Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО14,
судей - ФИО19
при секретаре ФИО11
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Ингушетия на решение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены исковые требования ФИО1-Вагаповича, ФИО2 и ФИО3 к Управлению Федеральной миграционной службы России по Республике Ингушетия и Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия о восстановлении в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи ФИО14, доводы представителя УФМС России по РИ ФИО12, просившей решение суда отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить, истца ФИО1, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к УФМС России по РИ и Миннацу Ингушетии о восстановлении в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики, имеют соответствующий статус, который в очередной раз продлен до 9 августа 2016 г.
Уведомлением УФМС России по РИ от 12.11.2015 г. N им сообщило о том, что они исключены из сводного списка вынужденных переселенцев, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), в связи с получением ссуды, выплаченной согласно постановлению Правительства РФ от 28.01.1997 г. N 106. Из письма Миннаца Ингушетии от 2.10.2015 г. N хр N следует, что их исключили из списка лиц-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг. на 2016 г. в связи с отсутствием статуса вынужденного переселенца.
Указанные действия УФМС России по РИ и Миннаца Ингушетии считали незаконными, поскольку полученная ими ссуда была недостаточна для их жилищного обустройства. С учетом дополнений и уточнений требований, истцы просили признать незаконными действия Миннаца Ингушетии и УФМС России по РИ, выразившиеся в исключении их из сводного списка граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 на 2016 г., обязать УФМС России по РИ и Миннац Ингушетии восстановить их в сводном списке граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015" на 2016 г. с момента незаконного исключения.
Представитель Миннаца Ингушетии ФИО20 и представитель УФМС России по РИ ФИО13 требования не признали и просили отказать в их удовлетворении.
Решением суда требования истцов удовлетворены.
Решение суда обжаловано УФМС России по РИ, представитель которого в своей апелляционной жалобе ставил вопрос об отмене решения суда на том основании, что истцам выплачена ссуда на приобретение жилья и отсутствуют препятствия в жилищном обустройстве.
Истцы ФИО2 и ФИО7 М.Р., а также представитель Миннаца Ингушетии, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что согласно уведомлению Миннаца Ингушетии от 2.10.2015 г. N N и уведомлению УФМС России по РИ от 12.11.2015 г. N истцы исключены из сводного списка граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг. ФЦП "Жилище" на 2016 г. по причине того, что 16.10.2001 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ N 106 от 28.01.1997 г. "О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья" им выплачена возвратная беспроцентная ссуда в размере 29 808 рублей, кроме того Миннац Ингушетии указал на отсутствие у истцов статуса вынужденных переселенцев.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истцов, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности доводов ответчиков об отсутствии обстоятельств, препятствующих жилищному обустройству ФИО15.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается в связи с тем, что он основан на положениях Закона РФ "О вынужденных переселенцах", постановления Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. N 845, постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153.
Так, в соответствии с подпунктом 3 п. 3 ст. 7 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, участвуют в реализации мероприятий по обеспечению вынужденных переселенцев жилыми помещениями для постоянного проживания.
В п. 1 ст. 10 указанного Закона помимо прочего установлено, что к основным направлениям работы миграционной службы с вынужденными переселенцами относится оказание им содействия в обустройстве и всесторонняя их поддержка в пределах своих полномочий.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 7 вышеназванного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а именно правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 г., утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153.
Согласно подпункту "ж" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг., утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N153, право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
В соответствии с п. 26 указанных Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в данном случае - Миннац Ингушетии) на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год и утверждает его.
Абзацем 3 названного пункта установлено, что сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 Правил (вынужденных переселенцев), до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы, что представителями ответчиков не отрицается.
Кроме того, согласно постановлению Госстроя РФ от 30 августа 2001 г. N 103 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья за IV квартал 2000 г. для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставлялись за счет средств федерального бюджета" на момент получения указанной ссуды стоимость квадратного метра общей площади жилого помещения в Республике Ингушетия составляла 2 850 руб. Согласно материалам дела на момент получения ссуды семья истцов состояла из 5-ти человек. При норме жилой площади, установленной ст. 38 Жилищного кодекса РСФСР в размере 12 м2, истцы в составе семьи из 5-ти человек не могли жилищно обустроиться в виду отсутствия достаточных средств для приобретения жилой площади (при необходимых 60 м2 истцы могли приобрести лишь 10,5 м2, т.е. менее 2,5 м2 на человека). Полученная истцами ссуда не могла решить проблему их жилищного обустройства в силу незначительности.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости восстановления истцов в сводных списках вынужденных переселенцев, восстановление Управлением ФМС России по РИ истцов в сводном списке вынужденных переселенцев, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), влечет их включение Миннацем Ингушетии в соответствующий сводный список на 2016 г.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда первой инстанции, которым удовлетворены требования истцов, законным и обоснованным, доводы жалобы не содержат оснований для отмены либо изменения решения суда, а лишь повторяют позицию представителя в суде первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены требования ФИО1- ФИО21, ФИО2 и ФИО3 к Управлению Федеральной миграционной службы России по Республике Ингушетия по Республике Ингушетия и Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия о восстановлении в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Ингушетия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
Верно:
Судья ФИО14
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.