Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Баранова Г.В.,
судей областного суда Хаировой Д.Р., Стёпина А.Б.,
при секретаре Маймаковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р. дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Икрянинский район" на решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 24 декабря 2015 года по заявлению Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Икрянинский район", администрации муниципального образования "Село Трудфронт" о понуждении исполнить обязательство в натуре путем организации сбора и вывоза отходов с территории муниципального образования,
УСТАНОВИЛА:
Астраханский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации МО "Икрянинский район" Астраханской области, указав, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном в "адрес" органами местного самоуправления сельского поселения организована площадка для складирования бытового мусора, твердых бытовых отходов, площадью "данные изъяты" га.
Земельный участок с кадастровым номером N для размещения твердых бытовых отходов определен администрацией МО "Село Трудфронт" Икрянинского района Астраханской области постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. N и сформирован на основании распоряжения данной администрации N от ДД.ММ.ГГГГ из земель сельскохозяйственного назначения, однако обустройство санкционированной свалки в соответствии с санитарными нормами и правилами и требованиями законодательства об отходах, изменение целевого назначения данного земельного участка в установленном порядке не произведено.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N Агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области отказано администрации МО "Село Трудфронт" в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения, на котором организована свалка ТБО, в категорию земель промышленности и иного специального назначения.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес главы администрации МО "Икрянинский район" внесено представление об устранении нарушений закона и организации сбора и вывоз отходов и мусора с захламленного земельного участка сельскохозяйственного назначения в границах МО "Село Трудфронт".
В соответствии с ответом администрации от ДД.ММ.ГГГГ. N ликвидация несанкционированной свалки отходов на земельном участке сельскохозяйственного назначения в границах МО "Село Трудфронт" не является компетенцией органов местного самоуправления муниципального района.
Поскольку с 1 января 2015 года организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территориях сельских поселений осуществляется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, результаты прокурорской проверки свидетельствует о том, что администрация МО "Икрянинский район" до настоящего времени в границах МО "Село Трудфронт" деятельность по сбору и ввозу ТБО с вышеуказанного захламленного участка не организована, прокурор просил возложить на органы местного самоуправления МО "Икрянинский район" Астраханской области обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО "Село Трудфронт" путем ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора, твердых бытовых отходов площадью "данные изъяты" га на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном в "адрес".
В ходе судебного заседания прокурор уточнил исковые требования, просит возложить на органы местного самоуправления МО "Икрянинский район" Астраханской области, Администрацию МО "Село Трудфронт" Икрянинского района Астраханской области в течение месяца со дня вступления решения в законную силу обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО "Село Трудфронт" путем ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора, твердых бытовых отходов площадью "данные изъяты" га на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном в "адрес"
Прокурор в судебном заседании поддержал административный иск в полном объеме.
Представитель Администрации МО "Икрянинский район" Лиджиев А.К. исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении.
Представитель Администрации МО "Село Трудфронт" Осипов О.В. требования прокурора не признал.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Астраханской области Карпенко А.А. просил заявление прокурора удовлетворить.
Представитель Управления Россельхознадзора по Астраханской области, надлежаще извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил.
Решением Икрянинского районного суда Астраханской области от 24 декабря 2015 года требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования " Икрянинский район" ставит вопрос об отмене решения суда, указав на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, а также нарушение и неправильное применение норм материального права. Указывают, что земельный участок в собственности МО "Икрянинский район" не находится, лица, непосредственно осуществляющие захламление и загрязнение территории, не установлены. Судом неверно указана площадь ( "данные изъяты" га) и адресный ориентир (в "адрес") земельного участка. Кроме того, считает, что дело не подлежало рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Представители администрации МО "Село Трудфронт", Управления Роспотребнадзора по Астраханской области, Управления Россельхознадзора по Астраханской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заслушав докладчика, представителя администрации МО "Икрянинский район" Лиджиева А.К., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Завадину О.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в ней доводам.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Действующим законодательством, в частности пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", частью 2 статьи 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", частью 2 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" хранение отходов представляет собой складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения, объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов.
При этом положениями частей 6 и 7 названного закона предусмотрено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Управления Россельхознадзора по Астраханской области проведена проверка исполнения администрацией МО "Икрянинский район" федерального законодательства в отношении земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков, занимаемых полигонами твердых бытовых отходов.
В ходе проверки установлено наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на земельном участке сельскохозяйственного назначения в границах с.Трудфронт Икрянинского района. Данные обстоятельства подтверждаются актом обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, приложенными к нему фотоснимками мест размещения отходов, согласно которым указанная свалка находится в пределах границ МО "Село Трудфронт" Икрянинского района Астраханской области.
Принимая решение об удовлетворении заявления прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о бездействии администрации МО "Икрянинский район" в части неисполнения возложенных на нее обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов, поскольку земельный участок с несанкционированной свалкой находится на территории администрации МО "Село Трудфронт" являющегося составной частью территории администрации МО "Икрянинский район", в силу закона организация сбора, вывоза и утилизации отходов входит в полномочия администрации МО "Икрянинский район".
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют установленным обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами, которым дана надлежащая оценка, оснований для иной оценки представленных доказательств не усматривается.
Доводы жалобы о том, что земельный участок в муниципальной собственности МО "Икрянинский район" не находится, не может быть принят во внимание, поскольку в материалах дела имеется кадастровый паспорт земельного участка, с указанием площади и ориентира земельного участка.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства ответчиками не представлено, сведений, что земельный участок находится не в границах муниципального образования "Село Трудфронт" и имеет иные ориентиры, в материалах дела не имеется.
При этом, допущенная ошибка в площади и адресе земельного участка может быть устранена судом, принявшим решение по административному делу, по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе в порядке статьи 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что органы местного самоуправления не должны непосредственно принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок, что означало бы осуществление ими хозяйственной деятельности, не состоятелен, поскольку основан на неправильном толковании решения суда. Согласно резолютивной части решения на администрацию возложена обязанность о принятии мер по организации ликвидации свалок.
Довод жалобы о том, что заявление Астраханского межрайонного природоохранного прокурора не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, является несостоятельным.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, оспаривающих решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому.
В данном случае, бездействие администрации МО "Икрянинский район" было предметом самостоятельной судебной проверки в порядке производства по делам, возникающих из публичных правоотношений.
Иные доводы апелляционных жалоб не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, не опровергают выводов судебного решения.
Суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих изменение или отмену решения, районным судом допущено не было.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 24 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Икрянинский район" - без удовлетворения.
Председательствующий Баранов Г.В.
Судьи областного суда Хаирова Д.Р.
Стёпин А.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.