Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО1,
судей - ФИО1 и ФИО1,
при секретаре ФИО1
рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 административного ответчика на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по делу по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО1-Мажитовны и ФИО1 о признании неправомерными действий Управления Федеральной миграционной службы по "адрес" (далее - ФИО1 по РИ).
Заслушав доклад судьи ФИО1, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы в 1995 г. вынужденно покинули место постоянного проживания в Чеченской Республике и обосновались в "адрес". Территориальным органом миграционной службы по месту пребывания им предоставлен статус вынужденного переселенца, срок действия которого регулярно продлевался. При очередном обращении административным истцам отказано в продлении указанного срока в связи с выплатой в 1998 г. компенсации в размере 112950 руб. в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, которым утвержден Порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно (далее - Порядок). Как указывают административные истцы, ввиду выплаты указанной компенсации им отказано в продлении статуса вынужденного переселенца, а также они исключены из сводного списка вынужденных переселенцев из Чеченской Республики сформированного на 2016 г.
Полагая действия органа государственной власти неправомерными, просили суд обязать ФИО1 по РИ продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца и восстановить их в сводном списке вынужденных переселенцев из ЧР, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании административные истцы поддержали требования по мотивам, изложенным в административном иске и просили их удовлетворить.
ФИО1 по РИ ФИО1 в удовлетворении требований просила отказать.
Решением суда административное исковое заявление удовлетворено частично. Суд обязал ФИО1 по РИ продлить административным истцам срок действия статуса вынужденного переселенца на один год со дня вступления решения в законную силу. Производство по делу в части остальных требований прекращено.
В апелляционной жалобе ФИО1 административного ответчика просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении требований административных истцов. В обоснование жалобы указывает, что административные истцы утратили право на продление срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с выплатой им компенсации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав ФИО1 по РИ ФИО1, просившую удовлетворить жалобу по доводам, изложенным в ней, ФИО1 Б.А. и ФИО1 Л.А., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-1 статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
В соответствии с пунктом 22 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом ФМС ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 218, срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца.
Как усматривается из материалов дела, административные истцы являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики и нуждаются в жилищном обустройстве. Срок действия статуса вынужденного переселенца им продлен до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно письму ФИО1 по РИ от ДД.ММ.ГГГГ N административным истцам отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с получением ими в 1998 г. компенсации за утраченное жилье и имущество в размере 112950 руб., предусмотренной Порядком.
Так, согласно решению Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным и недействующим п. 19 указанного Порядка. В соответствии с данным решением суда получение гражданами компенсации за утраченное жилье могло бы служить основанием к снятию заявителей с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания, с учетом установленных в данном регионе норм.
Таким образом, обстоятельством, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела, является выяснение вопроса о соответствии выплаченной административным истцам компенсации стоимости утраченного жилья, то есть давал ли размер этой компенсации возможность приобрести на момент ее выплаты другое жилье по новому месту проживания, с учетом установленных в данном районе норм.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 38 Жилищного кодекса РСФСР норма жилой площади, установленная для постановки на очередь для улучшения жилищных условий на одного человека (учетная норма), в "адрес" на 1998 г. составляла 12 кв.м.
Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18-37 "О размерах рыночной стоимости жилья на первое полугодие 1998 г. для реализации президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по ФИО1 на первое полугодие 1998 г. в размере 2800 руб.
В силу п. 5 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 510 начисление компенсации за утраченное жилье осуществляется по средним российским ценам за 1 кв. метр общей площади жилья, определяемым Федеральной службой государственной статистики на начало года.
При определении размера компенсации учитываются члены семьи, временно отсутствовавшие в период разрешения кризиса в Чеченской Республике в связи с выбытием на учебу, военную службу, лечение, в длительную командировку, при условии отсутствия у них любого иного постоянного жилья. Факты нахождения на учебе, военной службе, лечении, в длительной командировке должны быть подтверждены соответствующими документами.
Право на получение компенсации за утраченное жилье распространяется на членов семьи, состоящих в ней на день подачи заявления.
Из выписки из базы данных ФИО1 по РИ усматривается, что семья административных истцов на момент подачи заявления об оказании государственной поддержки и получения компенсации состояла из четырех человек (все административные истцы и ФИО1 А.С.). Размер выплаченной им компенсации составляет 112950 руб.
Таким образом, на момент выплаты компенсации в 1998 г. на одного члена семьи административных истцов приходилось 10 кв.м. (112950 руб. : 2800 руб. : 4 человека) общей площади жилого помещения, то есть менее учетной нормы, установленной на указанный период в "адрес".
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции о неправомерности действий ФИО1 по РИ, выразившихся в отказе в продлении административным истцам срока действия статуса вынужденного переселенца.
Вместе с тем, вывод суда о том, что требования ФИО1 о восстановлении их в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, судебная коллегия полагает необоснованным, поскольку восстановление административных истцов в указанном списке является следствием продления им срока действия статуса вынужденного переселенца.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по делу по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО1-Мажитовны и ФИО1 о признании неправомерными действий Управления Федеральной миграционной службы по "адрес" отменить в части прекращения производства по делу и в указанной части принять новое решение, которым обязать ФИО1 по "адрес" включить административных истцов в сводный список вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сформированный на 2016 г.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.