Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе
председательствующего Топоева А.С.,
судей Карповой В.Н., Морозовой В.Н.,
при секретаре Майнагашевой Т.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия", Министерству обороны Российской Федерации Анфиногеновой Т.В. на решение Абаканского городского суда от 20 октября 2015 года, которым исковые требования Щербаковой А.А. к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия", Министерству обороны Российской Федерации об обязании перечислить страховые взносы удовлетворены в части.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щербакова А.А. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия", Учреждение) об обязании перечислить страховые взносы. В обоснование иска указала, что ... была принята на работу в войсковую часть ... Однако страховые взносы в Пенсионный фонд РФ работодатель начал отчислять только с ... , в связи, с чем Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (далее - ГУ - УПФ РФ в г. Абакане РХ) в страховой стаж Щербаковой А.А. не засчитано два месяца и отказано в назначении страховой пенсии по старости. Просила обязать ФКУ "УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия" перечислить страховые взносы на индивидуальный лицевой счет истца в ГУ - УПФ РФ в г. Абакане РХ за ноябрь-декабрь 2009 года.
Определением суда от 24.08.2015 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено ГУ - УПФ РФ в г. Абакане РХ.
Определением суда от 15.09.2015 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что в страховой стаж не включен период работы в войсковой части ... с ноября по декабрь 2009 года по причине неуплаты работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Поскольку финансовое обеспечение войсковой части ... возложено на ФКУ "УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия", просила обязать ответчика произвести перечисление страховых взносов на индивидуальный лицевой счет истца в ГУ - УПФ РФ в г. Абакане РХ за ноябрь-декабрь 2009 года.
Представители ответчиков ФКУ "УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия", Министерства обороны РФ, третьего лица ГУ - УПФ РФ в г. Абакане РХ в судебном заседании не присутствовали.
Суд постановилрешение, которым обязал ФКУ "УФО МО РФ Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия" перечислить в ГУ - УПФ РФ в г. Абакане РХ на индивидуальный лицевой счет Щербаковой А.А. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за ноябрь, декабрь 2009 года.
В удовлетворении исковых требований Щербаковой А.А. к Министерству обороны Российской Федерации отказано.
С решением не согласилась представитель ответчика ФКУ "УФО МО РФ Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия", Министерству обороны Российской Федерации Анфиногенова Т.В..
В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просила решение суда отменить. Указала, что ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия" является получателем бюджетных средств по отношению войсковым частям и организациям, состоящим у него на финансовом обеспечении с 01.01.2011г. До указанной даты лимиты бюджетных средств, в том числе и для уплаты взносов во внебюджетные фонды доводились Министерством обороны Российской Федерации непосредственно до войсковых частей и организаций, в том числе и войсковой части ... , которая и являлась работодателем истца и самостоятельно уплачивала страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. По мнению апеллятора, надлежащим ответчиком по делу является Министерство обороны Российской Федерации.
Рассмотрев дело по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
В силу статьи 1 данного Закона обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения, в том числе, пенсионного возраста.
Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, согласно статье 8 указанного Федерального закона, является пенсия по старости.
В соответствии со статьями 5 и 14 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статьей 20 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховая часть пенсии является составной частью трудовой пенсии гражданина, которая формируется за счет страховых взносов, поступивших от страхователя на застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда и учитываемых на индивидуальном лицевом счете гражданина. Страхователем является лицо, производящее выплаты физическим лицам, то есть работодатель гражданина.
В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 г. N 9-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование.
Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
В этой связи в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" дано разъяснение о том, что при невыполнении страхователем обязанности по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованное лицо вправе обратиться с иском в суд о взыскании со страхователя страховых взносов за предшествующий период. В случае удовлетворения требования истца, взысканные суммы подлежат зачислению в Пенсионный фонд Российской Федерации и учитываются на индивидуальном лицевом счете истца в порядке, установленном законодательством.
Порядок учета соответствующих сведений на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица установлен Федеральным законом от ... N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
Из материалов дела следует и установлено судом, что 12.11.2009г. Щербакова А.А. принята на должность заведующего ... На основании директивы МО РФ от 06.11.2009г. N Д ... с 01.01.2011 г. переведена на новое условное наименование "войсковая часть ... ". Щербакова А.А. ... переведена на должность ... , где продолжает работать по настоящее время, что подтверждается трудовой книжкой (л.д.5 - 8).
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Абакане РХ от ... Щербаковой А.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием страхового стажа, необходимого для назначения пенсии. Требуемый стаж ... лет, у Щербаковой А.А. - ... лет ... дня (л.д.20).
Из протокола Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и прав граждан на социальные выплаты ГУ - УПФ РФ в г. Абакане РХ от ... следует, что по результатам рассмотрения представленных документов в страховой стаж Щербаковой А.А. засчитаны периоды: с ... по ... , с ... по ... (л.д.21).
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица Щербаковой А.А. страховые взносы уплачены страхователем войсковой частью ... начиная с ... , отчислений за ноябрь - декабрь 2009 года не производилось (л.д.9 - 11).
Из раздаточных ведомостей ... на выплату заработной платы гражданскому персоналу войсковой части 31965 за ноябрь - декабрь 2009 года следует, что за указанные месяцы Щербаковой А.А. производилось начисление и выплата заработной платы (л.д.15, 16,17,18).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что представленные доказательства свидетельствуют об осуществлении Щербаковой А.А. в спорный период трудовой деятельности в войсковой части ... , а доказательств обратного суду не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы жалобы о том, что Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия" является ненадлежащим ответчиком, не состоятельными.
Так, в целях реализации государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных сил в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующих на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, приказом министра обороны Российской Федерации от 20.09.2010 г. N 1144 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений, находящихся в введении Министерства обороны Российской Федерации" были созданы территориальные Учреждения финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, в том числе ФБУ "УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия".
Учреждения финансового обеспечения Министерства обороны созданы для осуществления финансового планирования и финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и организаций. Воинские части, зачисляемые на финансовое обеспечение в соответствующий территориальный финансовый орган, не имеют собственного баланса, лицевых счетов в органах Федерального казначейства. Финансовыми учреждениями, на лицевой счет которых поступают денежные средства, в последующем направляемые на финансово-экономическое обеспечение войсковой части является территориальное Учреждение финансового обеспечения Министерства обороны.
Таким образом, финансовые активы и обязательства войсковой части ... переданы ФБУ "УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республик Тыва и Республике Хакасия.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что оснований к отмене по существу правильного решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 20 октября 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия" Анфиногеновой Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Топоев А.С.
Судьи Карпова В.Н.
Морозова В.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.