Заместитель председателя Астраханского областного суда Шустова Т. П., рассмотрев надзорную жалобу Черемина Ю.В. на постановление старшего специалиста по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления Федеральной Службы Безопасности России по Республике Калмыкия и Астраханской области от 25 мая 2015 года, решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 24 июня 2015 года, решение Астраханского областного суда от 25 декабря 2015 года , по делу об административном правонарушении, о привлечении к административной ответственности Черемина Ю.В. по части 1 статьи 18. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего специалиста по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления Федеральной Службы Безопасности России по Республике Калмыкия и Астраханской области от 25 мая 2015 года капитан судна " "данные изъяты" Черемин Ю. В ... признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 24 июня 2015 года постановление о привлечении Черемина Ю. В. к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставлено без изменения, а жалоба Черемина Ю. В. - без удовлетворения.
Решением Астраханского областного суда от 25 декабря 2015 года постановлением старшего специалиста по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления Федеральной Службы Безопасности России по Республике Калмыкия и Астраханской области от 25 мая 2015 года, решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 24 июня 2015 года, оставлены без изменения, жалоба Черемина Ю. В. - без удовлетворения.
В жалобе Черемин Ю. В. ставит вопрос об отмене судебных актов, указывая, что судом допущено неправильное толкование норм материального права, приведшее к выводу об отсутствии у капитана судна правовых оснований к остановке суда при следовании через государственную границу. Остановка суда вызвана объективными причинами: отсутствием плавучей навигационной обстановки вследствие изменения глубин. При наличии указанных объективных причин в случае не остановки судна могла возникнуть чрезвычайная, аварийная ситуация. Считает, что он не нарушил требований законодательства о Государственной границе Российской Федерации, так как остановка судна носила вынужденный характер. Ссылается на то, что по данному факту также вынесено постановление в отношении судовладельца о назначении административного наказания, которое обжаловано, то есть вынесено два судебных акта в которых исследовались одни и те же обстоятельства, при этом решением Арбитражного суда Астраханской области постановление в отношении юридического лица отменено.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы надзорной жалобы, нахожу указанную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Черемин Ю. В, являясь капитаном судна " "данные изъяты" ", следуя по Волго-Каспийскому морскому судоходному каналу, принял решение о постановке судна на якорь без разрешения пограничных органов об остановке судна.
Факт совершения Череминым Ю. В. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается: протоколом об административном правонарушении; объяснениями Черемина Ю. В., которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26. 11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правильно оценив представленные сторонами доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для привлечения капитана судна " "данные изъяты" " Черемина Ю. В. к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, водитель, управлявший транспортным средством в состоянии опьянения, виновность указанного водителя в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 Кодекса.
Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей процессуального закона, являются конкретные правила режима Государственной границы РФ. Объективной стороной данного правонарушения является нарушение лицами и транспортными средствами порядка их следования от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через границу и в обратном направлении.
Пунктом " в " части 7 статьи 9 Закона Российской Федерации " О государственной границе Российской Федерации " российским судам при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно запрещаются (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами РФ) остановка без соответствующего на то разрешения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов в пределах их компетенции, либо с их разрешения, но с нарушением условий такого разрешения.
Международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами РФ остановка судна при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно без разрешения пограничных органов не разрешена.
В соответствии с пунктом " а " статьи 2 Федерального закона " О международных договорах Российской Федерации " международным договором Российской Федерации является международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. К существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт Российской Федерации, относятся: издание акта в установленном порядке управомоченным органом государственной власти Российской Федерации или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Обязательные Постановления по морским торговым портам Астрахань и Оля, утвержденные начальником ФГУ " Администрация морских портов Астрахань и Оля ", с Правилами плавания в зоне действия портовой системы управления движением судов портов Астрахань и Оля не являются международными договорами Российской Федерации, а также не относятся к законам и иным нормативным правовым актам РФ.
Обстоятельства, на которые Черемин Ю. В. указывает, как на основания остановки судна (отсутствие плавучей навигационной обстановки вследствие изменения глубин, вызванных ветровыми сгонно-нагонными явлениями) не относятся в силу приведенных норм права к чрезвычайным обстоятельствам, с которыми закон связывает возможность остановки судна без разрешения пограничных органов.
Как следует из материалов дела, судно, находясь в территориальных водах, следуя от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу, прервало курс движения без разрешения пограничных органов, то есть нарушило положения указанных норм.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих, что нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации без разрешения пограничных органов обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, капитаном судна не представлено.
Постановление о привлечении капитана судна " "данные изъяты" " Черемина Ю. В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено уполномоченным на то должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса. Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановлений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30. 13, 30. 17, 30. 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление старшего специалиста по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления Федеральной Службы Безопасности России по Республике Калмыкия и Астраханской области от 25 мая 2015 года, решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 24 июня 2015 года, решение Астраханского областного суда от 25 декабря 2015 года - оставить без изменения, жалобу Черемина Ю.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Астраханского областного суда Т. П. Шустова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.