Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО12,
судей - ФИО13 и ФИО11,
при секретаре ФИО9
рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе УФМС России по "адрес" на решение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 и ФИО3 на неправомерные действия Управления Федеральной миграционной службы по "адрес".
Заслушав доклад судьи ФИО11, судебная коллегия
установила:
Административные истцы в заявлении указывают, что миграционной службой в 1995 году были наделены статусом вынужденного переселенца из Чеченской Республики, срок действия которого систематически продлевался, а в последний раз - до ДД.ММ.ГГГГ При очередном обращении УФМС России по "адрес" отказало им в продлении срока действия указанного статуса в связи с получением в 1998 году компенсации за утраченное жилье и имущество в размере 133 360 руб. в составе семьи ФИО4. Указывая, что после дефолта 1998 года денежные средства обесценились и не позволяли им приобрести жилье, административные истцы просили признать действия УФМС России по "адрес" неправомерными, обязать продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца и восстановить в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель УФМС России по "адрес" ФИО10 просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с обустройством истцов на новом месте.
Административный истец ФИО6 Л.Б., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явилась.
Проверив обоснованность доводов жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя УФМС России по "адрес" ФИО10, поддержавшей доводы жалобы, административных истцов ФИО6 А.А. и ФИО6 И.Б., просивших решение суда оставить в силе, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Согласно ч. 5. ст. 15 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-1 (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 510 предусмотрены компенсационные выплаты за причиненный материальный ущерб гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике.
Утвержденный этим Постановлением Порядок определяет категории граждан, имеющих право на получение компенсаций за жилье и/или имущество, а также устанавливает размеры компенсационных выплат и условия их предоставления.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Порядка компенсация за утраченное жилье устанавливается из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья исходя из нормы 18 кв. метров общей площади на каждого члена семьи (для граждан, зарегистрированных (прописанных) на занимаемой ранее площади в единственном числе, - 29 кв. метров общей площади), но не более 120 тыс. рублей на семью.
В соответствии с пунктом 6 Порядка компенсация за утраченное имущество устанавливается в размере 5 000 руб. на каждого члена семьи для семей, имеющих в своем составе до 3 человек включительно, и в размере 1 000 руб. на каждого последующего члена семьи, но не более 20 000 руб. на одну семью.
Как усматривается из материалов дела, административные истцы являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики, срок действия статуса вынужденного переселенца им продлен до ДД.ММ.ГГГГ
Из уведомления УФМС России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что административным истцам отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с получением в 1998 г. в составе семьи ФИО6 Б.Д. компенсации за утраченное жилье и имущество в размере 133 360 руб. на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 510.
Вступившим в законную силу заочным решением Назрановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО6 Б.Д. в пользу ФИО6 А.А. взыскана доля компенсации в размере 101 825 руб., в том числе: за утраченное жилье - 90 000 руб., компенсация за имущество - 10 018 руб.
Решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным и недействующим п. 19 указанного Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно. В нем указано, что получение гражданами компенсации за утраченное жилье могло бы служить основанием к снятию заявителей с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания, с учетом установленных в данном регионе норм.
Таким образом, обстоятельством имеющим существенное значение для правильного разрешения дела, является, выяснение вопроса о соответствии выплаченной заявителям компенсации стоимости утраченного жилья.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Норма жилой площади, установленная для постановки на очередь для улучшения жилищных условий на одного человека (учетная норма), в "адрес" в 1998 г. составляла 12 кв.м.
Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18-37 "О размерах рыночной стоимости жилья на первое полугодие 1998 г. для реализации президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по России на первое полугодие 1998 г. в размере 2 800 руб.
В силу п. 5 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 510 право на получение компенсации за утраченное жилье распространяется на членов семьи, состоящих в ней на день подачи заявления.
Как следует из выписки базы данных УФМС России по "адрес", семья административных истцов на момент получения компенсации состояла из четырех человек ( ФИО6 Б.Д., ФИО6 А.А., ФИО6 И.Б. и ФИО6 Л.Б.). Размер взысканной с ФИО6 Б.Д. в пользу административного истца ФИО6 А.А. компенсации за утраченное жилье согласно решению суда составляет 90 000 руб. Таким образом, на одного члена семьи приходится 10,7 кв.м. (90 000 руб. : 2800 руб. : 3 человека) общей площади жилого помещения, то есть менее учетной нормы.
При таких обстоятельствах, поскольку доводы административных истцов о необустроенности на новом месте жительства подтверждаются материалами дела и административным ответчиком не опровергнуты, судебная коллегия находит решение суда законным, обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Руководствуясь п. 1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 и ФИО3 на неправомерные действия Управления Федеральной миграционной службы по "адрес" оставить без изменения.
Апелляционную жалобу УФМС России по "адрес" оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
Верно:
Судья Верховного Суда
Республики Ингушетия ФИО11
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.