Порядка для включения в списки лица, указанные в подпункте 1 либо в подпункте 2 пункта 1.5 настоящего Порядка, представляют в орган местного самоуправления по месту постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях заявление о включении в список по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТювакинА.В. проходил службу в органах внутренних дел в период с "дата" 1992 года по "дата" 2002 года, службу в Вооруженных силах на должностях рядового и сержантского состава с "дата" 1980 года по "дата" 1982 года. В настоящее время Тювакин А.В. является пенсионером МВД.
Согласно справке, выданной администрацией " ... " г. Чебоксары от 31 июля 2015 года, с "дата" 1987 года Тювакин А.В. с составом семьи из 4-х человек: он, его ФИО1 ФИО2., ФИО3 состоит в администрации " ... " г. Чебоксары на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в списке "общий" и с "дата" 1992 года в списке "Сотрудники правоохранительных органов".
Тювакин А.В. на учете в центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Чувашской Республике не состоит.
Исходя из того, что Тювакин А.В. был уволен со службы, продолжительность его службы в органах внутренних дел более 10 лет, и он до 1 января 2005 года был поставлен на учет нуждающихся в жилье в органе местного самоуправления, последний подпадает под действие вышеназванной программы "Жилище".
Как следует из материалов дела с заявлением о включении его в список лиц, желающих участвовать в подпрограмме, Тювакин А.В. не обращался.
Письмом администрации " ... " г. Чебоксары от 18 июня 2015 года Тювакину А.В. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения со ссылкой на то, что выдачу сертификатов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
МВД по Чувашской Республике от 15 октября 2015 года отказало Тювакину А.В. в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренного ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, по тем основаниям, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения возможно для лиц, определенных ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и осуществляется на основании личного заявления сотрудника, с приложением соответствующих документов, в том числе выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии по месту прохождения службы до выхода на пенсию о принятии на учет на улучшение жилищных условий до 01 марта 2005 года.
Обращаясь с иском к администрации " ... " г. Чебоксары, администрации г. Чебоксары о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья и выдаче ему на приобретение квартиры единовременных денежных выплат, Тювакин А.В. в качестве основания заявленных требований ссылался на то, что он состоит в очереди на улучшение жилищных условий в администрации " ... " г. Чебоксары с "дата" 1987 года в списке "общий" и в списке "сотрудник МВД".
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом требование о предоставлении денежной выплаты на приобретение жилья заявлены к ненадлежащему ответчику, а дополнительного признания за истцом права на получение квартиры при фактическом признании его нуждающимся в жилом помещении и принятии в качестве такового на учет, не требуется.
Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия полагает необходимым указать следующее.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Указом Президента Российской Федерации от 28.06.1999 г. N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений" установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно абзацу третьему подп. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее-Правила) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (п. 6 Правил).
При этом из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, указанным в абзацах девятом и десятом этого подпункта (п. 7 Правил).
Участие в подпрограмме добровольное (п.2 Правил)
В силу п. 3 указанных Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов они выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Формы бланков сертификатов и порядок их заполнения утверждаются государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Государственный заказчик подпрограммы определяет порядок учета, хранения и уничтожения бланков сертификатов.
Согласно паспорту подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" государственным заказчиком подпрограммы является Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Министерство регионального развития РФ является основным разработчиком подпрограммы.
В подп. "а" п. 18 Правил предусмотрено, что выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
Согласно п. 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В силу п. 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2 и утверждает его. Сводные списки в отношении граждан, указанных в подпунктах "д" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней после их утверждения представляются государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
На основании п. 28 Правил государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год (за исключением средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат гражданам, указанным в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил), и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.
Распределение объема финансирования между федеральными органами исполнительной власти осуществляется пропорционально заявленной ими потребности в целях обеспечения своевременного увольнения граждан с военной службы (службы), обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), но оставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в этих органах на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также отселения граждан - участников подпрограммы из закрытых военных городков и поселков.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (далее - сводный список получателей сертификатов). Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы (п. 29 Правил).
Согласно п. 31 Правил порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в федеральных органах исполнительной власти и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.
Государственный заказчик подпрограммы на основании заявок на выпуск сертификатов и с учетом графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выдаче бланков сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти (п. 35).
Органы исполнительной власти в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и передают сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения указанным гражданам, если иное не предусмотрено в актах, принимаемых органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил.
Оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных пунктом 7 настоящих Правил (п. 36 Правил).
По смыслу указанных норм права необходимым условием реализации указанного права на обеспечение жилым помещением в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" является включение в Сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Из материалов дела следует, что Тювакин А.В. с заявлением в орган местного самоуправления о включении его в список лиц, желающих участвовать в подпрограмме и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, не обращался. Соответственно, решение в отношении него о включении в Сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" по " ... " г.Чебоксары Чувашской Республики по категории граждан, уволенных с военной службы, не принималось. Право на обеспечение жилым помещением Тювакин А.В. имеет в силу Закона, в связи с чем, предъявление самостоятельного требования не служит способом защиты нарушенного права.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, сводятся к иной оценке установленных по делу обстоятельств, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
Нарушений норм материального, а также процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, суд учел все обстоятельства дела, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Тювакина А.В. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 ноября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи А.А. Нестерова
И.В. Юркина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.