Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Жельнио Е.С.,
судей Порохового С.П., Аноприенко К.В.,
при секретаре Солоха А.С.,
рассмотрела 26 февраля 2016 года в городе Хабаровске в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черня М. Ж. к федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма по избранному месту жительства, по апелляционной жалобе ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 26 ноября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В., объяснения представителя ответчика Орловой А.Н., судебная коллегия
установила:
Черня М.Ж. обратился в суд с названным иском к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации. В обоснование требований истец указал, что проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации. В апреле 2008 года был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Выслуга лет составила более 26 лет в календарном исчислении. На момент увольнения и по настоящее время Черня М.Ж. вместе с семьей проживает в служебном жилом помещении, расположенном в закрытом военном городке по "адрес". 4 августа 2015 года истец обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом на условиях социального найма, в связи с увольнением с военной службы по основанию, дающему право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства. В ответе от 9 сентября 2015 года истцу было отказано в постановке на учет в связи обращением с заявлением после исключения его из списков личного состава военнослужащих. Черня М.Ж. считает решение ответчика незаконным, в связи с чем просил суд признать за ним право состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма по избранному месту жительства в городе Уссурийске Приморского края, составом семьи 2 человека; возложить на ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанность включить с 4 августа 2015 года истца и его супругу ФИО1 в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 26 ноября 2015 года исковые требования удовлетворены. За Черня М.Ж. признано право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства в городе Уссурийске составом семьи 2 человека: Черня М.Ж. и ФИО1 с даты обращения с заявлением 4 августа 2015 года.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с решением суда не согласно, считает его незаконным, просит отменить. Указывает на то, что на момент увольнения с военной службы у Черня М.Ж. не возникло право быть поставленным на учет в связи с обеспеченностью жилым помещением по нормам жилищного законодательства и дальнейшим ухудшением своих жилищных условий путем отчуждения супругой истца 1/3 доли в праве собственности на квартиру.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения его апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив имеющиеся доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы.
Из материалов гражданского дела следует, что Черня М.Ж. проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации.
Приказом командующего войсками Дальневосточного военного округа от 9 апреля 2008 года N Черня М.Ж. в звании "данные изъяты" был досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями; выслуга лет в календарном исчислении на дату увольнения составила 25 лет 10 месяцев (л.д. 7).
Приказом командира войсковой части N от 24 июня 2008 года Черня М.Ж. исключен из списков личного состава части с 31 июля 2008 года, имея календарную выслугу 26 лет (л.д. 8).
В 1994 году во время прохождения военной службы, Черня М.Ж. и его семья (в составе супруги и дочери) были обеспечены служебным жилым помещением в закрытом военном городке Уссурийск-6 (В/Г N 6 "Северный городок"): 2-х комнатной квартирой "адрес". На вселение семьи истца в служебную квартиру был выдан ордер N от 9 июня 1994 года (л.д. 9).
На дату увольнения с военной службы Черня М.Ж. вместе с супругой остался проживать в служебном жилом помещении, где проживает до настоящего времени.
4 августа 2015 года Черня М.Ж. обратился в ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением и необходимыми документами о принятии на учет в составе семьи 2 человека в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 9 сентября 2015 года Черня М.Ж. отказано в принятии на учет на основании подпункта 2 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма" (л.д. 17).
В письме ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, направленном в адрес Черня М.Ж. 9 сентября 2015 года, разъяснено, что отказ в постановке на учет обоснован тем, что при увольнении с военной службы истец не обращался с заявлением о праве на обеспечение жилым помещением до момента исключения из списков личного состава части. Поэтому не может быть поставлен на учет в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающей обеспечение жилыми помещениями военнослужащих до момента исключения их из списков личного состава (л.д. 16).
