Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Кубаревой Т.В.,
судей Лепской К.И. и Парфеновой Т.В.
при секретаре Некрасовой В.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
01 марта 2016 года
по докладу судьи Кубаревой Т.В.
дело по апелляционной жалобе Царевой А.Н. на решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 19 ноября 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Царевой А.Н. к Администрации "данные изъяты" Тверской области о признании незаконным решения об исключении из списков участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и возложении обязанности восстановить в списках участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на "данные изъяты" годы отказать".
Судебная коллегия
установила:
Царева А.Н. обратилась в суд с иском к администрации города "данные изъяты" области о признании незаконным решения об исключении из списков участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и возложении обязанности восстановить в списках участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на "данные изъяты" годы.
В обоснование исковых требований указано, что семья истца, она и ее сын Царев К.Б. состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, в администрации города "данные изъяты" области с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ семья истца была включена в списки участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на "данные изъяты" годы". При формировании списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей "данные изъяты" годы", составленного на "данные изъяты" год, семья истца занимала "данные изъяты" позицию.
ДД.ММ.ГГГГ в списки участников программы была включена Царева О.Б., ДД.ММ.ГГГГ рождения (согласно заявлению Царевой А.Н.).
ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" семей получили (согласно очереди) сертификаты на социальную выплату. В "данные изъяты" году очередь на получение указанной выплаты продвинулась на "данные изъяты" семьи. Одновременно с этим из списков молодых семей-участников подпрограммы была исключена одна семья, в связи с чем семья истца находилась на первом месте на получение социальной выплаты. В "данные изъяты" году на основании списков молодых семей, "данные изъяты" семьи получили выплату. При формировании списков на "данные изъяты" год, учитывая рекомендательные письма Комитета по делам молодежи Тверской области, в первоочередном порядке в список участников подпрограммы были включены молодые семьи, имеющие троих и более детей. Согласно условиям данной подпрограммы ее участниками могут быть молодые семьи, где возраст супругов (в неполной семье возраст родителя) не должен превышать 35 лет.
ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось "данные изъяты" лет, в связи с чем ее семья была исключена из списка участников подпрограммы. Между тем, истец считает, что поскольку на момент принятия решения о включении семьи истца в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты для участия в подпрограмме, она соответствовала всем предъявляемым требованиям, то исключение ее семьи из подпрограммы "Обеспечение жильем молодой семьи" в "данные изъяты" году является незаконным.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Тверской области, Комитет по делам молодежи Тверской области.
В судебном заседании истец Царева А.Н. и ее представитель Конатовский А.Е. поддержали исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Администрации "данные изъяты" Тверской области Нагаева О.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что с достижением "данные изъяты" летнего возраста истец с семьей утратила основания для государственной поддержки в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей города "данные изъяты" на "данные изъяты" г.г." и правомерно была исключена из списка молодых семей - участников данной подпрограммы.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Тверской области в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по делам молодежи Тверской области в судебное заседание не явился.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Царевой А.Н. ставится вопрос об отмене решения суда и предлагается постановить по делу новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы Царева А.Н. указала на то, что не могла влиять на период ожидания и получение выплаты, а отсутствие финансирования данной подпрограммы не должно нарушать ее права. Считает, что поскольку она была включена в список участников подпрограммы, то она должна получить выплату несмотря на то, что достигла возраста "данные изъяты" лет.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В судебное заседание апелляционной инстанции явился представитель истца Царевой А.Н. по доверенности Конатовский А.Е.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем обусловленные положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации препятствия для рассмотрения дела в апелляционной инстанции отсутствуют.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца по доверенности Конатовского А.Е., поддержавшего доводы жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъясняется в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 постановления).
Судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции соответствует требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Царева А.Н. с семьей в количестве "данные изъяты" человек на основании распоряжения администрации "данные изъяты" Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ N, протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признана малоимущей, в целях постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда города "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ семья Царевой А.Н. (в составе "данные изъяты" человек) включена в список молодых семей-участников городской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей города Вышний Волочек на "данные изъяты" годы" на "данные изъяты" год.
На день принятия администрацией "данные изъяты" Тверской области указанного решения Царева А.Н., являясь одним родителем в неполной семье, соответствовала возрастному критерию участников программы.
ДД.ММ.ГГГГ Царева А.Н. обратилась в администрацию города Вышний Волочек Тверской области с заявлением о включении в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище на "данные изъяты" годы" молодой семьи в составе Царевой А.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Постановлением мэра "данные изъяты" Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей города "данные изъяты" на "данные изъяты" годы", разработанная в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на "данные изъяты" годы.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией "данные изъяты" Тверской области принято решение об утрате семьи Царевой А.Н. основания признания участницей программы "Обеспечение жильем молодых семей города "данные изъяты"" и исключении из списка участников программы в связи с достижением Царевой А.Н. возраста "данные изъяты" лет ( ДД.ММ.ГГГГ), о чем Царева А.Н. была уведомлена письмом от ДД.ММ.ГГГГ N.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Царевой А.Н. о признании незаконным указанного решения и возложении обязанности восстановить в списках участников подпрограммы, суд первой инстанции исходил из того, что участником, как предыдущей подпрограммы, так и программы на "данные изъяты" годы могла быть молодая семья, если возраст каждого из супругов или одного из родителей в неполной семье не превышал 35 лет. Несоблюдение этого условия, то есть достижение одним из супругов или родителем в неполной семье возраста "данные изъяты" лет исключает возможность участия семьи в подпрограмме и в соответствии с п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия признает правильными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на "данные изъяты" годы, в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на "данные изъяты" годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на "данные изъяты" годы являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила).
Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - социальная выплата, строительство индивидуального жилого дома), а также использования таких выплат (п. 1).
В соответствии с пп. "а" п. 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая, в том числе, следующему условию: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
При этом молодая семья должна соответствовать установленному возрастному критерию до момента включения молодой семьи органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году.
Постановлением мэра города "данные изъяты" Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей города "данные изъяты" на "данные изъяты" годы" (далее -Программа "данные изъяты" годы).
Из пункта "данные изъяты" раздела "данные изъяты" Программы "данные изъяты" годы следует, что участницей Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья - состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующему условию: возраст каждого из супругов либо одного из родителей в неполной семье на день принятия Комитетом по делам молодежи Тверской области решения о включении молодой семьи участницы Программы в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение или строительство индивидуального жилого дома (далее социальной выплаты) в планируемом году не превышает 35 лет.
Согласно пункту "данные изъяты" раздела "данные изъяты" Программы "данные изъяты" годы основанием для отказа в признании молодой семьи участницей Программы является
несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом "данные изъяты"
раздела "данные изъяты".
Таким образом, в связи с достижением Царевой А.Н. возраста "данные изъяты" лет семья истца утратила право на получение социальной выплаты в рамках реализации программы "Обеспечение жильем молодых семей города "данные изъяты" на "данные изъяты" годы".
Вопреки доводам апелляционной жалобы, факт признания молодой семьи участницей программы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в программе.
Как в силу подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на "данные изъяты" годы, так и долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей города "данные изъяты" на "данные изъяты" годы" молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
Таким образом, обжалуемое решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены постановленного решения по доводам жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 19 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Царевой А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Кубарева
Судьи К.И. Лепская
Т.В. Парфенова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.