Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Клюкиной О.В. и Ваулина А.А.,
при секретаре Матвеевской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Галкиевой Р. А. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 декабря 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Галкиевой Р. А. к Управлению образования администрации городского округа "Город
Йошкар-Ола" о возложении обязанности предоставить место в муниципальном детском образовательном учреждении отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Ваулина А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Галкиева Р.А. обратилась в суд с иском к Управлению образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Управление), в котором просит возложить на Управление обязанность предоставить в течение одного месяца её несовершеннолетней дочери Чернышевой Д., "дата" рождения, свободное место в дошкольной образовательной организации г. Йошкар-Олы с учетом территориальной доступности по месту жительства.
В обоснование иска указала, что "дата" у истца родилась дочь Чернышева Д ... "дата" дочь истца Управлением была поставлена на учет по устройству детей в детские дошкольные учреждения г. Йошкар-Олы, номер очереди " ... ", с указанием даты явки на комиссию для получения путевки - "дата", то есть спустя три месяца по достижении ребенком трехлетнего возраста. С момента постановки на учет дочь истца в списки на комплектование дошкольных образовательных организаций г.Йошкар-Олы не включалась, направление в дошкольную образовательную организацию истцу не выдавалось. После постановки на учет истица неоднократно обращалась к ответчику с просьбой обеспечить её ребенка местом в детском саду до достижения им трех лет. Однако место в детском саду ребенку истца не предоставлено до настоящего времени. Истец считает, что нарушено право её ребенка на получение бесплатного дошкольного образования, гарантированное Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об образовании".
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Галкиева Р.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении ее исковых требований, указывая на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление приводит доводы в поддержку решения суда, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Галкиева Р.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Выслушав объяснения представителя Управления Васьковой А.А., просившей решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Частью 2 указанной статьи гражданам гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона РФ "Об образовании в РФ" N273-ФЗ в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Исходя из положений, предусмотренных ст. 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования лежит на Управлении образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в соответствии с п. 2.1.1. Положения об управлении образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденного Решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 22 апреля 2015 г. N 143-VI.
Согласно пунктам 3.6.1, 3.6.2., 3.6.4., административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка детей на учет для зачисления в муниципальные образовательные учреждения города Йошкар-Олы, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)", утвержденного постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" N87 от 22 января 2014 г., основанием для начала административной процедуры является обращение заявителя в комиссию по распределению мест в муниципальные дошкольные образовательные учреждения (далее - комиссия по распределению мест в МДОУ) в установленный согласно очередности срок, указанный в уведомлении о постановке на учет по устройству ребенка в МДОУ. Выдача путевки для зачисления в МДОУ осуществляется комиссией по распределению мест в МДОУ с учетом даты регистрации в журнале учета поступления заявлений по устройству детей в детские дошкольные учреждения, возраста ребенка и наличия у заявителя права на внеочередное или первоочередное получение места в МДОУ. При выдаче путевки в каждую образовательную организацию обеспечивается прием детей, имеющих право на получение дошкольного образования и проживающих на территории городского округа "Город Йошкар-Ола", за которой закреплена указанная образовательная организация. Территории городского округа "Город Йошкар-Ола" закрепляются за МДОУ приказом управления образования. В выдаче путевки в образовательную организацию детям, проживающим на закрепленной за ней территории, может быть отказано только по причине отсутствия в указанной образовательной организации свободных мест. Работа комиссии по распределению мест в МДОУ проводится в период нового комплектования с апреля по июль еженедельно по средам и пятницам с 14 до 17 часов и в сентябре - октябре еженедельно по пятницам с 14 до 17 часов. При создании новых МДОУ, при исполнении решения судебных органов, а также при открытии дополнительных групп в действующих МДОУ заседания комиссии проводятся по мере необходимости.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Галкиева Р.А. является матерью несовершеннолетней Чернышевой Д. А., родившейся "дата".
"дата" истец обратилась в Управление, с заявлением о предоставлении места в детском саду для ее несовершеннолетней дочери.
"дата" истец поставлена на учет для получения путевки в детский сад, с отметкой о дате комиссии для получения путевки в детский сад "дата", номер очереди " ... ".
На обращение Галкиевой Р.А. в Управление, об обеспечении ее несовершеннолетнего ребенка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении города Йошкар-Олы (далее - МДОУ
г. Йошкар-Олы), ответами от "дата" Управление сообщило, что место в МДОУ г. Йошкар-Олы ребенку истца будет предоставлено при наличии мест и в порядке установленной очередности.
Место в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетнему ребенку истца не предоставлено до настоящего времени.
Согласно приказа Управления образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 19 марта 2015 года N 88 "О закреплении территорий городского округа "Город Йошкар-Ола" за муниципальными дошкольными образовательными учреждениями г.Йошкар-Олы в 2015 году" "адрес", на которой проживает истец, закреплена за детскими садами N " ... ".
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что все имеющиеся места, в том числе в первых младших группах в данных детских дошкольных учреждениях полностью укомплектованы, свободные места отсутствуют.
Из Журнала учета поступления заявлений по устройству детей в детские дошкольные учреждения за "дата" следует, что детей рожденных в период с "дата" и стоящих на учете на получение места в детском саду до Чернышева Д., " ... " г.р., числится " ... " ребенка.
Кроме того из материалов дела следует, что согласно списка, детей в возрастной категории от 2-3 лет, имеющих право на первоочередное получение места в детском саду (льготная очередь) и не получивших путевки в МДОУ, составляет " ... " человек.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд обоснованно исходил из того, что не предоставление ребенку истца места в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее истца. При том, что в обязанность ответчика входит предоставление ребенку истца места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в порядке очередности.
Доказательств нарушения требований вышеуказанных положений закона, в частности, очередности предоставления места в дошкольных детских учреждениях в отношении своего несовершеннолетнего ребенка, либо наличия у истца права на преимущественное обеспечение местом в дошкольном образовательном учреждении, Галкиевой Р.А. суду не представлено.
При таких обстоятельствах, вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований истца, является верным. Указанный вывод согласуется с вышеприведенными нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Юридически значимые для дела обстоятельства установлены судом правильно, совокупности собранных по делу доказательств судом дана соответствующая оценка, выводы суда должным образом мотивированы, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, сводятся к повторению позиции ответчика, выраженной им в суде первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Галкиевой Р. А. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи О.В.Клюкина
А.А.Ваулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.