Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Редченко Е.В., Брыкова И.И.,
при секретаре Портнове Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 февраля 2016 г. апелляционную жалобу Коркиной Татьяны Александровны на решение Пушкинского городского суда Московской области от 11 ноября 2015 г. по делу по административному исковому заявлению Коркиной Татьяны Александровны о признании незаконными действий Комитета по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области о предоставлении документа, подтверждающего нуждаемость в улучшении жилищных условий,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
установила:
Коркина Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Пушкинского муниципального района Московской области о признании незаконным требования Комитета по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области о предоставлении документа, подтверждающего нуждаемость в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований Коркина Т.А. указала, что являясь инвалидом второй группы с детства, в сентябре 2014 г. она обратилась в администрацию Пушкинского муниципального района с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты", для ведения личного подсобного хозяйства. Решением земельной комиссии от 03 октября 2014 г. ей было согласовано предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка. Коркиной Т.А. за свой счет были проведены работы по межеванию земельного участка. Постановлением администрации от 31 декабря 2014 г. была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет. Решением Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области Коркиной Т.А. было согласовано предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка. Однако, в письме комитета по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 01 июля 2015 г. у Коркиной Т.А. потребовали предоставления документа, подтверждающего ее нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Такое требование Коркина Т.А. считала незаконным и нарушающим ее права, поскольку полагала, что, являясь инвалидом второй группы, имеет право на предоставление земельного участка.
В судебное заседание в суде первой инстанции административный истец Коркина Т.А. не явилась. Ее представитель по доверенности Чернышева Т.И., административный иск поддержала.
Представитель административного ответчика - администрации Пушкинского муниципального района и комитета по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области по доверенности Улакова Е.В., против удовлетворения требований возражала.
Решением Пушкинского городского суда Московской области от 11 ноября 2015 г. в удовлетворении требований Коркиной Т.А. отказано.
В апелляционной жалобе Коркина Т.А. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание в суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле и извещенные о слушании дела в установленном порядке, не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представляли, их явка не признавалась обязательной, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных этим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Положениями статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901), инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями этих Правил, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Из системного анализа приведенных норм следует, что право на первоочередное получение земельных участков, в том числе для личного подсобного хозяйства, имеют инвалиды, которые в установленном законом порядке поставлены на учет и признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту своей регистрации.
Следовательно, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов, а на тех относящихся к указанной категории лиц, которые нуждаются в получении социальной поддержки в виде дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях или имеющих основания для постановки на такой учет.
Отсутствие у семьи, имеющей в своем составе инвалида, нуждаемости в улучшении жилищных условий исключает право этой семьи на первоочередное предоставление земельного участка в указанном порядке.
Из материалов дела усматривается, что 12 сентября 2014 г. Коркина Т.А. обратилась в администрацию Пушкинского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: "данные изъяты", "данные изъяты" для ведения личного подсобного хозяйства, как лицу, имеющему инвалидность.
Решением земельной комиссии при администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 03 октября 2014 г. N 17 согласовано предоставление Коркиной Т.А. в аренду сроком на десять лет испрашиваемого участка.
Постановлением администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 31 декабря 2014 г. N 3578 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
29 октября 2014 г. администрация Пушкинского муниципального района опубликовала в газете "Маяк" N 16 сообщение о намерении предоставить в аренду земельный участок площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: "данные изъяты" для ведения личного подсобного хозяйства. При этом оговорено, что земельный участок предоставляется инвалиду.
За счет денежных средств Коркиной Т.А. были проведены работы по межеванию земельного участка и 11 марта 2015 г. испрашиваемый земельный участок на был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер "данные изъяты".
Решением Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области от 25 июня 2015 г. N 24 Коркиной Т.А. согласовано заключение договора аренды сроком на 10 лет земельного участка площадью 1500 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты" категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "данные изъяты".
В письме Комитета по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района от 01 июля 2015 г. Коркиной Т.А. было сообщено о необходимости представить в отдел земельных отношений администрации документ, подтверждающий нуждаемость Коркиной Т.А. в улучшении жилищных условий.
Разрешая заявленные Коркиной Т.А. требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемые действия Комитета по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района соответствуют вышеприведенным положениям законодательства и каких-либо прав административного истца не нарушают.
Доводы в апелляционной жалобе Коркиной Т.А. о том, что при предоставлении инвалиду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства не предполагается строительство на нем жилого дома, в связи с чем не требуется выяснять вопрос о его нуждаемости в улучшении жилищных условий, опровергаются вышеприведенными положениями законодательства, которые указывают на возможность улучшения инвалидом жилищных условий, в том числе путем предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Кроме того, в силу пунктов 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 07 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) используется, в том числе для возведения жилого дома. Из материалов дела следует, что испрашиваемый Коркиной Т.А. земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, то есть предполагает возведение на участке жилого дома.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе в статье 17 Федерального закона не установлен перечень документов для предоставления инвалидом при испрашивании земельного участка.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда, которым отказано в признании незаконным требования Комитета по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области о предоставлении Коркиной Т.А. документа, подтверждающего нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пушкинского городского суда Московской области от 11 ноября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Коркиной Татьяны Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.