Принимая решение об удовлетворении иска о признании права бывшего военнослужащего Черня М.Ж. состоять на учете на получение жилого помещения по договору социального найма по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом "О статусе военнослужащих", суд первой инстанции исходил из того, что нормативно-правовое регулирование отношений по обеспечению жильем военнослужащих допускает постановку на учет уволенных с военной службы граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на условиях договора социального найма, и не реализовавших такое право в период прохождения военной службы.
Поскольку на дату увольнения с военной службы с учетом продолжительности такой службы Черня М.Ж. имел право быть обеспеченным жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства, по окончании военной службы жилым помещением для постоянного проживания обеспечен не был, не состоял на соответствующем учете, но является нуждающимся в предоставлении жилого помещения, - истец не утратил возможность реализации права на получение жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Судебная коллегия считает возможным согласиться с такими выводами суда первой инстанции по следующим мотивам.
Из объяснений представителя ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, данных в суде первой инстанции, следует, что истец был снят с учета нуждающихся в получении жилого помещения в связи с получением служебного жилья (л.д. 40, стр. 2). Согласно представленным в деле доказательствам, факт предоставления служебной квартиры семье военнослужащего Черня М.Ж., в которой истец проживает до сих пор, имел место в июне 1994 года.
В рапорте на увольнение из Вооруженных сил Российской Федерации Черня М.Ж. указал, что жилой площадью на момент увольнения с военной службы по нормам действующего законодательства он и члены его семьи обеспечены по "адрес" (л.д. 39).
Из абз. 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Согласно пункту 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещения в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80), военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случае получения служебного жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следовательно, после предоставления служебного жилого помещения семье военнослужащего Черня М.Ж., проходившего военную службу по контракту в закрытом военном городке, он считался обеспеченным жилым помещением на весь срок военной службы в закрытом военном городке и оснований для оставления его в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий не имелось.
Согласно нормам абз. 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более военнослужащий и совместно проживающие с ним члены его семьи, признанные нуждающимися в жилых помещениях, имеют право на предоставление по договору социального найма с федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по избранному месту жительства жилого помещения в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
На момент увольнения с военной службы, Черня М.Ж. соответствовал приведенным нормам закона; Черня М.Ж. и его супруга в собственности других жилых помещений не имели, на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состояли, продолжали проживать в служебном жилом помещении.
Для указанной категории военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормы абз. 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции закона, действовавшей на день увольнения Черня М.Ж. с военной службы) устанавливали запрет на увольнение с военной службы без их согласия без предоставления им жилых помещений.
Вместе с тем увольнение военнослужащего с военной службы без предоставления жилого помещения, при наличии согласия военнослужащего на увольнение, не прекращает право такого военнослужащего на предоставление жилого помещения.
Как правильно указано судом первой инстанции, право постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, в том числе, проживающих в закрытых военных городках, предусмотрено пунктами 6, 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054).
Также судом первой инстанции установлено, что Черня М.Ж. и его супругой ФИО1 соблюдены условия признания нуждающимися в предоставлении жилого помещения, установленные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания незаконным отказа ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в принятии Черня М.Ж. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и признал за Черня М.Ж. соответствующее право.
Не имеет правового значения для разрешения настоящего дела факт ухудшения супругой истца - Черня М.Ж. жилищных условий в форме распоряжения ДД.ММ.ГГГГ принадлежащей ей на праве собственности 1/3 доли в праве на квартиру "адрес" (с учетом предписаний статьи 53, пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку с даты исключения из списков военнослужащих (31 июля 2008 года) семья военнослужащего Черня М.Ж. оставалась проживать в служебном жилом помещении, жилищные условия истца и члена его семьи до настоящего времени не изменялись, имевший место ранее (во время прохождения военной службы) факт ухудшения жилищных условий члена семьи военнослужащего к моменту обращения Черня М.Ж. с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении утратил правовое значение.
В связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятого по делу решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Хабаровска от 26 ноября 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению Черня М. Ж. к федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма по избранному месту жительства - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий Жельнио Е.С.
Судьи Пороховой С.П.
Аноприенко К.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.