Судья Иркутского областного суда Барская А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ОГУЭП "Облкоммунэнерго" Б на постановление Номер изъят главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) от 20 ноября 2015 года и решение судьи (данные изъяты) районного суда г. Иркутска от 30 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Областного государственного унитарного энергетического предприятия "Облкоммунэнерго",
УСТАНОВИЛА:
постановлением Номер изъят главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) А. от 20 ноября 2015 года ОГУЭП "Облкоммунэнерго" признано виновным в совершении административных правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей.
Решением судьи (данные изъяты) районного суда г. Иркутска (данные изъяты) от 30 декабря 2015 года постановление о назначении административного наказания Номер изъят главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) от 20 ноября 2015 года изменено: считать датой совершения административного правонарушения Дата изъята , Дата изъята , Дата изъята . Признаны обстоятельствами, смягчающими административную ответственность исполнение Дата изъята предписания Номер изъят от Дата изъята (л.д. 30-31), финансовое положение юридического лица. Наказание в виде административного штрафа снижено до 30000 рублей. В остальной части постановление о назначении административного наказания Номер изъят главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) от Дата изъята в отношении ОГУЭП "Облкоммунэнерго" оставлено без изменения, жалоба защитника Б - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, защитник ОГУЭП "Облкоммунэнерго" Б просит отменить постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) от 20 ноября 2015 года и решение судьи (данные изъяты) районного суда г. Иркутска от 30 декабря 2015 года, производство по делу прекратить по тем основаниям, что у государственного инспектора по труду отсутствовали полномочия на составление акта выездной проверки, представитель ОГУЭП "Облкоммунэнерго" В. была допущена к производству по делу без проверки её полномочий, поскольку дата появления соответствующей доверенности на имя В. не проверялась, решением судьи (данные изъяты) районного суда г. Иркутска неверно определены пределы административного наказания по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, составление протокола об административном правонарушении ранее назначенного времени, является нарушением прав ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на защиту.
В судебное заседание генеральный директор ОГУЭП "Облкоммунэнерго" Г., защитник Б, а также Д., И., К., Л., М., Н., О., П., Р., С., Т., У., Ф., Х. Ш., Щ., Э., Ю., Я., S., J., R., F., Y., G., Q., Z., W. не явились, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы. Ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявляли. Считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, заслушав защитника ОГУЭП "Облкоммунэнерго" L., действующего по доверенности Номер изъят от Дата изъята , прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административных правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Данное требование закона при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ОГУЭП "Облкоммунэнерго" судьей (данные изъяты) районного суда г. Иркутска соблюдено не в полной мере.
В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административных правонарушениях выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В силу пунктов 2 и 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья обязан установить факт явки лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, или его представителя, а также выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины неявки участников процесса и принять решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
В соответствии с частью 3 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии со статьей 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник. В качестве защитника ли представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Неизвещение юридического лица, его представителя, а также потерпевших по делу о месте и времени рассмотрении дела противоречит нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которых представитель является таким же участником производства по делу об административном правонарушении, как и лицо, в отношении которого ведется производство по такому делу, и обладает равными с ним правами. Представитель должен быть извещен о месте и времени рассмотрения дела, как и лицо, в отношении которого ведется производство по делу, представитель не наделен обязанностью самостоятельно выяснять такую информацию.
Как следует из материалов дела, интересы юридического лица ОГУЭП "Облкоммунэнерго" признаны представлять как генеральный директор ОГУЭП "Облкоммунэнерго" Г., так и представители В., Б, полномочия которых подтверждаются соответствующими доверенностями. Кроме того, потерпевшими по административному делу признаны сотрудники ОГУЭП "Облкоммунэнерго" Д., И., К., Л., М., Н., О., П., Р., С., Т., У., Ф., Х. Ш., Щ., Э., Ю., Я., S., J., R., F., Y., G., Q., Z., W.
Судья (данные изъяты) районного суда г. Иркутска 30 декабря 2015 года принял решение по делу в отношении юридического лица ОГУЭП "Облкоммунэнерго" в отсутствие сведений о надлежащем уведомлении о месте и времени судебных заседаний Дата изъята , Дата изъята , Дата изъята как представителей юридического лица, так и потерпевших.
Следовательно, при рассмотрении материалов административного дела в отношении ОГУЭП "Облкоммунэнерго" судьей (данные изъяты) районного суда г. Иркутска не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также прав потерпевших, предусмотренных частью 2 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в результате чего право указанных лиц на судебную защиту было нарушено.
Исходя из части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
На основании изложенного, постановление судьи (данные изъяты) районного суда г. Иркутска от 30 декабря 2015 года подлежит отмене в связи с существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет один год.
Таким образом, на момент рассмотрения судьей Иркутского областного суда дела по жалобе на решение судьи (данные изъяты) районного суда г. Иркутска от 30 декабря 2015 года срок давности привлечения ОГУЭП "Облкоммунэнерго" к административной ответственности не истек.
Дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - ОГУЭП "Облкоммунэнерго" возвратить на новое рассмотрение в (данные изъяты) районный суд г. Иркутска.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
жалобу защитника ОГУЭП "Облкоммунэнерго" Б удовлетворить частично.
Решение судьи (данные изъяты) районного суда г. Иркутска от 30 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Областного государственного унитарного энергетического предприятия "Облкоммунэнерго" отменить.
Материалы дела об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОГУЭП "Облкоммунэнерго" вернуть на новое рассмотрение в (данные изъяты) районный суд г. Иркутска.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда.
Судья А.Л. Барская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.