Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Доманова В.Ю.,
судей Капкаун Т.И. и Литвиновой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Бодряга Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Южно-Сахалинска, действующего в интересах Российской Федерации, к Г. Н.А., К. С.Б. о признании недействительной постановку К. С.Б. на регистрационный учет по месту жительства, по апелляционной жалобе Г. Н.А. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 2 ноября 2015 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Доманова В.Ю., судебная коллегия
установила:
2 сентября 2015 года прокурор города Южно-Сахалинска, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Г. Н.А., К. С.Б. о признании недействительной постановку К. С.Б. на регистрационный учет по месту жительства.
В обоснование требований указал, что Г. Н.А. зарегистрирован К. С.Б. в жилом помещении, расположенном по адресу: город "данные изъяты", улица "данные изъяты", дом N, квартира N. Вместе с тем, в ходе проверки было установлено, что в указанное жилое помещение данный гражданин никогда не вселялся и не проживал в нем. Данные факты свидетельствуют о фиктивной регистрации указанного гражданина, а также несоответствии сведений о его регистрации действительности.
На основании изложенного с учетом уточнений просил суд признать недействительной постановку К. С.Б. на регистрационный учет по месту жительства, по адресу: город "данные изъяты", улица "данные изъяты", дом N, квартира N.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 2 ноября 2015 года исковые требования удовлетворены.
Признана недействительной постановка К. С.Б. на регистрационный учет по месту жительства, в жилом помещении, расположенном по адресу: город "данные изъяты", улица "данные изъяты", дом N, квартира N. С Г. Н.А., К. С.Б. взыскана государственная пошлина по "данные изъяты" рублей с каждого в доход муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск".
Данное решение, которое обжалует Г. Н.А. В апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции изменить, принять по делу новое решение. Считает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку фактически между ней и К. С.Б. сложились отношения по предоставлению последнему права пользования жилым помещением, а в иске прокурор не оспаривал право пользования К. С.Б. спорным жилым помещением, а оспаривал его постановку на регистрационный учет, однако она не вправе совершать каких-либо регистрационных действий по постановке на учёт от имени К. С.Б. и от УФМС России по Сахалинской области. Кроме того, сумма взыскиваемой государственной пошлины является завышенной, так как согласно статье 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации максимальная пошлина по данной категории дел для физических лиц составляет "данные изъяты" рублей.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор К. Д.А. просил оставить обжалуемое решение без изменения.
Представитель Управления Федеральной миграционной службы России по Сахалинской области, Г. Н.А., К. С.Б. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения в силу следующего.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 поименованного Закона, гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.
В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N713 (далее Правила), местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина.
Фиктивной регистрацией гражданина по месту пребывания или по месту жительства является регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
Согласно пунктам 16, 17 указанных Правил гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение. Лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.
Из пункта 6 статьи 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства понимается регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Г. Н.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: город "данные изъяты", улица "данные изъяты", дом N, квартира N. 28 ноября 2013 года в указанном жилом помещении зарегистрирован по месту жительства К. С.Б.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив, что К. С.Б. в принадлежащее Г. Н.А. жилое помещение никогда не вселялся и в нем не проживал, а в органы миграционной службы Г. Н.А. представлены заведомо несоответствующие действительности сведения о фактическом предоставлении К. С.Б. жилья для проживания, пришел к выводу о фиктивности данной регистрации и признал ее недействительной.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, подлежащий применению закон и обстоятельства, имеющие значение для дела.
Фиктивность регистрации К. С.Б. по месту жительства подтверждается объяснениями Г. Н.А., данными ею при проведении прокурорской проверки, а также тем, что в квартире Г. Н.А. зарегистрирован 41 человек, тогда как фактически проживает она и члены ее семьи.
О том, что у Г. Н.А. отсутствовали намерения по предоставлению жилого помещения для проживания К. С.Б., свидетельствует то обстоятельство, что согласие на его регистрацию по месту жительства дано собственником жилого помещения при отсутствии фактического вселения К. С.Б. в квартиру.
При этом судебная коллегия отмечает, что регистрация К. С.Б. по месту жительства без намерения проживать в жилом помещении повлекло нарушение законных интересов Российской Федерации, так как регистрационный учет граждан Российской Федерации осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения и систематизации сведений о гражданах Российской Федерации.
Довод жалобы Г. Н.А. о том, что она не может быть ответчиком по настоящему делу ввиду того, что никаких требований к ней не предъявлено, является несостоятельным с учетом характера спорных правоотношений, а также в связи с тем, что именно согласие Г. Н.А. явилось основанием для регистрации К. С.Б. по месту жительства в принадлежащей ей на праве собственности квартире.
Поскольку факт фиктивной регистрации ответчика К. С.Б. в квартире установлен в период действия Федерального закона от 21 декабря 2013 года N376 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты", а также учитывая, что спорное правоотношение носит длящийся характер, ссылка представителя ответчика в своих объяснениях на то, что на момент постановки К. С.Б. на регистрационный учет понятие "фиктивная регистрация" не было введено законодателем, правового значения не имеет, так как основана на неверном толковании норм материального права.
При определении подлежащей взысканию с ответчика суммы государственной пошлины суд первой инстанции руководствовался размером государственной пошлины, установленной подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ для организаций, обращающихся с исковым заявлением неимущественного характера. Поскольку прокурором заявлен иск с требованием неимущественного характера в интересах Российской Федерации, следовательно, размер государственной пошлины в соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20, абзацем 3 пункта 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет "данные изъяты" рублей.
Исходя из этого, суд первой инстанции обоснованно взыскал с каждого из ответчиков государственную пошлину в размере по "данные изъяты" рублей.
Оснований для освобождения Г. Н.А. от уплаты государственной пошлины не установлено.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, свидетельствуют о несогласии с принятым решением, при этом его правильность не опровергают, а потому судебной коллегией отклоняются.
При таких обстоятельствах, поскольку решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 2 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г. Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий В.Ю. Доманов
Судьи Т.И. Капкаун
Т.Н. Литвинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.